Музей технической мысли «Марфа Посадница» — это гостевая экспозиция и расположена она в деревянном особняке Морозова, где сохранились подлинные элементы интерьера.
Экспозиция музея обращает внимание посетителей на развитие кустарных промыслов, находчивость, предприимчивость и выдумку ремесленников, народные традиции Гороховецкого уезда, а затем совершает прыжок в историю развития промышленности региона.
Вы сможете узнать, как выходец из крестьянской семьи стал владельцем судостроительного завода, где была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница», какое отношение к Гороховцу имеет великий русский инженер В. Г. Шухов.
Экспозиция музея раскрывает тему появления и развития котельно-судостроительного промысла как результата преемственности поколений судостроителей Гороховецкого уезда и окрестностей.
Начало строительства металлических судов на реках Клязьма и Ока было обусловлено наличием квалифицированной рабочей силы для производства изделий из листового и сортового металлического проката — котельщиков.
А строительство в Гороховце крупнейшей в мире нефтеналивной баржи «Марфа Посадница» историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении.
Гороховецкая игрушка.
Стоимость входного билета в музей чисто символическая.
Однако, перед тем как утром купить билет и посетить музей я спросил у гида (по совместительству и кассира) почему судовладелец Сироткин назвал свою баржу таким интересным именем?
На это музейный "гид" ответить затруднилась.
Потом подумала немного, наморщила лоб и выдала что Сироткин являлся старовером, и поэтому назвал баржу именем известной староверки Марфы Посадницы.
Я считаю что неплохо знаю отечественную историю (правда как для простого путешественника, а не "доктора исторических наук"), поэтому сразу же засомневался.
Я спросил как новгородка Марфа Посадница (Борецкая) жившая в конце 15-го века могла являться староверкой, если староверы появились только спустя 150 лет во время никоновской церковной реформы?
Марфа посадница пострадала не за веру, а за антимосковскую политику и стремление сохранить самостоятельность и новгородскую демократию (вече).
И не стоит путать Марфу Посадницу с боярыней Морозовой.
Экскурсовод заявила что этот вопрос не входит в её компетенцию и не имеет отношения к тематике музея.
Я не согласился и сказал что она не интересующаяся своей работой женщина, я таких нелюбознательных гидов по музею не люблю.
И что у меня есть пока время прогуляться по другим музеям Гороховца.
А под вечер я обязательно вернусь в этот музей и если она не ответит мне на мой вопрос, то посещать музей я не буду.
Забегая вперед скажу, что я вернулся вечером и конечно вновь вразумительного ответа на свой вопрос не получил. Видимо эта нелюбознательная дама забыла обо мне утром сразу же как я вышел из ее музея.
Между тем сам я даром времени не терял и пока гулял по Гороховцу и знакомился с его историей, то размышлял над мучившим меня вопросом и задавал его всем сотрудникам других немногочисленных музеев этого города.
Осматривая красоты городка я мучил мобильный интернет и искал там ответ на вопрос о названии баржи, однако ответа на просторах интернета я не находил.
Была информация и о Сироткине, и о самой барже.
Но почему баржа названа в честь этой Марфы из Великого Новгорода?
Вместе с ней мы с помощью "мозгового штурма" мы докопались до ответа.
Однако, чтобы сохранить интригу я ответ на этот вопрос в тескте этого материала Вам не выложу.
Подумайте сами и в комментариях напишите Ваши версии.
Если версий нет, то можете просто оставить смайлик в комментарии или напишите в комментарии: "не знаю".
Как только все поставят лайки и напишут комментарии, то я напишу там же свою версию ответа на вопрос, до которого мы додумались с экскурсоводом из музея самоваров.
Кстати, сильно голову не ломайте, так как ответ лежит на поверхности. Ответ в области психологии и аналогии.
Люблю я гидов, что не просто продают билеты и ведут дежурные экскурсии, а ещё и интересуются своей работой по настоящему!
Но вернемся к музею. И хотя ответа от нелюбопытной дамы из этого музея я не получил, я не обиделся на неё и таки решил осмотреть этот любопытный музей.
На интерактивном экране представлена книга 19-го века о местных профессиях горожан.
Ремесла, процветающие в Гороховце.
Главная идея экспозиции – рассказ о котельном промысле как результате преемственности поколений, лежащем в основе создания судостроительных заводов в Гороховецкое уезде и окрестностям.
Разделы экспозиции концентрируют внимание на отдельных аспектах, тесно связанных с развитием промышленности: отходничестве, котельных мастерских, семейных династиях котельщиков и создателях судостроительных заводов.
"Котельщики" после завершения постройки резервуара.
Труд котельщиков был настолько тяжел, что люди теряли слух. За это их прозвали глухарями.
В начале прошлого века прошлого была очень тяжелой, но прибыльной.
Зарабатывали котельщики примерно 100-150 рублей в месяц — по тем временам целое состояние. Специализировались мастера на работе по металлу, тяжелыми молотками и кувалдами скрепляли металлические детали клёпками.
Гороховецких котельщиков приглашали на заводы других городов.
На этой карте показаны места отхода (вахты по современному названию) гороховецких котельщиков.
Харьковский паровозостроительный завод. Котельщики при завершении строительства юбилейного (тысячного) паровоза.
Самый случайный экспонат музея — детский велосипед начала 20-го века.
Иван Александрович Шорин родился в 1860 г. в деревне Выезд (Красносельская волость Гороховецкого уезда Владимирской губернии) в семье Александра Петровича Шорина (1828-1918).
Семья была крестьянской, а вероисповедание — старообрядчество Поморского брачного согласия.
Иван Александрович взял пример со своих родителей и всю жизнь соблюдал традиции старообрядчества, в 1900-е годы возглавлял старообрядческую общину с. Красного.
Эта культура способствовала ему в успешной предпринимательской и купеческой деятельности.
И. А. Шорин получил только начальное 3-х летнее образование. С 17 лет занимался отхожим промыслом на винокуренных заводах.
В возрасте 23 лет поступил работать к инженеру Альтфатеру, сначала табельщиком на постройке резервуаров, потом стал котельным мастером и работал у него до 1888 г. в самых разных городах страны: Орле, Царицыне, Москве, Батуми, Либаве, Нижнем Новгороде …
Иван Александрович постоянно занимался самообразованием, перенимал знания и практический опыт у тех, с кем работал.
С 1888 по 1897 год работал в должности мастера, старшего мастера в «Строительной конторе инженера А. В. Бари», которая располагалась в Москве. По всей России эта контора строила мосты, резервуары, продуктопроводы, суда, баржи и нефтяные станции. Кроме того, завод Бари изготавливал строительные конструкции и котлы.
В 1897 г. И. А. Шорин занял пост начальника мастерских на ст. Тихорецкая (Владикавказская ж/д). На этой должности он находился до 1902 г.
В семье Ивана Александровича и его жены Евдокии Ивановны родилось восемь детей, пятеро дочерей и трое сыновей.
Работа мужа требовала постоянных переездов, поэтому, все дети родились в разных городах, никто не родился в родных местах и ни в одном месте не родилось двое.
В 1902 году Иван Александрович вместе с семьёй вернулся в свои родные края и поселился в с. Красном, рядом с Гороховцом.
Дом, построенный И. А. Шориным для свой семьи, сохранился до наших дней. (Современный адрес: Гороховец, ул. Садовая, д. 1.)
В Гороховце он купил у купца С.И. Семенычева некоторый инструмент и постройки судостроительного завода.
22 октября 1902 года считается датой основания Гороховецкого котельного и судостроительного завода.
В дальнейшем завод существенно расширился, были построены новые цеха и закуплено оборудование. Так, в 1904 году И. А. Шорин запросил и получил от городских властей разрешение на установку на заводе нефтяного двигателя.
В период 1902-1918 годов предприятие производило следующее:
Транспортные суда;
Рейдовые суда
Котлы и резервуары
Строительные конструкции;
Сельхозинвентарь
Уже в 1903 году по заказу Тер-Акопова была построена баржа для транспортировки керосина длиной 107 метров.
В 1907 на предприятии была построена баржа «Марфа Посадница» (по проекту знаменитого Шухова), которая считалась на то время крупнейшей во всём мире; её длина — 172 м, ширина — 24 м, а высота борта — 3,85 м.
Грузоподъёмность баржи —до 12000 тонн.
Современные учёные-историки речного флота считают, что это событие стало переворотом в речном судостроении. Строительство баржи заказал Дмитрий Васильевич Сироткин — председатель биржевого общества Нижнего Новгорода.
Он являлся председателем совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, председатель совета Нижегородской общины.
Фото баржи "Марфа Посадница" во время достройки. Гороховец, 1907 год.
В 1913 году по заказу Астраханского губернского управления на заводе был построен и полностью оснащен медицинским и санитарным оборудованием плавучий госпиталь.
Начиная с 1911 года завод изготовлял оборудование для плотин и шлюзов на реке Северный Донец и осуществлял его монтаж.
В 1913 году завод Шорина получил государственный заказ на изготовление и монтаж оборудования для шлюзов Мариинской водной системы на р. Шексна и в течение нескольких лет исполнял его.
В 14-15 годах, после начала Первой мировой войны, выпуск судов значительно сократился. Завод изготовлял строительные конструкции, оборудование для химических заводов.
Годовой оборот завода в период его расцвета достигал 800 000 рублей. На заводе работало около 400 человек постоянных рабочих. В зимние месяцы, в период закладки и строительства барж и судов, число рабочих доходило до одной тысячи.
Иван Александрович смог привлечь к работе талантливых сотрудников и рабочих, благодаря чему завод постоянно улучшался и совершенствовался.
Сыновья И.А. Шорина с молодых лет помогали отцу. Старший сын, Михаил, со дня основания завода и до национализации в октябре 1918 года был управляющим завода, а до 1928 года работал в должности технического директора. Младший сын, Семен, работал на заводе с подросткового возраста с 1911 по 1923 год кассиром, бухгалтером, заведующим конторой. Средний сын, Петр, был призван в армию в 1915 г. Уже после смерти отца, возвратясь с фронта, в 20-30 годы он работал на заводе разметчиком.
Иван Александрович Шорин, как и многие известные купцы и предприниматели, также занимался благотворительностью. В 1913 г. на его деньги были построены школа вместимостью в 100 человек и молельный дом в д. Выезд. Во время Первой мировой войны И. А. Шорин на собственные деньги содержал лазарет в Гороховце на 25 коек; этот лазарет предназначался для солдат.
До революции 1917 года И.А. Шорин являлся гласным уездного земского собрания Гороховца, был мировым судьей.
Иван Александрович всю жизнь гордился своим крестьянским происхождением, имея предложение записаться в купцы, отказался от него. Всех своих детей приучал к работе в саду и в поле, хотя практической необходимости в этом, конечно, не было.
Иван Александрович Шорин скончался 8 апреля (26 марта по ст. стилю) 1918 года в 58-летнем возрасте. Он был похоронен на старообрядческом кладбище д. Выезд. На церемонию похорон собрался весь город и уезд. Гроб Ивана Александровича несли на руках от села Красного до самого места погребения. В течение похорон на заводе гудели гудки не переставая.
В 1990-е годы памятник на могиле И.А.Шорина был разрушен. Восстановлен в 2016 году.
Дальше в музее представлена в интерактивном виде история старообрядчества в России.
Кое-что я тут изучил, но далеко не всё.
Жаль времени на осмотр было немного иначе бы я на час-другой завис бы только у этого стенда с историей старообрядчетва.
Все из Вас слышали о Шуховской башне.
А знаете кто такой Шухов?
Владимир Григорьевич Шухов (1853 г. Курская губерния — 1939 г., Москва) — русский и советский изобретатель, архитектор, ученый; член-корреспондент (1928) и почётный член (1929) АН СССР, лауреат премии Ленина (1929), Герой Труда (23 апреля 1928).
Автор проектов и технический руководитель строительства первых рос. нефтепроводов (1878) и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти (1931).
В. Г. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки.
Впоследствии архитекторы хай-тека, знаменитые Фуллер и Фостер, окончательно внедрили сетчатые оболочки в современную практику строительства, и в XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий.
Шухов ввёл в архитектуру форму однополостного гиперболоидного вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции.
Одним из создателей проекта баржи "Марфа Посадница" был знаменитый инженер В. Г. Шухов.
И эту информацию я прочел с неподдельной гордостью за мой Липецк.
Первая в мире гиперболоидная конструкция.
Башня предназначалась для Всероссийской выставки, проходившей 28 мая (9 июня) — 1 (13) октября 1896 г. в Нижнем Новгороде, и является первым шуховским сооружением такого рода.
После окончания выставки, в конце 1896 года, башня была перенесена в имение мецената Нечаева-Мальцева в селе Полибино (Данковского р-на Липецкой области) у Куликова Поля.
Макет радио-башни конструкции Шухова, установленной в Москве в 1922 году.
Существует версия, что название романа А. Н. Толстого "Гиперболоид инженера Гарина", а в какой-то мере и сам роман, появились под впечатлением гиперболоидных конструкций Шухова, в частности, завершившегося в 1922 году и вызвавшего большой общественный резонанс строительства гиперболоидной конструкции в Москве, отличавшейся простотой и своеобразием, являвшейся образцом блестящей конструкции и вершиной строительного искусства.
Теперь несколько строк о доме Морозовых, в котором размещён музей.
1
Деревянный сказочный теремок, в облике которого сочетаются формы модерна и русского стиля построен в начале XX в.
Главный фасад дома богато украшен деревянными резными элементами – творение рук известных гороховецких плотников- якушей.
Ассиметричный объем здания завершается двумя башенками с чешуйчатым покрытием.
Не менее нарядными выглядят интерьеры дома, где полностью сохранены изначальная планировка, несколько кафельных печей с декором в стиле модерн, двери, лепные потолочные карнизы.
Пол оригинальный.
Дом был построен Шориным и затем подарен своему зятю, купцу Морозову (также старообрядцу).
В одном из помещений уцелел витраж с цветными стеклами.