Пока гуляли по Боровску, то я переодически названивал в этот музей на предмет как добраться туда. Однако так вышло что дошли мы сюда только прямо ко времени закрытия музея.
1
Однако работники оного были настолько любезны что позволили нам приобрести билеты и быстро пробежаться по музею. Мы успели осмотреть его за 15 минут. Он совсем небольшой.
Костя Циолковский родился в 1857 году. Циолковские происходили из обедневших польских дворян. Отец служил лесничим. В 9 лет после тяжелой болезни Костя частично утратил слух.
Представляете как тяжело было учится почти глухому мальчику? Фактически из-за глухоты Циолковский был всю жизнь самоучкой.
В Боровске, неофициальной столице старообрядчества, Константин Циолковский жил и преподавал 12 лет, создал семью, приобрёл нескольких друзей, написал свои первые научные работы. В это время начались его контакты с российским научным сообществом, вышли первые публикации.
Нравы в Боровске были дикие, частенько на улицах царила кулачная расправа и право сильного. В городе было три молельни разной веры. Часто члены одной семьи принадлежали разным сектам и ели из разной посуды. На праздниках, во время свадеб богатые лихо катили на рысаках, напоказ возили по городу приданое какой-нибудь невесты, вплоть до перин, буфетов, гусей и петухов, устраивались лихие пьянки и вечеринки. Раскольники воевали с другими сектами.
Из воспоминаний Любови Константиновны, дочери учёного
По приезде Циолковский остановился в гостиничных номерах на центральной площади города.
После долгих поисков более удобного жилья Циолковский — по рекомендации жителей Боровска — «попал на хлеба к одному вдовцу с дочерью, жившему на окраине города» — к Е. Е. Соколову — вдовцу, священнику Единоверческой церкви.
Ему сдали две комнаты и стол из супа и каши.
Дочь Соколова Варя была всего на два месяца моложе Циолковского; её характер и трудолюбие пришлись ему по душе, и вскоре Циолковский на ней женился; обвенчались они 1880 г. в церкви Рождества Богородицы.
Приданого Циолковский за невестой никакого не взял, свадьбы не было, венчание не афишировалось.
В Боровском уездном училище Константин Циолковский продолжал совершенствоваться как педагог: преподавал арифметику и геометрию нестандартно, придумывал увлекательные задачи и ставил удивительные, особенно для боровских мальчишек, опыты.
Несколько раз запускал с учениками огромный бумажный воздушный шар с «гондолой», в которой находились горящие лучины, для нагрева воздуха.
В 1881 году Циолковский написал свою первую подлинно научную работу «Теория газов».
Статья была рассмотрена, своё мнение об исследовании высказал профессор Фан-дер-Флитт:
«Хотя статья сама по себе не представляет ничего нового и выводы в ней не вполне точны, тем не менее она обнаруживает в авторе большие способности и трудолюбие, так как автор не воспитывался в учебном заведении и своими знаниями обязан исключительно самому себе… Ввиду этого желательно содействовать дальнейшему самообразованию автора… Общество постановило ходатайствовать… о переводе г. Циолковского… в такой город, в котором он мог бы заниматься научными пособиями».
Вскоре Циолковский получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов открыта 25 лет назад. Этот факт стал неприятным открытием для Константина, причинами его неосведомлённости были изолированность от научного сообщества и отсутствие доступа к современной научной литературе.
Одной из главных проблем, занимавших Циолковского почти со времени приезда в Боровск, была теория аэростатов.
В Боровске у Циолковских родилось четверо детей: старшая дочь Любовь (1881) и сыновья Игнатий (1883), Александр (1885) и Иван (1888).
Циолковские жили бедно, но, по словам самого учёного, «в заплатах не ходили и никогда не голодали».
Большую часть своего жалования Константин Эдуардович тратил на книги, физические и химические приборы, инструменты, реактивы.
В 1887 году Циолковский написал небольшую повесть «На Луне» — своё первое научно-фантастическое произведение. Повесть во многом продолжает традиции «Свободного пространства», но облечена в более художественную форму, имеет законченный, хотя и очень условный, сюжет. Два безымянных героя — автор и его друг физик — неожиданно попадают на Луну.
23 апреля 1887 года, в день возвращения Циолковского из Москвы, где он делал доклад о металлическом дирижабле собственной конструкции, в его доме случился пожар, в котором погибли рукописи, модели, чертежи, библиотека, а также всё имущество Циолковских, за исключением швейной машинки, которую удалось выбросить через окно во двор.
Это был тяжелейший удар для Константина Эдуардовича, свои мысли и чувства он выразил в рукописи «Молитва» (15 мая 1887 года).
Очередной переезд в дом М. И. Полухиной на улице Круглой.
1 апреля 1889 года разлилась Протва, и дом Циолковских был затоплен. Снова пострадали записи и книги.
Для большинства сослуживцев и жителей города Циолковский был чудаком.
В училище он никогда не брал «дань» с нерадивых учеников, не давал платных дополнительных уроков, по всем вопросам имел собственное мнение, не принимал участия в застольях и гулянках и сам никогда ничего не праздновал, держался обособленно, был малообщительным и нелюдимым.
За все эти «странности» коллеги прозвали его Желябкой и «подозревали в том, чего не было.
Циолковский мешал им, раздражал их.
Сослуживцы, в большинстве своём, мечтали избавиться от него и дважды доносили на Константина Директору народных училищ Калужской губернии Унковскому за его неосторожные высказывания в отношении религии.
После первого доноса пришёл запрос о благонадёжности Циолковского, за него поручились Евграф Егорович (тогда ещё будущий тесть Циолковского) и смотритель училища А. С. Толмачёв.
Второй донос поступил уже после смерти Толмачёва, при его преемнике Е. Ф. Филиппове — человеке нечистоплотном в делах и поведении, крайне негативно относившемся к Циолковскому.
Донос чуть было не стоил Циолковскому работы, ему пришлось ехать в Калугу давать разъяснения, потратив на поездку большую часть своего месячного жалования.
Жители Боровска также не понимали Циолковского и сторонились его, смеялись над ним, некоторые даже опасались, называли «сумасшедшим изобретателем». Чудачества Циолковского, его образ жизни, кардинально отличавшийся от образа жизни обывателей Боровска, часто вызывали недоумение и раздражение.
Так, однажды, с помощью пантографа Циолковский сделал большого бумажного ястреба — увеличенную в несколько раз копию складной японской игрушки — раскрасил его и запускал в городе, причём жители принимали его за настоящую птицу.
Зимой Циолковский любил кататься на лыжах и коньках. Придумал ездить по замерзшей реке с помощью зонта-«паруса». Вскоре по тому же принципу сделал сани с парусом:
По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался. Из автобиографии К. Э. Циолковского
Циолковский, будучи дворянином, был вхож в Дворянское собрание Боровска, давал частные уроки детям Предводителя местного дворянства действительного статского советника Д. Я. Курносова, что оградило его от дальнейших посягательств смотрителя Филиппова.
За последние два года проживания в Боровске (1890–1891) Циолковский написал несколько статей, посвящённых различным вопросам.
Так, в период 6 октября 1890 — 18 мая 1891 на основе опытов по сопротивлению воздуха им была написана большая работа «К вопросу о летании посредством крыльев».
В 1892 г. Циолковского перевели в Калугу где он и прожил с семьёй всю оставшуюся жизнь.
В Калуге у Циолковских родились сын и две дочери.
В то же время именно здесь Циолковским пришлось пережить трагическую смерть многих своих детей: из семи детей К. Э. Циолковского пятеро умерли ещё при его жизни.
Первые пятнадцать лет XX века были самыми тяжелыми в жизни учёного.
Сыновья были особенно не от мира всего.
Саша, увлёкшись восточными верованиями попытался даже протнуть себе барабанную перепонку «чтобы узнать что чувствует глухой человек».
В 1902 году его сын Игнатий покончил жизнь самоубийством.
Старшая дочь увлеклась политикой. Она была марксистской, продвигала в массы учение Плеханова.
В 1908 во время разлива Оки его дом затопило, многие машины, экспонаты были выведены из строя, а многочисленные уникальные расчёты утеряны.
5 июня 1919 года Совет Русского общества любителей мироведенияпринял в свои члены К. Э. Циолковского и ему, как члену научного общества, была назначена пенсия.
Это спасло его от голодной смерти в годы разрухи, так как 30 июня 1919 года Социалистическая академия не избрала его в свои члены и тем самым оставила его без средств к существованию.
Мне вспоминается старый советский фильм о Константине Эдуардовиче.
Так его супруга доведённая до отчания безденежьем, беспросветностью, гибелью детей, чудаковатостью мужа в один прекрасный день не выдержала и….
наорала всё что у неё накопилось мужу, витающему в своих облаках, в ухо вот в эту трубу.
Глухота очень мешала гению общаться с людьми, зато очень помогало отрешатся от житейской суеты и заниматься любимым делом. Все горькие упрёки этой сорвавшейся отчаявшейся, затурканной жизнью женщины, которые она проорала ему в ухо в трубу, чуть тогда не свели в могилу этого калужского чудака-гения.
Поначалу непросто складывались отношения и с новой властью.
17 ноября 1919 года в дом Циолковских нагрянули пятеро людей. Обыскав дом, они забрали главу семьи и привезли в Москву, где посадили в тюрьму на Лубянке.
Там его допрашивали в течение нескольких недель.
За Циолковского ходатайствовало некое высокопоставленное лицо, в результате чего учёного отпустили
В 1923 году свёл счёты с жизнью и второй его сын, Александр.
После завершения преподавания, в 1921 году, Циолковскому была назначена персональная пожизненная пенсия.
С этого момента и до самой своей смерти Циолковский занимался исключительно своими исследованиями, распространением своих идей, реализацией проектов.
За шесть дней до смерти, 13 сентября 1935 года, К. Э. Циолковский писал в письме к И. В. Сталину:
До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина-Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным… Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти — подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды.
На письмо ученого вскоре пришел ответ:
«Знаменитому деятелю науки товарищу К. Э. Циолковскому. Примите мою благодарность за письмо, полное доверия к партии большевиков и Советской власти.Желаю Вам здоровья и дальнейшей плодотворной работы на пользу трудящихся. Жму Вашу руку.И. Сталин».
Константин Эдуардович Циолковский скончался от рака желудка 19 сентября 1935 года, на 79-м году жизни, в Калуге.
Мы покидаем этот интересный музей.
А поскольку мы не стали сильно напрягать этих добрых музейщиков, совесть имеем, ведь они позволили осмотреть музей после его закрытия, то музей мы обежали достаточно быстро.
Честно говоря мы и сами-то не располагали огромным количеством времени. Дело к вечеру, а нам ещё хотелось что-то посмотреть в Боровске. А затем добраться до Балабаново и дальше в Калугу.
Работники музея любезно подсказали что ещё посмотреть за городом интересного и даже подбросили нас туда на своем авто. Им было по пути.
Это был интереснейший Пафнутьево-Боровский монастырь.
Но это совсем другая история…
Продолжение следует.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.