«Человек — карета; ум — кучер; деньги и знакомства — лошади; чем более лошадей, тем скорее и быстрее карета скачет в гору» М. Ю. Лермонтов
«Человек — карета; ум — кучер; деньги и знакомства — лошади; чем более лошадей, тем скорее и быстрее карета скачет в гору» М. Ю. Лермонтов
В столице Португалии городе Лиссабон находится одна из самых впечатляющих и крупных в мире коллекций старинных карет.
Мне удалось увидеть только её часть в здании первого музея.
Дело в том, что многие экспонаты долгое время хранились в закромах. В мае 2015 года напротив старого музея, расширив выставочные площади, открылся новый музей карет. Когда я был в Лиссабоне он ещё не работал. Так что я покажу вам коллекцию в тесном первозданном виде.
Сегодня работают оба музея, ведь старое помещение само по себе является достопримечательностью. Закрытый манеж для тренировки в верховой езде построен в неоклассическом стиле в 1787 году при короле Хуане VI.
Внутренняя отделка продолжалась ещё более сорока лет. В верхней части манежа находились трибуны с узкими галереями, а так же балконы для судей и членов королевской семьи. Повсюду до сих пор висят картины португальских художников. Самое впечатляющее зрелище это потолок, покрытый яркими и красочными фресками.
Манеж был преобразован в музей в 1905 году. После свержения монархии (1910) коллекция за счёт знатных семей значительно расширилась.
В ней появились уникальные транспортные средства XVII — XIX веков: кабриолеты, балдахины, портшезы, паланкины, катафалки, фаэтоны и даже детские повозки, в которых запрягались пони.
Основной вклад в пополнение музея внесла Амелия Орлеанская — жена короля Португалии Карлуша I. Именно она передала в дар экипажи королевского дома.
У каждой кареты своя любопытная история и судьба. Я не фотографировал все экспонаты, поэтому напишу только про те, что есть в моём альбоме.
Самую древнюю карету Филиппа III (король Испании и Португалии) я видел, но, к сожалению, не сфотографировал. Она где-то там внизу.
Карета Марии-Франциски Савойской
Вторая по древности карета принадлежала двоюродной сестре французского короля Луи XIV. Она была королевой Португалии в 1666–1668 и в 1683 годах.
Карета Короны
Сделана в Лондоне в 1824 году. Название получила благодаря короне, расположенной на крыше. Эту корону поместили там специально для церемонии коронации Дона Карлуша.
В 1957 году именно этот экипаж подали английской королеве Елизавете II, во время её визита в Португалию.
Это последняя в Португалии карета, которая использовалась для перевозки члена королевской семьи.
Карета Стола
Этим названием карета обязана круглому столу, установленному внутри. Второе название — «Карета обмена Принцесс» получила из-за церемонии, которая произошла в 1729 году на границе Португалии и Испании.
Тогда португальскую принцессу Марию Барбару Браганса (справа) обменяли на дочь Филиппа V — испанскую принцессу Мариану Викторию (слева). Принцессы отправились в путь, чтобы выйти замуж за будущих королей Испании и Португалии, соответственно.
Карета полностью закрыта, имеет два застеклённых окна. Внутренняя обивка выполнена малиновым бархатом, потолок украшен золотой плетеной бахромой.
Карета Ландо Цареубийца
Именно этот открытый экипаж, в котором ехала королевская семья, был обстрелян двумя убийцами 1 февраля 1908 года. Жене Карлуша I, королеве Амелии, и их младшему сыну Мануэлу удалось спастись, а сам король и его старший сын Луиш Филипе погибли.
Карлуш I стал первым португальским королём, умершим насильственной смертью, со времен Себастьяна I, правившего ещё в XVI веке.
На дверях можно рассмотреть следы пуль поразивших короля и принца. Королева Амелия пыталась защитить своего мужа и отогнать убийцу с помощью единственного имевшегося у нее «оружия» — букета цветов.
Карета Океанов
Одна из жемчужин коллекции была изготовлена в Риме в 1716 году специально для визита португальского посольства в Ватикан. Делегация была отправлена во время расцвета португальской империи.
Карета (вернее кортеж из нескольких богатых экипажей) украшена позолоченными фигурами символизирующими португальские открытия и соединение морским путём Индийского и Атлантического океанов.
Настоящее произведение искусства на деревянных колёсах.
Истории остальных карет, я надеюсь, вы узнаете сами, когда окажетесь около них на расстоянии вытянутой руки.
Помимо карет в музеях можно увидеть множество сопутствующей атрибутики, связанной с транспортом на лошадиной тяге: сабли, мундиры, сёдла и другое.
Двойной музей находится в юго-западной части города. Цифрой 1 обозначен старый музей, под номером 2 — новый.
Часы работы: 10:00—18:00. Выходной — понедельник. Адрес: Praça Afonso de Albuquerque, Lisboa. Сайт.