Музей «Невьянская икона» это частный музей, созданный Евгением Ройзманом, известным общественным и политическим деятелем, предпринимателем, поэтом, писателем на основе его личной коллекции. Евгений Ройзман по специальности историк-архивариус и входит в число нескольких лучших специалистов по старообрядческой живописи. Издал книги о невьянской и красноуфимской иконах.
1
Музей был открыт в 1999 году. Это первый в России частный музей икон. Экспозиционный зал размещается на втором этаже.
2
В музее более 600 экспонатов.
2
Икона двухчастная: Рождество Богоматери, Введение во храм. Первая треть XIX века. Дерево. шпонка, паволока,левкас, темпера, золочение. 53,3х70,5х3,0
В центре установлен макет православного храма.
2
Можно заглянуть внутрь.
2
После гонений старообрядцев на Урале основалось много общин из приверженцев старой веры. Одним из центров старообрядчества стал Невьянск, где Демидовы опекали староверов за их трудолюбие и трезвый образ жизни. Сюда приехало много мастеров-иконописцев, которые писали иконы по заказам купцов, владельцев заводов и приисков.
5
Троица ветхозаветная, I половина XIX века. Дерево, шпонка торцевая и врезная сквозная. поволока, левкас, темпера, золочение.
Старая иконописная школа сохранилась только на Урале, потому что после реформ Петра I и патриарха Никона изменились правила написания икон, иконы стали писать маслом, а не темперой, как раньше. На Урале, богатом самоцветными камнями иконописцы стали изготовлять яркие краски с минеральными пигментами.
2
Рождество Христово.
5
Георгий победоносец.
Невьянская старообрядческая икона писалась с 1734 года до 1919 год.
3
Распятие Христово с предстоящими и дополнительными клеймами. ( Воскресение-сошествие в ад, Рождество Богоматери) Середина - вторая половина XIX века. Дерево. шпонка, левкас, золочение 44,6х 36,8х 2,7. врезной крест,медный сплав. литье.
Невьянск стал признанным центром иконописи.
2
Доска для иконы изготавливалась из сердцевины клена или дуба, сушили доску несколько лет. Для того, чтобы доска не теряла форму вставляли торцевые шпонки.
2
Справа внизу и вверху на иконе Богоматери видно вставленную шпонку.
На подготовленную доску наклеивали паволоку- ткань. Сверху паволоки наносили слой левкаса- смесь мела и клея. Полировали костью и прорисовывали рисунок, поверхность покрывали золотом, икона была светоносной.
3
Фрагмент иконы
4
Фрагмент иконы.
После нанесения темперных красок с добавлением минеральных пигментов, золото просвечивало и придавало неповторимую яркость краскам.
Даты на иконах ставили буквами и отсчет был от Сотворения мира.
Краски наносили в несколько слоев и это придавало иконам объем.
3
Иконы стоили очень дорого и заказывали их обеспеченные люди.
1
На первых иконах имена исполнителей не были указаны, но в XVIII на иконах появились имена иконописцев Богатыревых, Чернобровиных.
1
3
Если у иконы был оклад, то под окладом была прописана вся икона.
1
Вверху показан оклад иконы, а внизу полностью прописанная икона сверху которой он был положен.
Оклад установленный над иконой.
1
Сама икона выглядит так.
5
Иконы находят и покупают иногда в очень плачевной состоянии.
1
Все иконы подлежат реставрации, привлечены мастера Петербургской школы и совместно с училищем им. Шадра создана реставрационная мастерская.
5
Богоматерь неувядаемый цвет. 1843 год. Дерево,шпонка, паволока, левкас,темпера, золочение. Реставратор Ю. Середа
Самым почитаемым святым у старообрядцев был Николай Чудотворец. Его называли Уральский Бог. Николай Чудотворец всегда с книгой.
1 из 2
2
Николай Чудотворец
Образ Богоматери тоже любимый.
1 из 5
2
4
Богоматерь Владимирская, подлинник иконы был написан в XII веке в Константинополе, самая чтимая Русской православной церковью икона, написано много списков.
Очень красивы иконы в жемчуге.
1 из 3
3
Кроме икон, в музее есть собрание деревянной скульптуры.
1
Это не пермские боги, скульптуру собирали на севере Урала.
2
Деревянная скультура размещена на стенах в лестничном пространстве.
1
1 из 3
2
Кроме икон и деревянной скульптуры в музее собрана коллекция деревенской утвари и приспособлений, прялок, досок.
1 из 2
2
Составлены картины известных уральских художников Воловича, Брусиловского, Мосина, которые были друзьями Евгения Вадимовича, хотя и были гораздо старше.
1
Очень много старинных вещей крестьянского быта, нам показали деревянный календарь, ботало, держатель для лучины, трудно было догадаться что для чего.
Можно открыть музей крестьянского быта.
На первом этаже размещается Арт галерея.
1
Вход в музей украшен скульптурами.
5
3
Музей просто уникальный, очень интересно посетить.
Музей работает по выходным дням с 11 до 18, вход только с экскурсией билет стоит 350 рублей, льгот нет. Адрес музея: город Екатеринбург, ул Энгельса, дом 15.