Вдали от шума городского. Сизьма
Красавица резная, расписная, милая сердцу Вологда
Красавица резная, расписная, милая сердцу Вологда. Продолжение
Северная Фиваида — так назывался туристический тур, знакомящий со старинными монастырями, возникшими в глухих северных лесах среди рек и озер, которыми богат Вологодский край. Автобусная экскурсия имеет ряд преимуществ перед самостоятельным передвижением: не надо заботиться ни о транспорте, ни о билетах на посещение достопримечательностей, ни о пропитании, но все перечисленные преференции меркнут по сравнению с упущенными возможностями отклоняться от запланированного маршрута, зависнуть там, где сердечко требует остановки для любования, созерцания, погружения, и главное, как в случае с монастырями, сложно отойти подальше от группы в поисках перспективных видов благодати, сотворенной благословенной монашеской рукой. Перед поездкой я нафантазировала, что смогу избежать хождения в строю, но не случилось, так как темп и план задавался экскурсоводом. Это, пожалуй, главное разочарование от организованной экскурсии, все остальное меня устроило. Ну и с погодой не повезло — из череды прекрасных июльских дней на визит к монастырям выдался самый мрачный и ветреный.
Из Вологды отъезд состоялся в полдевятого утра, и нам предстояло преодолеть 128 км пути до маленького городка Кириллова, где находится Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, а после запланированного обеда в 13.00 — переезд в деревню Ферапонтово, что в 20 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Избрав путь искажения последовательности перемещений, начинаю рассказ с лучшего, что случилось со мной за эту поездку, то есть с Ферапонтова монастыря (музея фресок Дионисия) — собственно ради этого события я и отдала себя в руки массовиков турбизнеса. Завидую автомобилистам — они ни от кого не зависят.
Вернемся к Дионисию, кем-то названным Моцартом русской живописи. В годы литературного голода, в начале 80-х, подруга посоветовала мне книгу Владимира Солоухина «Письма из Русского музея». Читала я ее на одном дыхании — так была необычна и доверительна манера письма, что все авторские откровения воспринимались молодой неискушенной душой как истина в последней инстанции. На долгие годы запомнилась фраза от Солоухина: «…нужно ехать на Белое озеро, чтобы видеть Дионисия во всем его могуществе и блеске….вас окружает такая ясная, такая радостная, такая мажорная красота, что на душе вдруг делается радостно и празднично. Особенно поражает сочетание неизъяснимой легкости, светлости с торжественностью и своеобразным пафосом. Это-как Кустодиев после мастеровитого, но тяжеловатого Репина или даже великого Сурикова. А еще вернее — как Пушкин после блестящего, но уж слишком монументального Гавриила Державина. „Веселое имя Пушкин!“ — было сказано Блоком. Яркая, светлая живопись Дионисия!». Все названные имена любимы и их творчество созвучно моему душевному настрою.
Прошелестел ни один десяток лет, приблизив миг — я еду смотреть фрески Дионисия. Время, проведенное в пути, прошло с пользой: экскурсовод без устали вещала о духовном подвиге сподвижников Сергия Радонежского, активно продвигающего идею общежительных монастырей вдали от Москвы, на необжитых северных землях. И вот монахи московского Симонова монастыря Кирилл и Ферапонт по благословению Сергея Радонежского плывут на лодке против течения Шексны покорять русский Север, чтобы нести туда свет христианства. Спустя время пути их разошлись: Кирилл остается на Сиверском озере и основывает на его берегу общежительный монастырь, а Ферапонт строит свой особножительный монастырь в 15 верстах от монастыря Кирилла между Бородавским и Паским озерами. К каждому из них приходят свои монахи и послушники, каждый возводит свой главный собор — Кирилл в честь Успения Богородицы, а Ферапонт в честь Рождества Богородицы
Завораживающая картина места, вдали от мирской суеты, где белоснежный Ферапонтов монастырь зацепился за небольшую возвышенность, сроднившись с безмолвным озером, темным небом и удивительной тишиной
Сосны — защитники и стражи, люди, отдыхающие на ковре из зеленого разнотравья, слушают тихий всплеск волн, веками перекатывающих прибрежную гальку — все это создает ощущение дистиллированного покоя. Я не большой специалист по культовым сооружениям, но здесь-моя стихия, начиная от общей гармонии до естественного облика святыни, не убитого, а убедительного — современные реставраторы не успели превратить монастырь в «пасхальное яйцо», украшенное броской позолотой и безупречностью отделки (как это происходит с другими монастырями, одетыми, словно с иголочки)
Возьму на себя смелость сказать: «слава Богу, ферапонтовскому чуду удалось устоять перед чрезмерной заботой и сохранить свою аутентичность». По сравнению со своим собратом — Кирилло-Белозерским монастырем он камерный и по-домашнему уютный. При монастыре существует сообщество научных работников, которые совмещают служение науке и искусству с экскурсионной деятельностью, и общение с прекрасно подготовленным экскурсоводом, оставляет приятный след в душе, во всяком случае, в моей. Слушала бы и слушала красивую, умную, стильную, увлеченную женщину, довольно молодую, у которой прекрасно поставлен голос — как же интересно и небанально она провела экскурсию. Надо было записать ее имя и фамилию (поинтересовалась), но не удосужилась зафиксировать, так как собиралась писать отзыв по свежим воспоминаниям, и мысли не было, что время довольно быстро сотрет из памяти то немногое, что удалось про нее выяснить. А бы была хорошая рекомендация… Не суть важно — главное то, что в этом месте люди очень ответственно и красиво проводят экскурсии. И вот мы идем осматривать монастырь. Территория вокруг него и внутри стен достаточно ухожена, все аккуратненько и прибрано. Иначе и быть не могло — это же памятник всемирного значения, в 2000 году внесенный ЮНЕСКО в список всемирного наследия
Вход на территорию осуществляется через Святые врата в виде двух одинаковых конусовидных башен, разделяющих «прошлое и настоящее, временное и вечное» (Е. Стрельникова)
Над Святыми воротами находится действующая надвратная церковь — единственное место на территории монастыря, где ведутся службы. Весь архитектурный ансамбль, состоящий из четырех церквей, колокольни, Казенной и Трапезной, предстает перед глазами. Экскурсия начинается с посещения маленькой шатровой церкви Преподобного Мартиниана, что находится справа от колокольни
Вот ее купол-шатер
Церковь старинная, 1641 года постройки, в ней захоронены мощи Преподобного. Что-то помешало съемке, поэтому снимков, кроме этого, не осталось. Церковка внутри лишена пышности в оформлении, но богата смыслами, сохраняя редкие фрески и раку с нетленными мощами святого Мартиниана — последователя Ферапонта, одного из его учеников
Двухъярусный иконостас 1838 года изготовил вологодский мещанин Николай Милавин, а надпись вверху «Бессмертная трапеза» символизирует таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Главным стержнем комплекса является собор Рождества Богородицы, где находятся фрески Дионисия. Великий князь Василия III удачно посетил храм Рождества, вымолив у Богородицы долгожданного наследника — Иоанна IV, за что монастырь получил щедрый вклад на строительство церкви Благовещения с трапезной палатой, куда мы идем с экскурсоводом
Стройная церковь Благовещения. О дате ее создания говорит надпись, вырезанная на белокаменной плите о том, что храм был заложен в 1530 году «в имя пресвятыя Богородици честнаго еа Благовещениа с трапези» во время правления великого князя Василия Ивановича». Благовещенская церковь представляет собой самую раннюю из сохранившихся на российском севере редкую разновидность зданий, одновременно являющихся и звонницей. Одностолпная трапезная палата и церковь подняты на высокий подклет и установлены по одной линии. Внутренняя обстановка трапезной является самой ранней из сохранившихся в изначальном виде на Русском Севере подобного типа постройкой.
В массивной одностолпной трапезной палате с четырьмя крестовыми сводами организован музей с исторической экспозицией, посвященной монастырю. Можно увидеть реконструкцию кельи по уставу основателя Кирилло-Белозерского монастыря — Ферапонта. Это крошечное помещение, в котором разрешалось иметь только необходимые вещи — иконы, книги — духовная пища
Трапезная монахов
Монашеская жизнь в средневековом монастыре протекала в строгом соответствии с уставом. На трапезе надлежало быть всей братии, за исключением болящих и занятых послушаниями. За столом сидели молча. В постные дни братия обходилась хлебом и водой, либо вовсе отказывалась от пищи. Над столом в трапезной размещены иконы богородичных праздников
Сохранились стол и стул рабочего места игумена монастыря
За этим столом зачитывались грамоты и указы, объявлялись решения, принятые игуменом и соборными старцами. В музее представлены иконы школы Дионисия, праздничные одеяния священников и другие интересные экспонаты
Икона «О Тебе радуется» (1530-е, из местного ряда иконостаса)
Икона «Богородица Страстная», около 1646 г.
Перенесенный из бородаевской церкви Ризоположения иконостас. К моменту ее закрытия в 1950-м году сохранилось 19 икон, все они датируются концом XV века и XVI веком и имеют значительную художественную ценность
Каменный крестово-купольный храм Рождества Богородицы, возвели в 1490 году ростовские зодчие на месте ветхой деревянной церкви
Более 10 лет он стоял в ожидании росписи. О Дионисии практически не осталось исторических сведений: когда и где родился, где погребен. Но слава о нем, как о самом прославленном среди русских иконописцев, осталась. Известно также, что его работы ценились очень высоко — за одну его икону давали тысячу рублей (корова стоила всего три рубля). Не подвергается сомнению и авторство фресок Дионисия в Ферапонтове — в арке Северного входа сохранилась надпись, указывающая на начало работы — 6 августа 1502 года, и ее завершение — 8 сентября «писцом Дионисием — иконником со своими чады Феодосием и Владимиром», то есть собор был расписан артелью живописцев школы Дионисия всего за 34 дня! Перед осмотром фресок в храме Рождества Богородицы наша группа туристов идет в небольшой кинозал, где демонстрируется пятнадцатиминутный фильм, посвящённый истории монастыря и истории создания фресок.
Остановка перед Западным порталом, ведущим в Церковь, где изображен главный сюжет — «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм. Время не пощадило отдельные фрагменты стенописи, но сейчас им ничего не угрожает, так как сохранность находится под контролем опытных реставраторов, принявших решение не дописывать исчезнувшие куски и не подновлять картину в угоду желанию создать красивый вид. Внутри собора используются технологии, продлевающие жизнь стенописи. Десятки датчиков в «прямом эфире» чувствуют присутствие людей и следят за влажностью воздуха, своевременно реагируя на нежелательные перемены. Температуру в храме необходимо поддерживать на 2–3 градуса выше, чем в примыкающих постройках: это создает капиллярную циркуляцию внутристенной влаги в противоположную от росписей сторону.
Какая чистота красок, напоминающих нежные акварельные полутона. Вопреки легенде Дионисий использовал краски не местные, якобы приготовленные на основе приозерных минералов, а привозные — итальянские). Возможно поэтому в тот момент у меня мелькнула мысль: это же так похоже на стиль фресок в Падуе, где я провела три дня! Потом по приезде стала начитывать материал по теме и нашла созвучное своим мыслям высказывание у Павла Муратова: «Вряд ли Дионисий путешествовал по Италии и видел фрески Джотто в Падуе, Пьеро делла Франческо в Ареццо, фра Анжелико во Флоренции. Но самый дух итальянского искусства наполнял воздух современной ему Москвы и не лишено смысла определять живопись Дионисия как русскую версию итальянского художественного стиля ХIV-ХV веков»….
И там же автор рассуждает:
«О раннем итальянском Возрождении невольно вспоминается перед фресками Ферапонтова монастыря. Ближе всего первое впечатление от стен этой северной русской церкви к общему зрительному впечатлению от расписанной Джотто падуанской церкви на Арене. Сходство зрительных впечатлений вызывается здесь сходством прозрачных сияющих лазурных фонов и отношений между этими фонами и красновато-коричневыми и розовыми с лиловым оттенком одеждами и зданиями. В цветных отношениях фрески Дионисия положительно родственны фрескам Джотто» (не зря и мы путешествовали по Италии, кое-что приобрели в копилку познаний — с иронией).
Верхний чин представляет собой Деисус. В центре — Спас. Ему предстоят четыре фигуры слева и три справа. В соответствии с традицией здесь написаны предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и апостолы Петр и Павел. Четвёртая фигура слева — это Иоанн Богослов
На хорошо сохранившихся фресках мы видим сюжеты Рождества Богородицы, состоящие из четырёх сцен: Рождество Марии, купание Марии, ее сон
Ласкание Марии (Анна с новорожденной на руках и Иоаким). Иоаким уже знает о непорочном зачатии, и благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку. Дионисий доносит до нас, что перед нами не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребенка, а свершение таинства. Все образы и сцены прописаны деликатно и бережно, плавные движения женщин не завершены, подчеркивая осознание божественного происхождения новорожденной. Как же великолепно сохранились портальные росписи — что-то удивительное. По сторонам от портала помещаются фигуры Архангелов Михаила и Гавриила
Под сюжетными фресками Дионисий с чадами написал такие вот пелены, изобразив на каждой кольца с заключённым в них растительно-травным орнаментом
Причем, орнамент нигде не повторяется. На посещение самого собора нам выделили всего 20 минут, не представляю, какой регламент существует при покупке индивидуальной экскурсии, но мне времени явно не хватило, чтобы рассмотреть делали. При этом, за съемку не пришлось платить 400 руб., и замечаний никто не делал. Не обессудьте за качество фотографий — очень сложно при навязанном темпе и проникающем солнечном свете, льющемся через окна и барабаны, запечатлеть истинную красоту и совершенство увиденного. Качественной и осмысленной съемке (в моем случае — зашкаливающей эмоциональности) помешали избыточное волнение и радость от встречи с чудом
Фрески покрывают всю внутреннюю поверхность храма общей площадью около 800 квадратных метров. Росписи насчитывают почти 300 сюжетов, которые сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и в XXI веке мы видим то же, что видели молящиеся 500 лет назад
Росписи храма объединены единым смыслом, прославляющим Богородицу, среди них Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд
В своде купола обычно пишут Христа в образе Пантократора, и Дионисий не отступил от этой традиции, поместив Христа Вседержителя в окружение архангелов и праотцов, евангелистов. Пальцы правой руки Христа сложены в крестное знамение, чтобы благословлять обративших к нему взор. Взор гипнотизируют и многочисленные изображения в круглых медальонах — всего 68 разноцветных «шариков», в которые вписаны евангелисты, монахи, пустынники, мученики и святые князья — попробуй, рассмотри. И что поражает при беглом взгляде, так это разнообразие расцветок. Дионисий — гениальный колорист, умеющий не только смешивать краски, но и взаимодействовать с освещением, его глазу доступны неведомые тайны работы с палитрой. Понимаю, что мои фотографии не позволяют детально рассмотреть сочетания цветов одежды святых, вписанных в медальоны, например, в малиновом-голубой, в охристом — розовый и так далее. Живопись Дионисия называют «сияющей», радостной
Соборы и башни, которые обрамляют многочисленные сцены росписи, напоминают архитектурные памятники Москвы и Владимира. Разбирая фотографии, нашла два библейских сюжета: один из них (средний справа) «Брак в Кане Галилейской» (веселый пир), а под ним «Исцеление кровоточивой жены»
В алтарной апсиде Николай Чудотворец (явление Святителя Николая спящему императору Константину), а на южной стороне справа — изображено спасение отрока Димитрия от потопления и чудо о ковре
В жертвеннике — Иоанн Предтеча в образе Ангела пустыни, напоминающего о близком к ангельскому подвигу Иоанна — подготовить путь сыну Божию
Ниже изображены шествие диаконов с ангелами, и один из них на моей фотографии удачно поймал солнечный лучик, подсветивший ангельский лик
Богоматерь с младенцем на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом и ветхозаветными пророками
На стене апсиды Дионисий написал восемь святителей, символизирующих молитвенное предстояние Всевышнему. Значительную часть стен покрывают фрески с сюжетами акафиста Богородицы, то есть Дионисий, прославляя Богородицу, создал роспись сродни песнопениям в ее честь
На этой фреске можно рассмотреть три образа Богоматери. Самая верхняя — Богоматерь в вишневом плаще, держащая Младенца Иисуса, благословляющего обеими ручками (Богоматерь Оранта, или Знамение — редкое изображение). Привлекает внимание и сцена Покрова, вписанная в полукруглый тимпан
Фрески наполнены множеством фигур, небесных сил, окружающих Богоматерь (ангельский собор) и предстоящих людей (человеческий род)
Все они прославляют Богородицу, восседающую на престоле с Младенцем. Ещё одной сюжетной линией фресок собора служит тема семи Вселенских соборов
Благодаря Дионисию белый цвет обрел звучание в древнерусском искусстве. Одухотворенные лица, удлиненные фигуры, композиции сюжетов, вписанных в ниши собора — все это производит невероятно сильное впечатление. Тема Страшного суда тоже присутствует и раскрывается на западной стене, где находится входная дверь. Целиком сфотографировать не было возможности, поэтому у меня остались лишь ее фрагменты: Ангел копьём поражает пороки в виде колец на реке жизни
Апостолы Пётр и Павел, святители и праведные мученики
В самом низу багровым пятном изображается Геенна Огненная. Дионисий — мастер изображать фигуры, они обретают у него царственную осанку, и дыхание перехватывает от невероятно живого, мягкого цвета
И все стены, колонны, арки расписаны сюжетами, тщательно проработанными, гармонично сочетающимися по цвету. Словом, шедевр! И конечно, осознание того, что это не поновленные фрески, а сохранившиеся с начала 16 века, вызывает в душе восторг от приобщения к подлиному чуду. Слава Богу, советская власть оставила монастырь в покое, просто закрыв его на замок, вероятно из-за того, что стоит вдалеке от цивилизации. Какое счастье, что собор Рождества Богородицы не только пришел в нашу жизнь в первозданном виде, но и стал единственным непоновленным памятником древнерусской фресковой живописи. Оставшееся от экскурсии время было растрачено непроизводительно-на удовлетворение естественных потребностей (пришлось отстоять грандиозную очередь), покупку сувениров, литературы по теме, и задев краешком объектива некоторые близлежащие объекты, попрощаться с озером
Закончу словами Николая Рубцова, так как лучше не скажешь.
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникли из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
И небесно-земной Дионисий,
Из соседних явившись земель,
Это дивное диво возвысил
До черты, не бывалой досель…
Неподвижно стояли деревья,
И ромашки белели во мгле,
И казалась мне эта деревня
Чем-то самым святым на земле…