В городе Архангельск по адресу Поморская д.1 располагается усадьба Е. К. Плотниковой — памятника архитектуры конца XVIII — начала XX вв. Это единственная усадьба, представляющая исторический уголок старого города, дошедшая до нашего времени в полном объеме.
Усадьба начала строиться в 1794 году. Изначально представляла два каменных двухэтажных дома, которые принадлежали разным владельцам, но имели единый фасад, разделённый брандмауэром (каменной стеной).
В 1894 г. П. М. Шингарева начал перестройку. Нынешний вид здание получило в начале XX века, когда хозяйкой стала Екатерина Кирилловна Плотникова.
После революции оно оказалось национализировано. Здесь квартировали разные организации. Наконец, в 1994 году оно оказалось на балансе у Архангельского музея изобразительных искусств (с 1994 года — Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»).
1 из 2
2
За 250 рублей покупаю билет и направляюсь на осмотр. Экспозиция «Русское классическое искусство XVIII — начала XX вв." является постоянной и занимает в 17 залов.
Картины разместились в анфиладе залов с паркетными полами, изразцовыми печами, расписными потолками и лепными украшениями.
4
Изучая художников, зритель погружается в атмосферу ушедшей красоты.
3
(Н. Е. Сверчков 1818—1898 гг. Тройка на закате)
3
(Неизвестный художник. Берёзовая роща)
4
(А. С. Егорнов 1858—1902 гг. Зима. 1896 г.)
4
М. К. Клод 1832—1902 гг. Полдень. Около 1870 г.)
4
(А. И. Мещерский 1834—1902 гг. Морской пейзаж 1871 г.)
Один из первых залов посвящен историческим персонажам.
3
Тема продиктована наличием редкой для сегодняшнего дня династической серии портретов первых Романовых — царей Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Михаила Фёдоровича и других.
1 из 5
2
Зал «Иерархи русской церкви» является продолжением портретной галереи Романовых.
1 из 4
1
Следующий зал называется Белый. Он оформлен красивым паркетом и печными изразцами. В прежние времена здесь собирались купцы и знатные люди.
1 из 4
3
Теперь Белый украшен работами Брюллова, Венецианова, Тропинина.
3
(Ф. С. Рокотов 1735—1808 гг. Портрет неизвестной в платье с голубыми лентами и бантом. Конец 1870-х г)
4
(К. П. Брюллов 1799—1852 гг. Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина 1830-ы)
Среди представленного выделяется портрет Екатерины II кисти известного немецкого портретиста И. Б. Лампи (1751 — 1830).
3
В зале «Академии художеств» собраны жанры, в которых работали ученики Академии.
1 из 4
5
(А. П. Боголюбов 1824—1896 гг. Кронштадт. 1851)
5
(Г. П. Виллевальде 1818—1903 гг. Вид старого Владикавказа)
Блики и освещение не давали возможности нормально фотографировать, но, отмечу, мне особенно понравились «Ангел выводит апостола Петра из темницы» Е. М. Корнеева (1782–1839)
3
и «Подача милостыни» Т. Е. Мягкова (1811–1865).
5
С Академией Художеств связано и творчество И. К. Айвазовского.
1 из 2
2
Музей обладает его ранней работой «Южная ночь. Крым», когда художника привлекали картины спокойного состояния моря в момент рассвета или заката.
1 из 2
6
Историческая живопись считалась важнейшей среди академических жанров. Более 150 лет никого не оставляет равнодушным картина С. Хлебовского «Смерть принца Оранского» (1835–1884).
1
Портрет середины XIX века — так называется следующая экспозиция. Она наполнена картинами С. К. Зарянко, И. А. Тюрина, Г. И. Яковлева, К. И. Лаша, М. Зеленцова, Р. К. Шведе, И. К. Макарова и др.
1 из 3
4
По словам одной из смотрительниц, когда создавался музей, первый директор отобрала для коллекции работы известнейших мастеров и теперь музей может по праву гордиться коллекцией.
3
Надеюсь, читатель меня простит, под впечатлением я попросту забывал записывать художников и их работы.
1 из 5
2
«Святые шестидесятые» и «Крестьянские образы в творчестве передвижников» — так назывались следующие два зала. Здесь были представлены А. А. Попова, Н. В. Неврева, А. К. Саврасова, И. Н. Крамского, Ф. С. Журавлёва и др. художники.
1 из 3
5
На анонсе выставки была репродукция К. В. Лемоха (1841–1910) «Варька» 1893 г. На выставке я нашёл эту картину.
7
После знакомился с академическим искусством второй половины XIX века, пейзажами передвижников и исторической живописью того же периода.
1 из 9
3
Не могу не отметить В. Е. Маковского (1846–1920) и его работ «Первый фрак» 1892 г. и «Охотники» 1906 г.
1 из 5
4
Посетителей было мало и я осматривал залы в гордом одиночестве, что дало чувство сопричастности с художниками.
2
(П. М. Шамшин 1811–1895. Введение во храм. 1847–1848)
5
(М. В. Нестеров 1862—1942 гг. Первая встреча царя Алексея Михайловича с барышней Марией Ильиничной Милославской. 1887 г.)
3
(К. А. Савицкий 1844—1905 гг. Христова милость (Беглые в Сибири) 1890–1897)
Представленные на экспозиции картины резко меняют тональность после Революции.
1 из 3
2
С одной стороны, больше ярких красок, с другой — красный цвет подобен пожару.
5
(А. Е. Архипов 1862—1930 гг. Молодая крестьянка в красной кофте. 1920)
3
(А. А. Аратов 1876—1949 гг. Испуг)
3
(К. И. Горбатов 1876—1945 гг. Ранняя весна. Псков. 1921)
На момент моего визита на первом этаже здания проходила выставка — ПреКрасный.
1
Для русской культуры красный цвет всегда имел сакральное значение.
1 из 2
2
Сотрудники музея создали экспозицию, где красный доминировал.
1 из 2
3
Василий Кандинский писал: «Красный действует проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не имеющий легкомысленного характера желтого, расточаемого направо и налево».
1 из 2
2
В народном искусстве красный был цветом самой жизни, символизировал Божественную любовь, солнечную энергию, православный праздник Пасхи, деторождение, молодость и счастливую жизнь.
3
В русском классическом искусстве, красный — олицетворял власть, энергию и силу ума.
2
Искусство XX века сделало красный цвет главным символом революции, нового времени и меняющегося мира.
3
Что особенно понравилось, всё и везде разрешают фотографировать!
«В музее еще много интересного, но рамки отзыва уже давно трещат. Оставим что-то „за кадром“, пусть, если доберетесь до этого музея, будет для вас сюрпризом.»