Часов в 15:30 мы прибыли в Боровск из Малоярославца на автобусе и на осмотр города, его окрестностей, музеев, храмов у нас было ровно….3,5 часа.
Так как в 19:00 автобус на Балабаново и дальше электричкой в Калугу.
За эти несчатные 3,5 часа мы успели если не всё в Боровске осмотреть, то очень многое.
2
Знакомство с городом мы начали с храма 1804 г. — «Церкви Преображения Спаса на взгорье».
Этот храм известен также как «Спас на керосине».
Такое название дали ему боровчане поскольку в храме после войны торговали керосином.
1
Первое упоминание о городе содержится в духовной грамоте великого князя Ивана Красного, датированной 1358 годом, однако найденная на Боровском городище керамика датируется более ранним временем, XI–XIII века, что свидетельствует о существовании здесь древнерусского поселения.
1
2
Отсюда и далее на фото граффити нарисованное на стенах города энтузиастом боровчанином Владимиром Овчинниковым.
2
1
Около 1378 г. Дмитрий Донской передаёт Боровск вместе с несколькими волостями князю Владимиру Андреевичу Храброму и город становится одним из центров Серпуховско-Боровского княжества, которое просуществовало до 3-ей четверти XV века.
1
В 1480 г. владевший городом Иван Третий готовил под Боровском войска к битве с ордынцами.
1
Кто-то ещё помнит советский антирелигиозный и антисталинский фильм хрущёвской оттепели «Тучи над Борском»? Я настолько древний что ещё помню.
Ребёнком смотрел, правда всего сюжета уже и не помню. Помню показывали в нём «страшных» пятидесятников, жуть на советских зрителей нагоняли.
А много ли надо было чтобы испугать советского обывателя в спокойное неконфликтное советское время?
Показали что главную героиню сектанты хотели распять в искупление грехов — вот уже и ужас!
Помню, мои родители смотрели фильм раскрыв рот.
И этот город у меня с детства ассоциировался всегда с этим фильмом.
Думаете случайно вымышленный город Борск, показанный в фильме, так созвучен с Боровском?
Ничего случайного в этом мире нет. Тем более что Боровск с 17 века являлся одним из центров гонимого старообрядчества.
Сюда был сослан протопоп Аввакум, в Боровский острог были помещены (и там погублены) его соратницы — боярыня Морозова и её сестра княгиня Урусова.
2
Кстати, вот и часовня в которой томились, а затем были погублены боярыня Морозова и Урусова.
3
В городе есть интереснейшая старообрядческая церковь, что на другом берегу Протвы.
3
Здесь впервые в жизни я побывал внутри настоящей старообрядческой церкви, посмотрел на их иконы.
Иконы внешне на мой дилетантский взгляд очень мало отличаются от икон РПЦ.
В церкви есть даже одна икона список 17 века!
Эх, жаль фотографировать мне в храме запретили. Батюшка побоялся что выложу в интернет фото этой старинной иконы, а её увидят и похитят воры.
4
И, мало этого, я подискутировал на теологические темы с настоящим батюшкой русской старообрядческой церкви.
4
В обычной жизни старообрядцы носят самую обычную одежду.
Но Батюшка будто сошёл в этот мир из позапрошлого века.
В косоворотке, подпоясанный кушаком.
Борода густющая!
А глаза и суждения….добрые.
Старовер посетовал только на бандитов что неоднократно крали старинные иконы в церкви.
Но таких Бог уже покарал. Все они погибли в ДТП и бандитских разборках.
Я так и не понял с кем я беседовал на религиозные темы (ввиду нехватки времени на прения).
С поповцем или беспопоцем? Это два течения староверов.
Кстати, не единственные течения.
Поповцы отличаются от вторых наличием батюшки.
Обряды у беспоповцев совершали выборные миряне.
Кем был мой собеседник? Батюшкой или выборным мирянином?
Я у него забыл уточнить.
Просто я для себя его определил как Батюшку.
Да и важны ли эти тонкости? Лишь бы человек был хороший и в Бога верующий.
Ещё батюшка был настолько добр к нам что сделал вид, что не заметил как в храм тихонько просочилась моя супруга в брюках. Даже в православный храм РПЦ так нельзя входить, не то что в староверческий храм.
Во время Отечественной войны 1812 г. город и Пафнутьев монастырь были сожжены и разорены французами.
1
В мае 1857 г. город вновь сильно пострадал от пожара — сгорело 150 жилых домов, 200 лавок и несколько церквей.
1
С 1880 по 1892 годы в Боровске жил К. Э. Циолковский, работавший здесь преподавателем.
1
Фреска Овчинникова посвященная Циолковскому.
2
Памятник Циолковскому.
Памятник первому в мире космонавту.
Ранее здесь жил и учительствовал религиозный мыслитель Фёдоров.
2
Овчинников рисует граффити не без юмора.
Правильной дорогой следуете, гости города.
Вам туда!
Скромный памятный камень в честь жертв политических репрессий.
От немецкой оккупации город был освобождён войсками 33-й армии генерала Ефремова в ходе боёв, которые продолжались с 31 декабря 1941 года по 4 января 1942 года.
1
Да, того самого Ефремова который попал в окружение под Ржевом, отказался от эвакуации на присланном за ним самолёте, остался до конца со своей армией и застрелился в апреле 1942 г. будучи тяжелораненным в окружении.
Похоронен гитлеровцами с воинскими почестями.
3
Древнейший Благовещенский собор.
Нынешний вид собора сложился к середине XIX века.
Интересен тем, что в советское время не закрывался.
А теперь давайте более подробно полюбуемся творением энтузиаста Владимира Овчинникова.
2
Граффити прославляющий здешние огурцы. Оказывается не только подмосковные Луховцы знамениты эти овощем.
3
Овчинников не просто художник самоучка, а ещё и краевед, общественный деятель, кандидат наук, создатель настенной живописи в городе.
2
Бывший прораб, москвич, ныне пенсионер проживающий в Боровске.
На таких энтузиастах и держится пока наша провинциальная Русь…
В 2004 г. за настенную живопись в Боровске Владимир Овчинников стал победителем конкурса «Удиви страну», организованном газетой «МК».
3
За четыре летних сезона 2002—2005 гг. Овчинников, художник-самоучка, сделал около ста росписей стен домов Боровска, воспроизвел на глухих стенах городских зданий, заколоченных окнах, заборах различные сюжеты.
3
Из воспоминаний художника:
«Мне пришло в голову, что все местные художники должны перенести на стены зданий свои работы в увеличенном виде. Все другие художники отказались: одни ссылались на то, что здоровье не позволяет, другие — на возраст, третьи говорили, что это не приносит денег. Тогда я сам пошел к нашему мэру и вызвался самостоятельно расписать стены».
2
В каждом окошке этого дома что-то происходит.
1
1
Десять лет художник собирал материалы о репрессированных и добивался от властей установки памятника.
Первая попытка создания галереи репрессированных жителей Боровского района произошла в августе 2015 года. В первый вариант галереи «По ком звонят боровские колокола» вошло 18 портретов расстрелянных жителей Боровского района. Галерея просуществовала до уничтожения 45 дней.
В августе 2016 года художник создаёт вторую галерею жертв сталинских репрессий. Этот мемориал (портреты 20 расстрелянных боровчан и портрет Александра Солженицына), не просуществовал более одного дня с момента окончания работы над ним и был также изуродован вандалами.
Последний мемориал репрессиям был открыт художником в апреле 2017 года.
Но видимо и он не просуществовал долго, так как когда мы тут гуляли в июне 2018 г. мемориала уже не существовало.
5
1
Шутливый «глобус Боровска» который создал Овчинников с единомышленниками.
Это не просто глобус, а целый квест-загадка.
Тут и опальный протопоп Аввакум, и А. С. Пушкин назвавший в письме другу этот город «свинячим», Циолковский, математик Чебышев.
А также многие другие разгадать личность которых я не смог.
Может у Вас получится?
2
Полюбуйтесь также на условные обозначения, пояснения к «глобусу».
1
Почитайте изречение рядом с птицей-тройкой.
Определённо, если бы не такие энтузиасты как Владимир Александрович с друзьями, то жизнь боровчан была бы тоскливее и гулять по древнему городу путешественникам было бы куда менее интересно.
Сам художник назвал своё творчество «Параллельный Боровск».
3
Рассказывают что художник так искуссно расписал стену дома, нарисовав на ней вымышленный поворот улицы, что однажды водитель авто просто въехал в стену этого дома!
Жаль только что росписи уничтожает не только безжалостное время и недалёкие вандалы, но и администрация Боровска.
Нынешний мэр города не разделяет устремлений художника, в отличие от своего предшественника. По приказу нынешнего «городничего» планомерно уничтожается то что пока ещё осталось от росписей.
На одной картине-диптихе был нарисован мэр Москвы Лужков на фоне возрождённого храма Христа Спасителя, а губернатор Калуги Артамонов — на фоне полуразрушенного храма в Боровске. Боровский мэр испугался, что калужский губернатор обидится и имидж его будет подмочен.
Мэр обиделся и решил не храм восстановить, а фреску замазюкать.
Картину замалюкал. Теперь это огромный оранжевый квадрат мэра, конкурирующий по известности с чёрным квадратом Малевича.
Так что приезжайте пока хоть что-то ещё можно увидеть.
Вот так и живём!
3
Это в остальном мире (Европа, Америка) приятно пройти по улицам из-за красивых граффити. А у нас как в позапрошлом веке чеховский «Человек в футляре» чиновник скажет: «Как бы чего не вышло» и прикажет замазать интересное творчество.
А почему я назвал рассказ «Тучи над Боровском»?
Ведь в день нашего приезда сюда небо было чистое, без облачка.
Неужели только потому что совесткий фильм навеял такое странное название?
Нет!
На самом деле тучи над Боровском — это преступное равнодушие наших провинциальных чиновников. И не просто равнодушие, а даже вредительство.
Эти самые тучи над Боровском (и не только над Боровском) мешают нам радоваться в путешествиях и видеть красоту нашей прекрасной земли.
А такие энтузиасты как Овчинников с друзьями и пытаются эти тучи разогнать своим творчеством.
4
Заслуживает внимания так же и дом-музей Циолковского, в который мы притопали прямо к его закрытию, поскольку задержались в старообрядческом храме беседуя с Батюшкой на околорелигиозные темы.
Однако работники музея были настолько любезны, что позволили нам осмотреть музей, раз мы уж сюда пешком добрались.
Определенно, чем меньше город тем душевнее и добрее в нём люди.
Я например в Питере или Москве такой любезности в музейных тётушках не замечал. Но мы сильно не наглели обежали двухэтажный дом-музей за 15 минут, хоть деньги и уплачены за билет.
А поскольку мы не стали сильно напрягать этих добрых музейщиков и совесть имеем, то они любезно подсказали что ещё посмотреть за городом интересного и даже подбросили нас туда на своем авто.
Им было по пути.
7
Вот к этому старинному Пафнутьево-Боровскому монастырю расположенному в таком живописном месте.
1
Недалеко от монастыря виднеются купола Рощинской церкви где венчали чету Циолковских.
Рядом с монастырём продают сувениры, всякую всячину.
Мужчина в летах с бородой и старинной косоворотке продавал колокольчики сувенирные.
Разговорились с ним о том, о сём.
Мой собеседник представился как Бойко.
Просто Бойко и всё.
Скромно…
Приехав домой я нашёл в интернете информацию о собеседнике.
Александр Константинович Бойко — бывший учёный, депутат обл. совета 1990 г.
Призывал восстановить церкви родного Боровска.
Тогда во времена перестройки наши люди были политизированы и верили что от них (нас) что-то зависит.
Вошёл во власть в начале 90-х. Его назначили председателем комиссии по экологии, природным ресурсам и сохранению культурного наследия области.
Потом он был сотрудником областного Комитета по водным ресурсам, ну, а заканчивал он свою карьеру во Всероссийском институте природного и культурного наследия.
Но настал миг, когда Бойко отчетливо осознал, что все в его жизни складывается как-то не так.
И в одночасье этот чиновник бросил всё и занялся делом о котором мечтал всю жизнь — лепкой из глины причудливых фигурок «козюлей». Фигурок на дохристианские языческие сюжеты.
До сих пор жалею что не знал об этом человеке ничего до поездки. А иначе остановился бы побеседовать более обстоятельно. Несмотря даже на нехватку времени.
Ещё мой собеседник сказал что художник Овчинников его приятель и по своему борется с равнодушием местных чиновников и за возрождение города.
Моё выражение «Тучи над Боровском» А. К. Бойко как будто у меня с языка снял, заявив что на самом деле эти самые «тучи» никакие не пятидесятники, и не староверы, а местные чиновники.
С горечью он мне поведал, что местные власти как и большинство других чиновников провинциальных городов по всей Руси-матушке, отказались от предложенного статуса культурного исторического наследия города.
Это же хлопоты. А оно местным чиновникам надо?
И как следствие Боровск лишился гос. финансирования.
Это значит древние храмы и исторические культурные памятники не дождутся в ближайшем будущем реставрации и дальше будут медленно разрушаться.
А ещё иногда в комментариях в Туристере читаешь суждения столичных жителей о том, что стоит ли восстанавливать памятники по всей стране? Типа на всех денег всё равно не хватит. Видимо имеют в виду что реставрировать нужно только в крупных городах.
А как же провинция? А как же Боровск?
Стыдитесь, господа. Помните что на такой вот провинции, на таких вот Бойко и Овчинниковых держится Россия.
Не забывайте за чей счёт у Вас большие зарплаты, а в провинции за ту же работу что у Вас люди получают вдвое меньше.
А ведь при коммунистах в СССР москвич, липчанин, боровчанин и колхозник деревни Гадюкино за один и тот же труд получал одинаково.