Своей историей и коллекцией музей неразрывно связан с Дятьковским хрустальным заводом, основанным в 1790 году промышленниками и меценатами Мальцовыми, владевшими комплексом производств на территории Орловской, Смоленской и Калужской губерний.
Год основания завода можно считать годом основания музея. На первых порах он представлял небольшую комнату образцов, из которых клиенты имели возможность заказать изделия.
Вместе с заводом музей пережил самые разные времена. С 1976 года располагается в двухэтажном современном здании.
1 из 2
В коллекции более двенадцати тысяч единиц хранения, три тысячи из которых которые размещены в основной экспозиции площадью 1800 м².
В собрание входят уникальные предметы декоративного убранства интерьеров, подарки известным персонам, изделия из хрусталя, цветного и бесцветного стекла различных методов выработки и декора XIX–XXI веков, а также самая крупная в России коллекция авторских произведений художников советского периода.
1 из 2
1
(Декоративный комплекс «Молодость» 1978 г. авторы В. К. Погребной, Б. В. Фёдоров)
На первом этаже демонстрационный зал, где проходят выставки художников. Основной зал — экспозиция дореволюционной продукции. В витринах оригинальные рюмки, фужеры, бокалы, вазы, кувшины украшенные широкой гранью и узорами, фрагменты сервизов разнообразных форм, декоративные вазы.
1 из 2
1
Дятьковский завод образовался на основе целого ряда стекольных предприятий, начало которым положил завод под Можайском, построенный в 1723 г. Василием Мальцовым.
Дятьковский стал самым крупным в России. Продукция вырабатывалась из простого стекла, но отличалась изяществом форм и отделкой.
1 из 7
Некоторые изделия кажутся знакомыми. В памяти возникают груши и яблоки, что лежали у бабушки на подобном блюде, либо варенье, которым она угощала гостей из таких же ёмкостей.
1 из 2
4
Между тем стеклянным вазочкам, фужерам и кувшинам почти два века.
1 из 2
1
Логичен вопрос — итальянские мастера в этот период времени создавали более утончённые вещи. Неужели наши стеклодувы не могли производить подобное?
1 из 6
2
Могли, да ещё как! Весь вопрос в цене. Выпускали продукцию массового потребления. Напомню, крепостное право в России было отменено в 1861 г. Российские стеклодувы создавали то, что пользовалось спросом у населения.
В 1829 г. на Первой Российской выставке в Петербурге завод удостоился Золотой Медали и права ставить на изделиях государственный герб.
1 из 2
Громадный трёхслойный подсвечник 1831 г. некогда составлял интерьер храма Преображения в с. Дятьково. Это один из самых ценных экспонатов.
5
Преображенский храм имел декор из хрустальной плитки, отчего при горящих свечах переливался удивительным свечением.
Сохранилась хитрая стопка, из которой на фуршетах Мальцов употреблял водку. Она кажется обычной, но по объёму меньше.
Ещё один необычный экспонат — на первый взгляд простая шкатулка. Закрывалась захлопыванием, а открывалась, когда сверху ставилась наполненная стопка.
Шкатулкой пользовались много лет, отчего на крышке протёрлись следы.
Было время, когда наличие хрусталя в доме и красивой посуды считалось признаком достатка. Теперь Икея выработала другой стиль. Эх, приятно вспомнить прошлое.
С подобными мыслями поднимаемся на второй этаж. Несколько раз я видел репортажи из музея, но даже не подозревал, что он такой большой.
Объекты в экспозиции второго этажа размещены на открытых подиумах, между ними и зрителем нет визуальных преград. Это дает возможность увидеть, как пластические ансамбли предметов организуют пространство, заполняя его яркими образами.
1 из 4
1
Посетитель в буквальном смысле перемещается во времени.
В декабре 1918 г. производство оказалось национализировано. Возрождение проходило в трудных условиях, значительная часть рабочих воевала на фронтах. В этот период преобладал ручной труд и конный транспорт.
1
Двадцатые годы характерны всеобщим спадом. Экспозиция даёт представление о выпускаемой в этот период продукции.
Используя старые формы, мастера вносили элементы самостоятельности, украшая изделия близкими им сюжетами.
1
В 30-ые годы в стекле, как и по всей стране, появилась новая символика.
1 из 5
3
Изделия стали пропагандировать достижения советского строя. Яркий тому пример вазы с картинками.
1
Пятиконечные звёзды украшают стаканы, вазу для варенья, сахарницу и прибор для крюшона.
2
В начале Великой Отечественной оборудование эвакуировали в Пензенскую область. 9 октября 1941 г. Дятьково оказалось занято неприятелем. Немцы безуспешно пытались перезапустить производство. После завод взорвали.
16 сентября 1943 г. партизаны, совместно с частями Брянского фронта, освободили родной город. Началось возрождение, и уже к концу 1945 г. была запущена первая стекловаренная печь.
В послевоенное время страна испытывала потребность в посуде. В этот период завод выпускал по большей части штамповку.
50-ые годы период восстановления и реконструкции ознаменованный наращиванием темпов. Техническое переустройство, решение топливной проблемы, обмен опытом с ведущими предприятиями, а также творческое сотрудничество с институтами стекла и художниками, позволило предприятию встать в ранг ведущих.
2
Это время массовой выработки изделий бесцветного хрусталя и хрусталя с нацветом, украшенных богатой алмазной гранью; изделий из простого и молочного стекла; из цветного стекла, с узором «золотая чеканка».
Экспозиция 50-х представляет богатейший ассортимент того времени.
1 из 7
1
В 50-х в СССР разработали сульфидно-цинковое стекло.
Оно обладает интересными свойствами.
Прикосновение холодного металла к горячему стеклу оставляет светлые непрозрачные пятна.
1 из 2
1
Такое стекло в Дятьково варят с 1962 г. Испытывая варианты режимов и добавки красителей, комбинируя с цветными и бесцветными стёклами, художники создают красочную световую гамму.
1 из 2
2
Сульфидно-цинковое стекло способно создавать переходы цветов от лёгкого и воздушного, до плотного и глухого, варьировать рисунок, цвет и фактуру материала.
2
Если в архитектуре сталинские дома отличаются от хрущёвских, то и в стекольном производстве можно наблюдать нечто подобное.
1
В 60-х, благодаря сотрудничеству с целым рядом художников, дятьковцы внесли в промышленное стеклоделие новое направление, отличающееся от традиционного.
2
Форма изделий стала более строгой и сдержанной, декор разряженным. Из технологических приёмов исключили сложные и трудоёмкие методы.
Распространение получили гладкие и чёткие формы. В этот период производились удобные, практичные, подходящие для советского интерьера вещи.
И всё же, самое главное на втором этаже, это работы мастеров. Они составляют значительную часть фондов.
3
Главной изюминкой является зал, где выставлены изделия мастеров. На столах вдоль окон работы, на которые можно смотреть не через стекло.
1 из 2
3
Изделия наполнены национальным колоритом, величием и торжественностью.
1 из 3
1
Иногда чувствуется тонкий юмор художника.
Живопись и сюжет гравировки раскрывают тему, создавая яркие, неповторимые образы.
2
Заводские мастера всегда являлись носителями опыта и секретов, и передавали их из поколения в поколение.
1 из 4
2
Именно благодаря творчеству мастеров развивались традиции русского стеклоделия.
2
Многие удостоились звания «Мастер художник».
Отдельные произведения стали образцами серийного производства.
1 из 2
За годы работы музея с его коллекцией ознакомились более 2 миллионов человек из разных городов России и зарубежья.
1
Ежегодно проходят около 50-ти выставок из фондов музея и частных коллекций.
1
В настоящее время музей является крупнейшим не только в нашей стране, но и превосходит по богатству уникального собрания многие музеи мира.
3
На одном из столов дубликат хрустального гарнитура, изготовленного для Патриархии. В массовое производство он не пошёл, ибо изготовлен по индивидуальному заказу.
1 из 3
2
Предвижу вопрос читателя: «Ну ладно до Революции не создавали утончённой продукции, сравнимой с Венецианской, а теперь что мешает? Богатых людей в России полно и они будут платить?»
1 из 2
1
Увы, в настоящем завод уже не тот. Он не работает, он выживает.
После музея у нас состоялась экскурсия на производство. Об этом и про сам город Дятьково читайте в следующей части.