Давно стремилась поближе познакомиться с Вологодской областью, мечтая побывать в Кирилло-Белозерском монастыре
Давно стремилась поближе познакомиться с Вологодской областью, мечтая побывать в Кирилло-Белозерском монастыре
посмотреть в Ферапонтовом монастыре фрески Дионисия, выдающегося живописца второй половины XV — начала XVI века, олицетворявшего собой золотой век иконописи на Руси
да и сама Вологда всегда вызывала у меня неизменный интерес
Июльский прохладный промежуток, выдавшийся между жарой и зноем, пробудил деятельную активность, направленную на то, чтобы превратить мечту в реальность. Если из Ярославля (мой регион проживания) до Вологды можно доехать без труда (я из тех, кто выбирает вариант самостоятельного путешествия на общественном транспорте), то однодневная поездка из Вологды в Кириллов и Ферапонтово превращается в экстрим, поскольку автобусное сообщение между Кирилло-Белозерском и Ферапонтовым осуществляется раз в неделю, а надежда на вызов такси весьма призрачная. Несмотря на моральные издержки, связанные с путешествием в компании совершенно незнакомых людей, поинтересовалась в агентствах: нет ли организованных туров в Вологду из Ярославля — чтобы не слишком заморачиваться. И чудо! Оказалось, что добрые люди от турбизнеса порой становятся просто волшебниками и исполняют желания: мне предложили трехдневную автобусную экскурсию на конец июля по маршруту «Культурно-архитектурное наследие Северной Фиваиды: «Сизьма — Вологда — Кириллов — Ферапонтово» — всего-то за 12тр., с переездами, проживанием в достаточно комфортном отеле в центре Вологды с завтраками, тремя обедами, экскурсиями в 3 монастыря и Музей Кружева, автобусную экскурсию по Вологде. Заманчиво! «Но зачем в этой стройной композиции заблудилась какая-то Сизьма, крошечное старинное село на северо-востоке вологодской области, в 120 км от Вологды?» — вздохнула я. В программе говорилось, что в отдаленном вологодском селе по старинному русскому обычаю принимающая сторона встретит туристическую группу (весьма многочисленную: автобус «Мерседес» с количеством посадочных мест примерно 50) с иконой, хлебом-солью и проведет по святым местам. Довесок к моей северной мечте в образе Сизьмы я восприняла со значительной долей скепсиса, не представляя себя в роли паломника, попавшего в руки массовиков-затейников, но была готова потерпеть «нагрузку» ради Ферапонтова монастыря и фресок Дионисия. По прошествии времени вынуждена просить прощения у Сизьмы и ее неравнодушных жителей, что смогла усомниться в привлекательности оригинального туристического бренда
В Сизьме, как и ожидалось, нет значимых культурных объектов, да и домов-то в ней наперечет, но Сизьма превратилась в место настоящего паломничества и экскурсий усилиями истинных патриотов вологодской земли с их безграничной любовью к своему северному краю, чистотой помыслов, открытостью души и гостеприимством. Ну и неброская, но такая родная и щемящая красота северной природы дополняет светлое впечатление от старинного села, раскинувшегося среди необозримых просторов как высокого символа цельного образа русской души, пронизанной светом, совсем не испорченной цивилизацией. А вот и встреча хлебом-солью — так это выглядело (в тот момент я еще не прониклась духом места, поэтому фотографировала без вдохновения, дежурным действием)
Через 10–15 минут понимаю, что наш местный гид, Ирина — чистое сокровище. Искусно сплетая словесное кружево, как это умеют издавна делать настоящие вологжанки, она начала свой рассказ. По одной из версий, слово «Сизьма» в переводе с финно-угорского означает «комары» — их немало в этой местности. Первое летописное упоминание о реке Сизьме, на которой селились люди, относится к 1189 году. Поселение росло, богатело — и долго славилось как довольно зажиточное село Руси, где хватало и купцов, и простого люда, умельцев. Сегодня в селе остались лишь 160 человек, а некогда в сиземской волости проживало более шести тысяч жителей. И были они на все руки мастера: сбивали масло, варили пиво, пекли солодяные пряники, ткали, вышивали, плели кружево, шили сапоги, изготовляли бочки — по подсчетам этнографов, в Сизьме тогда бытовало 387 народных промыслов. В начале XX века сиземские церкви считались одними из самых богатых в Вологодской губернии. Местные жители уверены: если бы не революция, то Сизьма была бы сейчас процветающим городком. Но, увы! Как бы то ни было в 21 веке Сизьма вернулась из небытия, в которое она провалилась из-за разных событий, убивающих русскую деревню. Теперь сюда ежегодно едут десятки тысяч паломников и экскурсантов, чтобы поклониться святыням, проникнуться самобытной атмосферой. Украшением старинного села является восстановленный храм Святителя Николая — Чудотворца. Храм, ранее стоявший на этом месте, помнил многие исторические события. Летописные источники и предания старины глубокой, передаваемые из поколения к поколению, рассказывают, что примерно в 1612 году, когда поляки добрались до Больше-Сиземского погоста при ручье Козьем (так называлось село до 1780 года), они начали требовать от сизьмичей ценности. Но получив отказ, отрубили голову священнику и сбросили его тело с колокольни, а семилетнего сына Романа утопили в речке Лапсаре. Это место и по сей день называется Ромкина топь. Жителей погоста захватчики сожгли в церкви Николая Чудотворца. После нашествие поляков на этом месте вновь была возведена деревянная церковь, посвященная Николаю Чудотворцу. Ныне существующий в Сизьме кирпичный храм был построен в 1873 году на месте старой деревянной Никольской церкви.
Территория храма ухожена заботливой рукой, все аккуратно, прибрано, цветочки цветут!
С печальными временами в судьбе церкви связана и судьба ее последнего священнослужителя — Василия Николаевича Петошина, вместе с сельчанами переживавшего трагедию раскулачивания. Стремясь помочь детям из раскулаченных семей, он неоднократно навлекал на себя гнев властей. В 1937 году отец Василий был арестован, богослужения в храме были прекращены. Из ссылки отец Василий вернулся в 1943 году и возобновил совершение треб. Чтобы снова не подвергнуть священника уголовному преследованию, местные жители навещали отца Василия ночами, втайне от властей
После закрытия церкви в 1937 году в ней находился зерносклад, а с начала 60-х годов в течение 20-ти лет — сельский клуб. Сегодня все изменилось к лучшему, церковь ожила и стала местом притяжения верующих
Среди многочисленных святынь, хранимых в храме, останки Животворящего Креста Господня, которым уже более пятисот лет. Предание гласит, что тяжелый каменный крест плыл против течения по реке Шексне. В один из дней жители Сиземской волости увидели движущийся огненный столб над водой, это перед ними предстал плывущий каменный крест. Поднявшись от воды крест остановился, встав вертикально, повернувшись ликом распятого Христа в сторону сиземского сельского храма, и трижды осенил его. До наших дней сохранились лишь осколки креста, к которым люди идут за помощью и исцелением до сих пор
Легенд о местных святынях, бережно хранимых жителями, наша милая Ирина порассказала так много, что все и запомнить невозможно. В качестве примера: когда церковь восстанавливали из небытия, прихожанка из местных принесла черную, как уголь, доску. Она использовала ее в быту в качестве «крышки» для кадушки со щами (так здесь называют квашенные зеленые капустные листья). Мать женщины не раз говорила, что доска эта возможно была иконой и попала в дом, когда разоряли храм. Так оска пролежала в церкви два года, и постепенно, ко всеобщему удивлению, на ее черной поверхности стал проявляться лик Богоматери. Сначала местные жители отнеслись к этому известию с недоверием, но когда икону поместили в храме, увидели, что изображение действительно появилось. По их словам, от службы к службе оно становится всё более четким, и это происходит без какого-либо вмешательства реставраторов. Перед иконой Казанской Богородицы находятся частицы мощей святых — Пантелеймона Целителя, Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, великомучениц Екатерины и Варвары
Все, кто хотел из нашей группы экскурсантов, поставили свечки, помолились святым, подали записочки, а затем нас пригласили подняться на 18-ти метровую колокольню, возвышающуюся над селом, где разрешалось позвонить в колокола. Впервые звон 13 колоколов раздался над Сизьмой в 1873 году, а в 1939 году колокола замолчали на долгие десятилетия: вплоть до Троицы 26 мая 1996 года. Сегодня на звоннице церкви 8 колоколов
Каждую субботу четверо мальчиков и их преподаватель Владимир Егоров (которого научили звонам монахи из Сергиевой Лавры, а также работники музея знаменитой звонницы Ростовского Кремля) поднимаются по узенькой темной лестнице на колокольню церкви Николая Чудотворца. Чтобы колокольная мелодия легче запоминалась, существуют свои секреты и маленькие хитрости. К примеру, есть такая присказка для воскресного звона: звон задает большой колокол: «В магазине есть треска, почем треска, почем треска?» Колокола-подзвонки подхватывают: «Две копейки с половиной, две копейки с половиной». Этой присказке уже сотни лет, веками помогала она звонарям. Кстати, я нашла колокол, который был отлит в городе Тутаеве, Ярославской области (земляк) на заводе братьев Шуваловых. Храм состоит из зимнего храма внизу, и летнего — на втором этаже. Сейчас мы зайдем в Верхний храм, освещенный в честь Св. Николая (нижний освещен в честь Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова). Наша замечательная Ирина, не умолкая, продолжала свой рассказ об иконах, людях, вере в Православие и в задушевность местных жителей.
Церковные интерьеры поражают большим количеством икон, и что не образ, то легенда или захватывающая история
Инициатором восстановления храма Николая Чудотворца, где хранятся мощи святых и находятся красивейшие и богатейшие иконы, стал местный житель Егоров Владимир Валентинович, низкий ему поклон и благодарность! Возрождением Сизьмы занимается и «Центр традиционной народной культуры». В здании Районного центра располагается музей истории Сизьмы, где можно увидеть сохранившиеся до наших дней коллекции домотканой одежды, скатертей, полотенец, изделия гончарного, кожевенного, кузнечного, кружевного промыслов. Основу экспозиции составили исторические материалы, этнографические экспонаты, предметы народного быта, изделия народных промыслов, собранные в ходе экспедиций по Шекснинскому району и переданные в дар музею потомками владельцев. Перед входом в музей
Сытый и ленивый, улегся на главной площади и совсем не реагировал на незнакомых людей, видимо привык. Экскурсию по музею проводила та же Ирина, засыпая разного рода интересной информацией, связанной с самобытностью села и промыслов. В принципе, таких музеев, наверное много везде, но ценность заключается даже не в экспонатах, а в том, как это преподносится
Сундуки и деревянные саквояжи — в современность явно не вписываются, но какие сочные краски — просто завораживают
Как и было заявлено в программе, обед состоялся по расписанию в деревенской гостевой избе. Еще та экзотика, но вкусная.
Нас ждал стол, накрытый традиционными сиземскими блюдами из русской печи: шти (щи по-нашему), картошка, пышные пироги
Серые шти из печи — необычное блюдо, не совсем похожее на привычные кислые щи — вкус их более насыщенный и терпкий. Шти в Сизьме обычно заготавливают в октябре, когда белая капуста уже убрана с огородов, а остались только зеленые листья и неплотные кочаны. Заранее готовят огромный деревянный чан, запаривают его, чтобы вода в дереве кипела, в нее добавляют раскаленные камни, опускают накаленные в костре прутья. После этого кидают в воду побольше можжевеловых веточек. Больше суток чан стоит в таком виде, с водой, микробы в нем убиваются, а затем в чане запаренную капусту квасят, превращая ее те самые шти — по сути квашеные особым способом капустные листья — выручающие селян в любое время года. К обеду нам поставили большие кувшины с сиземским пивом (пей сколько хочешь, но не забывай, что оно довольно коварно, так как с градусом), по вкусу напоминающим сладкий квас. Забавно было потом слушать, как одна дама возмущалась, что ее не предупредили, что пиво-то с градусами, и она с жадностью на него накинулась. Последствия были очевидны. Впечатление от прекрасно организованного обеда было смазано посещением туалета (без подробностей) — просто треш
В принципе эта досадная мелочь была быстро забыта, и пока все идут, а лавку за сувенирами, я решила пробежаться по селу, чтобы сфотографировать характерные дома с высоким подклетом. «Уж как новая моя горенка, во сыром бору она валена, во реке у них она спущена, на светлом месте она срублена, на веселом месте поставлена…», — поется в старинной русской песне. Веет стариной и самобытностью
Интересный дом Лапихиных, украшенный резным балкончиком, с крытой лестницей и восстановленным взъездом на сарай
Все, предусмотренные программой мероприятия в самобытной и радушной Сизьме завершены, и мы, сытые и слегка разморенные обедом, загружаемся в автобус, который везет нас в деревни Соловарка и Починок, связанные с различными святыми местами. Ехать пришлось довольно близко, что не могло не порадовать, так как из Ярославля выезд был ранним — изрядно притомились к тому времени. В деревне Соловарка стоит деревянная часовенка Блаженной Ксении
Оказывается, в этих краях в годы войны жили эвакуированные ленинградцы, почитавшие святую. Все, что есть в этой часовне — пожертвования благодарных людей. Традицию оставлять в часовне Ксении Петербургской записочки с самыми разными просьбами паломники привнесли тоже из Санкт-Петербурга. Часовенка утыкана записками просящих покровительства и чуда. Звенящая здесь тишина нарушается лишь негромким гулом июльской природы, а присутствующие паломники искренне молятся, пишут записки, некоторые делают это со слезами на глазах и просят Святую не о пустяках — о насущном. В поездке я познакомилась с молодой женщиной по имени Аня — такая она вся шикарная, красивая, стильная, приятно улыбается. Смотрю, пишет записку Ксеньюшке, а у самой слезки текут. Мы с ней потом поговорили о выпавших переживаниях. Надеюсь, Святая не оставит мольбу о помощи, человек так искренне просил
Рядом с часовней находится церковь Рождества Богородицы 1877 года, сгоревшая в 1960 году из-за неосторожного обращения с огнемВ деревню Починок мы идем пешком, так как дорога к ней явно не предназначена для такого большого автобуса, как наш
Все таинства мира, его гармония и Божественный свет слились воедино для меня, одиноко плетущейся позади бойко шагающей группы экскурсантов к очередной святыне
Так хорошо и радостно бывает лишь в минуты душевного откровения. Я поняла, что обретенная Сизьма мне явилась не случайно, она открыла для меня какое-то новое чувство — чувство прикосновения к духовным истокам. В завершение идем к святому источнику Пантелеймона-Целителя, в воде которого присутствует железо. Почитание источника связано с иконой Пантелеймона Исцелителя, написанной в Греции в Пантелеймонове монастыре на Афоне. Имя этого святого великомученика призывается при совершении таинства освящения воды и в молитве за немощного. Снова слушаем нашу Ириночку, набираем целебную воду, с пониманием, что Сизьма сделала для нас все, чтобы понравиться и оставить след в душе