На Набережной Северной Двины стоит купеческая усадьба Шингарёвых-Плотниковых, — единственная усадьба старого Архангельска, сохранившаяся до наших дней в полном составе. В нее входили: усадебный дом, торговый дом, каретный сарай и электростанция. Эта усадьба — памятник архитектуры конца XVIII — начала XX века, так как строить ее начали в конце XVIII века и не раз перестраивали, по мере смены владельцев.
В 1994 году комплекс усадьбы передали Архангельскому музею изобразительных искусств. После обширной реставрации в зданиях разместились новые музеи, а на базе старого и вновь созданных музеев образовали Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
В усадебном доме находится музей «Усадьба Е. К. Плотниковой», получивший название по его последней владелице Екатерине Кирилловне Плотниковой, при которой здание приобрело свой современный вид.
1 из 3
3
С 2010 года в отреставрированных залах усадебного дома разместилась постоянная экспозиция русского искусства XVIII — начала XX века. Картины русских художников замечательно смотрятся в интерьерах соответствующего периода: в здании анфилада комнат с паркетными полами, сохранены изразцовые печи, расписные потолки и лепные украшениями. Экспозиция размещается в 17 залах.
Зал «Лица русской истории»
Первый зал посвящен историческим лицам. В собрании музея есть редкая серия династических портретов первых Романовых. Такие династические портретные галереи обычно были в императорских резиденциях, государственных учреждениях, архиерейских палатах и дворцах знати.
1 из 4
3
Слева - Портрет патриарха Филарета Никитича (1554-1633), справа - Портрет царя Иоанна Грозного IV (1530-1584). Работы неизвестных художников II половины XVIII века.
Коллекция архангельского музея связана с епископом Вениамином, при котором в 1784 году был построен каменный архиерейский дом, где были залы с портретами царей и императоров, а также лиц высшего духовного сана.
1 из 4
3
Портрет императора Петра I. Неизвестный художник II половины XVIII века.
1 из 3
2
Портрет императора Николая I на коне (1840). Тимм Василий Федорович (Георг-Вильгельм) (1820-1895)
Зал «Иерархи русской церкви»
Этот зал продолжает портретную галерею Романовых. Здесь есть редкий образец русского портретного искусства рубежа XVII–XVIII веков — портрет архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия (1641 — 1702).
1 из 2
3
Два портрета Холмогорского и Важского архиепископа Афанасия (1641-1702) Левый- работа неизвестного художника конца XVII - начала XVIII века (С.Д. Нарыков?), правый - работа неизвестного художника первой половины XVIII века (В. Погорельский?)
Зал «Портрет XVIII века»
В этом небольшом зале представлены портреты неизвестных художников схимонахини Нектарии (1770-е), княгини Голицыной с сыном (конец 1760-х), одного из первых академиков Российской Академии наук Даниила Бернулли,
4
живописные полотна Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского и других.
1 из 3
3
«Портрет неизвестной в платье с голубыми лентами и бантом» (Конец 1780-х) Рокотов Федор Степанович (1735-1808).
Залы «Искусство Пушкинской поры»
Это самые красивые залы с паркетом и белоснежными печами с позолотой в изразцах фабрики товарищества М. С. Кузнецова. Здесь собирались когда-то знатные люди Архангельска и богатые купцы. Залу повезло, в советское время это был зал заседаний райисполкома, паркет не повредили, просто накрыли его линолеумом.
1 из 3
5
Теперь на стенах в этих залах шедевры — портреты Карла Брюллова, Алексея Венецианова, Василия Тропинина, иностранных художников, работавших в России.
1 из 2
4
«Портрет императрицы Марии Федоровны (1759-1828), жены императора Павла I» Английский художник Доу Джордж (1781-1829) Работал в России с 1819 по 1828.
1 из 2
5
«Портрет великой княгини Елены Павловны (1806-1873), жены великого князя Михаила Павловича» (Между 1829-1830) Брюллов Карл Павлович (1799-1852)
1 из 2
3
«Сплетница» (конец 1820-х - начало 1830-х) Тропинин Василий Андреевич (1776-1857)
4
«Портрет Настеньки Хавской (1820-1837» (1826) Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)
1 из 2
4
Портрет генерал-директора I кадетского корпуса, графа Ф.Е. Ангальта (1732-1794) Шредер Иван Николаевич (1835-1908) Отливка Петербургского литейного завода А.Моранди
Совсем по другому смотрятся картины в интерьерах, соответствующих эпохе.
5
«Портрет Ивана Ивановича Неплюева (1800-1858) адъютанта графа Дибич-Забалканского с женой и тремя детьми» (около 1830) Митуар Бенуа-Шарль. Работал в России с 1801, умер после 1830.
1 из 2
1
«Портрет неизвестной в кружевном чепце и колокольцевской шали» Казаков Николай Михайлович (1822- после 1853) и «ПортретВасилия Васильевича Окунькова» (1810) работы неизвестного художника начала XIX века.
Зал «Академия художеств»
В XIX веке развитие русского искусства было тесно связано с Императорской Академией художеств. Академия, основанная в 1757 году, отличалась высоким уровнем образования и многие десятилетия была центром культурной жизни страны и единственным в России учреждением, где устраивались регулярные художественные выставки.
4
Справа - «Натурщик с поднятой рукой» (начало XIX века) работы неизвестного художника рубежа XVIII - XIX веков.
В этом зале представлены работы учеников Академии. Есть несколько работ И. К. Айвазовского, в том числе его ранняя работа «Южная ночь. Крым», когда художника привлекали картины спокойного состояния моря в момент рассвета или заката.
1 из 3
3
«Парусник у берегов Крыма в лунную ночь» (1858) Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)
В музее великолепное собрание портретов, здесь есть портреты работы С. К. Зарянко, Тютрюмова Н.Л., И. А. Тюрина, Г. И. Яковлева, К. И. Лаша, М. Зеленцова, Р. К. Шведе, И. К. Макарова и др.
5
В центре «Портрет великой княгини Марии Николаевны, президента Академии художеств» работы неизвестного художника середины XIX века.
Сверху - «Портрет графини Марии Павловны Толстой» Макарова Ивана Кузьмича (1822-1897) Снизу - «Натюрморт с цветами и фруктами» (1846) Торопова Фомы Гавриловича (1821-1898)
1 из 2
4
Слева - «Портрет молодого мужчины из дома купцов Кузьминых», справа - «Портрет молодой женщины в синем платке из дома купцов Кузьминых» Работы неизвестного художника середины XIX века.
Шестидесятые годы XIX века стали началом важнейшего периода в русской культуре — эпохи критического реализма, когда художники все чаще темой своих картин стали делать жизнь простых людей, выражая своё сочувствие несчастным и обездоленным.
4
Этот зал можно узнать по росписи на потолке.
3
Слева - «У мирового судьи в провинции» Загорского Николая Петровича
1 из 3
3
«Пряха» (1889) Неверева Николая Васильевича (1830-1904)
Зал «Крестьянские образы в творчестве передвижников»
В зале собраны работы художников, членов Товарищества передвижников, которые обратились к крестьянской теме: Л. И. Соломаткина, А. А. Попова, Н. В. Неврева, А. К. Саврасова, И. Н. Крамского, К. В. Лемоха, Ф. С. Журавлёва.
1 из 2
3
1 из 2
5
«Портрет крестьянской девушки с венком на голове» Пален Марии Ивановны, художницы второй половины XIX века.
1 из 2
3
«Варька» (1893) Лемоха Карла Викентьевича (1841-1910)
Зал «Академическое искусство второй половины XIX века»
В этом зале в экспозиции размещены работы выпускников Академии художеств, посвященные библейским сюжетам.
1 из 2
3
«Беседа Христа с учениками на Елеонской горе» (1881) Боткин Михаил Петрович (1839-1914)
2
«Христос» (1871), Репин Илья Ефимович Эскиз к картине 1871 года «Воскрешение дочери Иаира», хранящейся в Русском музее, за которую Репин получил золотую медаль первого достоинства.
Зал «Пейзаж второй половины XIX века»
Вот на стене две работы Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898): «Сумерки» (1874) и «Лес с горы» (1895).
6
А это произведения Исаака Ильича Левитана: слева — «Папоротники у воды» (1895), справа сверху — «На Ривьере», по ней — «Лунный пейзаж» (1890-е).
5
Иван Константинович Айвазовский писал не только бурное море. Вот, например, «Ниагарский водопад» (1930).
5
Пейзажи, привезенные художниками из поездок по миру.
1 из 3
4
«Пейзаж с пирамидой» (1886) Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927)
3
«Девдоракский ледник» (1894) Ярошенко Николая Александровича (1846-1898)
Зал «Жанровая живопись передвижников»
В этом зале можно увидеть картины В. Е. Маковского, Н. Е. Маковского и К. Е. Маковского, А. С. Степанова, И. М. Прянишникова, В. М. Максимова, К. П. Степанова и других.
1 из 2
1 из 3
5
«Пастушки» (1876) Владимира Егоровича Маковского (1846-1920)
1 из 2
7
«Первый фрак» (1892) Владимира Егоровича Маковского (1846-1920)
1 из 2
3
«Улица в Каире» (1876) Николая Егоровича Маковского (1842-1886)
2
«Все в прошлом» (1904) Василия Максимовича Максимова (1844-1911)
4
«Седина в голову, а бес в ребро» (1888) Степанова Клавдия Петровича
Зал «Историческая живопись XIX века»
3
В зале исторической живописи можно видеть картины А. М. Васнецова, И. Н. Крамского, М. В. Нестерова, В. И. Сурикова, Н. В. Неврева, С. А. Коровина,
1 из 5
5
«Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышней Марией Ильиничной Милославской» (1887) Михаила Николаевича Нестерова (1862-1942)
Искусство начала XX века
В залах первого этажа размещается экспозиция искусства начала XX века. Это поздние передвижники, а также существовавшие в тот период различные группировки и объединения художников: «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Все они представлены в музее произведениями известных художников.
1 из 4
4
«Семейный портрет Деларовых» (1906) Репин Илья Ефимович (1844-1930)
1 из 3
4
«Ответа жду» (1900) Иванов Михаил Филиппович (1869-1930)
1 из 3
5
«Сергиев-Посад» Юон Константин Федорович (1875-1958)
1 из 4
6
«Сидящая натурщица. В мастерской В. Серова» (1903-1905) Машков Илья Иванович (1981-1944)
Рубеж XIX -XX веков — время активного художественного освоения Севера. В музее собраны работы художников, творчество которых связано с Русским Севером. В экспозиции есть произведения К. Коровина, В. Серова, П. Кончаловского, В. Переплётчикова, В. Верещагина, Б. Кустодиева и других известных русских художников.
1 из 3
3
«Зима. Мельница на Кегострове» (1903) Кончаловский Петр Петрович (1876-1956)
В музее еще много интересного, но рамки отзыва уже давно трещат. Оставим что-то «за кадром», пусть, если доберетесь до этого музея, будет для вас сюрпризом.