Мы попали в этот монастырь прямо из музея Циолковского в Боровске.
Монастырь расположен за городом Боровск.
Мы попали в этот монастырь прямо из музея Циолковского в Боровске.
Монастырь расположен за городом Боровск.
Дойти от автобусной остановки что на Балабаново можно по живописной лесной тропинке.
Совсем недалеко.
Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву.
На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 г. был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился).
Роспись первого собора является самой ранней известной работой иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастяря — иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 г. собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Фёдора поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века.
Обратите внимание на изразцы.
Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Музее Андрея Рублёва в Москве и Боровском филиале Калужского краеведческого музея.
Росписи в самом храме требуют реставрации.
Зайдём в придел Пафнутия.
Тихонечко делаю фото на смартфон. Вроде никто не видит или делают вид что не видят.
В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость.
В это время была построена и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова.
Кстати, о трапезной.
Вот в этом павильоне перед трапезной мы успели отведать (был вечер и трапезная заканчивала работу) очень вкусные монастырские пирожки. Недорогие, вкусные и горячие.
Тут же продавалось мороженное изготовленное в монастыре.
По вкусу весьма обыкновенного качества, прости меня, Господи.
Чуть в глубине храм Илии Пророка.
Чуть дальше монастырское кладбище.
Вообще-то калитка сюда прикрыта, но поскольку никого рядом нет, то мы проходим в неё. Если окрикнут, то можно сказать что не подозревали о том что проход запрещён.
Живописная беседка.
В 1523 г. была построена звонница, которая в 1688 г. заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского московского монастыря. Кстати, там я уже побывал год назад.
Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря построены в XVI–XVII веках.
Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.
Однако современные исследователи считают, что ограда монастыря, включая наиболее древнюю сохранившуюся круглую башню была построена сразу после завершения строительства собора и колокольни (то есть после 1523 года) и тем же зодчим.
Остальные дошедшие до нас башни и прясла стен были построены, когда разрушенный монастырь восстанавливал после Смутного времени мастер Трефил Шарутин: Тайницкая, Георгиевская и Оружейная в 1635 году, а самые поздние башни — Сторожевая и Входная — в или после 1636 года.
Общий план крепости, рассчитанный на оборону напольной «приступной» стены, характерен для XIV–XV веков. Башни, часто поставленные вдоль напольной стороны крепости, были рассчитаны на активное сопротивление.
К концу XVI века такой тип крепости уже устарел. Распространение получили крепости более регулярного типа, рассчитанные на всестороннюю оборону.
В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Михаил Волконский, но был взят и сожжён.
По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и пафнутиевский архимандрит Иона.
В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол.
Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия.
Боровские противники реформ иеромонах и епископ Павел Коломенский были казнены.
В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении руководитель староверов протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержались под стражей и были уморены голодом боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и её сестра княгиня Урусова.
После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок.
При Екатерине Второй в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны.
В 1812 году монастырь был сожжён французами, но вскоре восстановлен.
В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нём разместили исправительную колонию, потом — сельскохозяйственный техникум.
При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века.
Перед возвращением монастыря РПЦ комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.
Монастырь был передан Православной церкви и вновь открыт в марте 1991 года.
В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.
В 1859 году, по данным описи, в монастыре было девять колоколов, из которых до наших дней сохранился небольшой колокол с надписью, указывающей на дату изготовления: «6996 (1488) года, месяца октября 10 дня. А делал его Федька Пушечник».
В настоящее время этот колокол является экспонатом музея в Коломенском.
Главный вход в монастырь. Проломные ворота.
Напротив них продают сувениры, всякую всячину.
Мужчина в летах с бородой и старинной косоворотке продавал колокольчики сувенирные.
Разговорились с ним о том, о сём.
Мой собеседник представился как Бойко.
Просто Бойко и всё.
Скромно…
Приехав домой я нашёл в интернете информацию о собеседнике.
Александр Константинович Бойко — бывший учёный, депутат обл. совета 1990 г.
Призывал восстановить церкви родного Боровска.
Тогда во времена перестройки наши люди были политизированы и верили что от них (нас) что-то зависит.
Вошёл во власть в начале 90-х. Его назначили председателем комиссии по экологии, природным ресурсам и сохранению культурного наследия области.
Потом он был сотрудником областного Комитета по водным ресурсам, ну, а заканчивал он свою карьеру во Всероссийском институте природного и культурного наследия.
Но настал миг, когда Бойко отчетливо осознал, что все в его жизни складывается как-то не так.
И в одночасье этот чиновник бросил всё и занялся делом о котором мечтал всю жизнь — лепкой из глины причудливых фигурок «козюлей». Фигурок на дохристианские языческие сюжеты.
Вот почитайте об этом достойном Человеке: http://www.borovskold.ru/content.php?id=71&page=skevweiv_rus
До сих пор жалею что не знал об этом человеке ничего до поездки. А иначе остановился бы побеседовать более обстоятельно. Несмотря даже на нехватку времени.
Впрочем об этом человеке всё рассказаноо в моём материале «Тучи над Боровском»: https://www.tourister.ru/responses/id_23679
Пытались от монастыря найти дорогу к Рощинской церкви, но заплутали в частном секторе. Не судьба, видимо.
Пора возвращаться на автобусную для следования в Балабаново и дальше в Калугу.
По пути видели много интересных украшенных домов сельчан. Есть даже с журавлями на коньке крыш.
Напоследок с трассы фотографируем купола Рощинской церкви где венчался Циолковский и бегом к остановившемуся автобусу.
В подготовке материалы использованы сведения из Википедии.