В западной части Норвегии среди гор и водопадов пролегла Фломская железная дорога или, как ее называют местные жители — Flåmsbana (с норвежского языка). Несмотря на то, что эта железнодорожная магистраль вряд ли может похвастать своей протяженностью, всего чуть больше 20 км, туристические эксперты в разных частях мира с уверенностью называют ее одной из красивейших железных дорог планеты.
История строительства Фломской железной дороги в Норвегии уходит в далекие 70-е года 19 века, когда правительство северной страны приняло решение соединить два крупных города — Осло и Берген. Эти планы удалось реализовать довольно быстро, и уже с 1909 года поезда, мчавшиеся по двум железнодорожным веткам, с легкостью доставляли первых пассажиров из города в город. Однако, размышляя о развитии логистики, у создателей норвежской железной дороги появилась и другая идея — проложить железнодорожный путь от Бергена до Согнефьорда. Предложение было поддержано парламентом, но реализовать инженерные планы было не так легко, учитывая гористость местности и невероятные склоны. Требовались и значительные ресурсы.
Поэтому приступить к работе удалось лишь в 1924 году. На 20 километров пути необходимо было построить 20 тоннелей, которые прокладывать необходимо было вручную, построить 10 железнодорожных станций. Строительство двигалось очень медленно: на 1 метр пути уходило более 1 месяца, а общая длина тоннелей превышала 6 км. Кроме того, на пути строителей то и дело возникала горная река. Посчитав, они пришли к выводу, что проще и безопаснее изменить русло реки, чем строить железнодорожные мосты через реку. Так и поступили. В результате строительство этого участка железной дороги затянулось еще на 15 лет. И только в 1939 году по ней был запущен первый пассажирский поезд. Затем еще 5 лет ушло на электрификацию Фломсбаны.
Сегодня норвежцы вряд ли грустят о потерянном времени и огромном труде, наоборот своим созданием они гордятся, ведь у них теперь есть красивейшая железная дорога мира. Двигаясь по горному серпантину, ее перепад достигает 863 метра, большая ее часть — это подъем. Все этого потребовало создание безопасных систем, прежде всего тормозных. По дороге курсируют поезда, состоящие из семи вагонов, со скоростью не более 40 км/ч. Трудно здесь требовать большую скорость.
Билеты на Фломскую железную дорогу покупать лучше заранее, сидячие места раскупаются очень быстро.
Чаще всего, станции соединяют небольшие населенные пункты, которые располагаются на высоте от 16 до 866 метров над на уровнем моря. Проезжая от станции к станции, туристы наслаждаются завораживающими видами на долину.
На высокогорном плато Мюрдал соединяются Бергенская и Фломская железные дороги.
Через километр пути поезд делает остановку у Ватнахалсена, откуда открывается первая панорама на долину.
В первый вираж поезд заходит в районе озера Рейнунга. Пройдя несколько крутых поворотов состав медленно проезжает своеобразно окно в туннеле.
После туннеля Бакли поезд делает остановку у водопада Кьесфоссен, где пассажиров ждет сюрприз. На станции играет музыка, а зрители восхищенно смотрят не только на мощь водопада, но и на горную ведьму, хульдру, танцующую среди скал.
Следующая остановка — Кордал, где расположен самый высокий населенный пункт Фломской долины. Оттуда можно увидеть очередной водопад и древнюю дорогу через долину.
Затем следуют Бломхеллер, Береквам, Далсботон, Хорейна и, наконец, Флом.
Прозорливость норвежцев поражает, ведь в настоящее время Фломскую железную дорогу посещает более 600 тысяч туристов, что позволяет окупать ее содержание. Во многом, это объясняется и качественным продвижением туристического потенциала страны, активной работой с передовыми туристическими журналами и путеводителями мира. Такая работа дает хороший эффект, и все гости скандинавской страны желают проехать по железной дороге и насладиться окружающей красотой царства троллей.
У Фломсбаны есть свой музей. Находится он во Фломе в старом вокзале в нескольких десятках метров от нового вокзала. Музей совсем небольшой, но, тем не менее, очень интересный. Здесь можно ознакомиться с интересными фактами строительства дороги, увидеть орудия труда, с помощью которых вручную строили магистраль и, конечно же, узнать о людях, воплотивших инженерные мысли в жизнь.
Рядом с музеем расположен сувенирный магазин с широким ассортиментом, где можно приобрести традиционные норвежские подарки, в том числе фигурки троллей разного размера, сувениры с символикой Фломсбаны, ресторан, магазин.
В летний период поезда по железной дороге ходят почти каждый час десять раз в день в оба направления.
Обычно туристы начинают свой путь со станции Мюрдал, доезжая до нее из Осло или Бергена на поезде или автобусе. Здесь можно пересесть на железную дорогу Флома. Также до Мюрдала можно доехать на личном автомобиле.
Автомобильный маршрут из Бергена до Мюрдала
Можно начать путешествие по Фломской железной дороге наоборот из Флома, доехав до него на автобусе из Бергена или Осло.
Панорама водопада Кьесфоссен на Google Maps
Видео о Фломской железной дороге
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.