Я и не подозревала, какие чудесные истории скрывает скромный городской музей. Путь туда начался необычно: из поликлиники.
«Здоровье не купишь» — гласит народная поговорка. Но все мы знаем, что лечение стоит денег. Порой немаленьких. Поэтому мы с мужем предпочитали лечиться в Северной Македонии. Качественно и недорого. Неслучайно эта страна считается центром медицинского туризма Балканского региона. Вот и той зимой, приехав в Скопье, принялись ходить по врачам. Нужно. Полезно. Но совсем не весело.
3
Как всегда выручила македонская подруга: «А вы были в городском музее? Он буквально в пяти минутах от поликлиники». Только тут я сообразила, что за пять лет мы так и не удосужились посетить Музей города Скопье. Нужно было срочно наверстать упущенное. Мы с облегчением выбросили медицину из головы и отправились приобщаться к культуре.
На входе нас встретил скучающий охранник. Сообщил, что вход бесплатный и удалился. Мы стояли в просторном помещении, стены которого были увешаны картинами и фотографиями. Этажом ниже располагался «античный» зал, а этажом выше — «средневековый». Тишина. Полумрак. Мы были единственными посетителями. По замыслу организаторов, осматривать экспозицию следует оперативно. Освещение в музее включается по датчику движения. Тот, кто слишком долго изучает экспонаты, рискует оказаться в полной темноте. В этом случае следует встать в определенном месте, попрыгать и помахать руками. Когда мы поняли, что к чему, дело пошло на лад. Можно было продолжить осмотр.
2
Знакомиться с экспозицией решили в хронологическом порядке. Спустились вниз, к самым древним древностям. Восемь тысяч лет назад в Скопской котоловине появились первые поселения скотоводов и земледельцев. В окрестностях Скопья археологи откопали остатки жилищ, орудия труда, посуду, украшения. Ученым удалось воссоздать целую неолитическую деревню в районе Тумба Маджари, посетить которую я настоятельно рекомендую. Среди находок часто попадались небольшие жертвенники — глиняные домики с трубой в форме женского торса. Внутри домика зажигали огонь. Жилище олицетворяло защиту, а женщина — плодородие. Древние люди были практичны. Думаю, жертвенник служил заодно и светильником. Пожалуй, самая знаменитая из таких находок — Великая Мать (6000–5500 до н. э.).
4
Пришедшие в III тысячелении до н. э. индоевропейские народы принесли технологии обработки металлов. К раннеантичному времени поселения превратились в хорошо укрепленные города. В IV веке до н. э. удачное местоположение на перекрестке торговых путей, на северных границах империи Александра Великого, дало стимул к развитию торговли.
2
Светильник V-III в до н.э. Исар
На рубеже старой и новой эры здесь появились римляне и построили крепость Скупи. Бывшая крепость разрослась и получила звучное название «Колония Флавия Скупиорум», а в III веке она стала столицей римской провинции Дардания.
3
Ритуальный сосуд I в. н.э. Скупи
Землятресение 518 года сравняло античный город с землей. Сегодня на его месте, на стрелке рек Лепенец и Вардар, в 4 км от современного центра Скопья, проводятся раскопки. Удалось откопать остатки домов, бани-термы, храм и огромный амфитеатр. Античный Скупи, безусловно, заслуживает посещения. Но если нет времени ехать на окраину, то здесь, в Музее города Скопье, можно увидеть часть найденных артефактов.
2
В 2008 году, при раскопках большого термального комплекса в Скупи, была обнаружена прекрасно сохранившаяся мраморная статуя II в. н. э. — знаменитая «Венера с дельфином» или «Срамежлива Венера» (Стыдливая Венера) или Venus Pudica. Когда-то скульптура стояла в нише и это позволило ей уцелеть во время землетрясений.
2
Фотография сделана в июле 2021 г. в Скупи
Дальнейшая судьба Венеры сложилась непросто. Сначала ее поместили в городской музей. Однако началась компания по поиску национальной идеи. Сделанную по греческому образцу римскую статую перенесли поближе к центру — в Археологический музей, ибо власти решили искать идею в античном прошлом. Нацидея вызвала недовольство в Европе. Как смеет эта «ничтожная» страна примазываться к славе эллинов?! Посыпались сначала насмешки, потом — издевательства. Лично мне всегда было неприятно это слышать. Македонцы — очень миролюбивый и добрый народ. Неслучайно их прозвали «хоббитами Балкан». Издеваться над мирным народом маленькой страны — легко и безопасно. Только стоит ли? И так ли неправы македонские историки? Умирают цари, рушатся империи, но не исчезает народ. Народ может смешаться с другим народом, измениться и в новом качестве продолжить свое существование. Античные македонцы смешались со славянами и получился современный македонский народ, который внешне и по языку сильно отличается от соседей. Наш друг из Скопья шутит, что его сын — вылитый Александр Великий. В каждой шутке есть доля истины. Почему светловолосый мальчик не может быть прапра….правнуком античного полководца?
А что же Венера? Под давлением извне власти отказались от претензий на связь с античностью. Статую убрали с глаз долой. Летом 2021 года я увидела ее в Скупи, в открытом железном сарае возле места раскопок. Помню, тогда это привело меня в ужас, поэтому сейчас я с радостью обнаружила старую знакомую в городском музее.
3
Смутило, что Венеру поместили в железную клетку. Но этому нашлось разумное объяснение: совсем рядом идет стройка. Толчки, вибрации… Лучше пусть богиня немного побудет за решеткой, чем упадет и расколется.
Пришло время покинуть Венеру с Великой Матерью и осмотреть «средневековый» зал. Однако путь туда был перегорожен веревкой. За ней — темное помещение, какие-то коробки… Здесь явно шел ремонт. Причем шел давно и не собирался заканчиваться. Жаль. Тогда идем дальше.
Следующий зал был посвящен трагическому событию в истории Скопья — землетрясению. Оно произошло 26 июля 1963 года. Эпицентр находился прямо под городом, на глубине всего 3 км. В первые секунды последовали два мощных удара силой 6,1 по шкале Рихтера. Толчки продолжались в течении 40 минут и привели к разрушениям на площади 16 кв.км. Под завалами оказались 10 тыс. человек. 1070 из них погибли, 3300 получили ранения. Было разрушено 80% жилого фонда и 185 тыс. человек лишились крова над головой. Говоря по-простому, Скопье было стерто с лица земли.
2
Стрелки часов на железнодорожном вокзале застыли навсегда в момент катастрофы: 5 часов 17 минут.
3
Ранним утром многие горожане еще спали и погибли прямо в своих постелях. Кто-то успел выбежать из дома босиком и в одном белье. Люди не сразу поняли, что происходит. Говорили, что началась Третья Мировая и на Скопье сбросили ядерную бомбу. Говорили, что с неба спустился Архангел Михаил-«душевадец», то есть «забирающий людские души»…
После первого шока горожане бросились спасать своих соседей и родственников. Рискуя жизнью, люди подпирали плечами бетонные балки, давая возможность пострадавшим выбраться. Несмотря на продолжающиеся толчки, выносили из разрушенных домов детей, стариков и раненых. Вскоре подключились милиция, армия, пожарники и шахтеры. На следующий день стали прибывать спасатели со всех концов Югославии.
2
Сохранились рассказы живых свидетелей той страшной трагедии. Вот некоторые из них.
В одной из квартир семья до поздней ночи справляла новоселье. Гости разошлись лишь в 4 утра. А всего через час никого из хозяев уже не было в живых.
Инженер всю ночь работал у себя дома. Почувствовав мощный точок, не растерялся. Из окна 4-го этажа выбросил матрас, а на него — свою маленькую дочку. Девочка выжила. Но инженер, его жена и старший сын — все погибли.
Погребенный под обломками дома мужчина велел своим маленьким детям стучать кирпичом о кирпич, в надежде, что их услышат спасатели. Мужчина вскоре умер. Но его трое детей делали, как учил отец, и выжили.
2
Счастливые родители вместе с родственниками праздновали приезд из-за границы двоих сыновей. Впервые за 16 лет большая семья собралась вместе. Погибли все, кроме маленькой девочки.
Молодой солдат в течении 12 часов откапывал двух женщин: девушку и её бабушку. Парень был счастлив, что смог вытащить их из-под развалин. На следующий день он пошел в больницу навестить спасенную красавицу. Их судьба могла бы сложиться счастливо. Но девушка умерла от полученных травм.
2
Рассказы людей — не только о горе и утратах. Есть рассказы и о чудесных спасениях.
Мужчина по ошибке неправильно поставил часы. Проснувшись в 5 утра, он решил, что уже 6 и он опаздывает на работу. Вскочил, оделся второпях и выбежал из дома. Через несколько минут здание рухнуло.
Отряд из 500 солдат только что покинул столовую после завтрака, а следующие 500 человек ждали команду войти внутрь. В этот момент в столовой обвалился потолок.
Молодой человек до 3 ночи резался в карты с приятелями. Приятели ушли, а он уснул. Да так крепко, что проспал землетрясение. Проснулся в 10 утра и обнаружил, что стены, потолок, оконные рамы — все искривилось и потрескалось. Лишь его кровать стоит в целости и сохранности.
Есть истории о чудесном спасении девочки, пролежавшей под завалами 77 часов. О бабушке, которая застряла рядом с мешком помидоров. Они послужили старушке едой и питьем, пока не пришли спасатели.
2
Пожалуй, самый трагикомичный рассказ — о крестьянине, прибывшем в город по делам. Мужчина заселился в отель «Скопье» и решил хорошенько отметить приезд. Поздно ночью, будучи сильно навеселе, он не смог вспомнить название своей гостиницы. Зашел в отель «Бристоль», нашел комнату с нужным номером, открыл ее (и ведь ключ подошел!) и завалился спать. Отель «Скопье» был целиком разрушен, а «Бристоль» устоял.
Как это ни странно, но горожане рассказывают и смешные истории.
«Я здесь, дяденька! Вот он я! Близко!» — кричал из-под развалин маленький мальчик. Солдатам потребовалось 6 часов, чтобы освободить ребенка. Спасенный недовольно произнес: «Дядя солдат, ты напустил столько пыли, что я чуть не задохнулся».
Из-под завалов раздавались женские крики. «Где ты, бабушка?» — спросили спасатели. «Я вам не бабушка! Я еще молодая!» — послышался обиженный голос.
Через несколько дней после трагедии стала поступать и международная помощь. Из Германии прислали полевые кухни. Одна из них стала теперь музейным экспонатом.
2
Большую помощь оказала Франция, прислав самое современное оборудование для поиска людей под завалами. Я точно знала, что Советский Союз не остался в стороне и тоже помог пострадавшим. Но среди музейных экспонатов я не нашла ничего, что бы на это указывало. На фотографиях были французы, американцы, кто-то еще, но ни одного советского спасателя.
2
Под стеклом лежали газеты со всего мира, но не было ни одной советской.
2
Хотя нет. Обнаружилась брошюра «Скопле — город международнрй солидарности». По обложке невозможно было понять, из какой она страны. Если, конечно, ты не знаешь русского языка.
2
Нам оставалось пожать плечами и перейти в другой зал.
Здесь были выставлены работы одного из самых знаменитых македонских художников — Владимира Георгиевски (1942–2017).
3
Владимир Георгиевски «Автопортрет», 2003 г.
Картины понравились. Прекрасные пейзажи.
1 из 2
3
Владимир Георгиевски «Весна в Леуново»
Замечательные портреты.
1 из 2
2
Владимир Георгиевски «Огнен», 2005
Кстати, Георгиевски написал портрет Ф. М. Достоевского для музея писателя в Санкт-Петербурге.
Также вызвали интерес и работы художника на религиозно-философские темы.
2
Владимир Георгиевски «Вход в Иерусалим», 1994
2
Владимир Георгиевски «Матери и дети», 1998
Появился сотрудник музея. Постоял немного и вышел. Через короткое время заглянул снова. Я посмотрела на часы: до закрытия оставалось меньше часа. Похоже, пришли нас выгонять. Но мужчина улыбался так доброжелательно, что стало ясно: нас не выгонят, нам здесь рады. Мы разговорились. Нашего нового знакомого звали Михаль. В Македонии нам уже доводилось встречать среди музейных работников настоящих энтузиастов своего дела. Михаль — еще один тому пример.
2
Все вместе мы отправились досматривать экспозицию.
Сначала нам рассказали о самом здании музея. Раньше здесь располагался железнодорожный вокзал. Построенное в 1937–40 годах здание было предметом гордости горожан. Нижний этаж занимали огромный красиво украшенный холл с кассами и ресторан. На втором этаже были гостиница и служебные помещения, а в крыльях здания — канцелярии. Перон был вымощен плиткой.
3
Землетрясение обрушило половину постройки.
2
Какое-то время станция функционировала, но в 1981 году она переехала в новое модерное помещение, построенное по проекту японского архитектора Кензо Танге.
2
В сохранившейся половине старого вокзала сегодня разместился Музей города Скопье.
Дальше Михаль провел нас в музейную канцелярию, стены которой были украшены акварелями еще одного знаменитого македонского художника — Любомира Белогаски (1912–1994).
3
Разговор частично шел на нашем родном языке. Михаль специально посещал языковые курсы, чтобы освоить русский. Мы спросили, зачем ему это. В ответ услышали, что Михаль просто любит и ценит нашу культуру.
Я не могла не задать вопрос про экспозицию, посвященную землетрясению. Неужели не сохранилось никаких материалов о советской помощи? Михаль грустно улыбнулся и достал откуда-то маленький ключик. Мы вернулись в зал. В торцевой стене обнаружилась незаметная дверка. Поворот ключа — и вот он, пропавший кусок истории.
3
5 августа 1963 г. в Скопье приземлился первый борт из СССР с военными, инженерами и техникой. В расчистке завалов участвовало 500 советских спасателей. Работы продолжались 4 месяца. Наша страна прислала также грузовики, бульдозеры и специальное оборудование. Специалисты из СССР имели отличное техническое оснащение, поэтому им доверили работу на 55 самых сложных объектах.
2
Михаль подвел нас к одному из стендов: «Вы знаете эту фотографию?». Оказалось, что снимок, сделанный в разрушенном Скопье, обошел весь свет и стал сенсацией. На нем — югославский, советский и американский солдаты держатся за руки и улыбаются друг другу. И это вскоре после Карибского кризиса, поставившего человечество на грань ядерной войны! Воистину, мир — главная мечта простого человека.
3
А вот еще одна интересная фотография. 22.08.1963 г. в Скопье прибыли главы СССР и Югославии: Йосип Броз Тито и Н. С. Хрущов. На лице советского лидера — искренняя печаль и сочувствие пострадавшим.
2
За день до визита македонская пресса писала: «Пребывание высокого гостя в нашем любимом городе — еще одно свидетельство международной солидарности, которую мы чувствуем от первого дня борьбы с последствиями землетрясения. Выйдем все и встретим нашего дорогого гостя, товарища Никиту Сергеевича Хрущова. Покажем ему еще раз наше гостеприимство и признательность великому борцу за мир, мирное сосуществование и социализм, представителю братских советских народов Никите Сергеевичу Хрущову».
Сразу же после трагедии городские власти организовали бесплатную раздачу еды и размещение пострадавших в палаточных городках. В августе—сентябре 40 тыс. семей жили в таких условиях.
2
Палатки присылали из многих стран. Из СССР их доставили 250 штук и там смогли разместиться 5 тыс. человек. Пока стояла жара, люди не видели особой разницы между разными типами матерчатых домиков. Но в начале октября похолодало и начались ливневые дожди. Вот тут стало ясно, что советские палатки — самые теплые и водостойкие.
Нужно было переселить людей в нормальные дома до наступления холодов. По всему городу строители из разных стран возводили жилые здания. Советский Союз подарил Скопью фабрику по производству панельных домов, а также высококачественный цемент и древесину. Усилиями строителей, к Новому Году в палатках жили всего 104 семьи. На стенде флажками отмечены районы города, где строили жилье зарубежные специалисты.
2
Советского флага нет. Но Михаль уверенно тычет пальцем в карту: «Вот здесь, в районе Карпош, работали ваши земляки». Ну, конечно! Можно было догадаться! Мы хорошо знали эти места. Меня всегда поражало сходство этой части Скопья с московскими спальными районами.
2
«Не очень-то красивые дома вы построили» — смеется Михаль. «Зато быстро и много» — возражаю я.
На старом плакате написано: «Мало нам построить железную дорогу, мы отстроим Скопье так, что будет как Москва».
2
И ведь получилось! Ей-богу получилось! В Скопье, в окружении привычных домов, надписей на кириллице и ментально близких людей, я чувствую себя как дома. Мне уютно и комфортно.
2
Скопье был восстановлен. Застроили панельками спальные районы. Привели в порядок исторические турецкие здания в районе Стара Чаршия. Однако панельные дома — не самые изящные, а воспоминания об османском прошлом — не самые приятные. Власти захотели как-то облагородить столицу. А тут как раз подвернулась античная национальная идея. Согласно проекту «Скопье-2014» в центре города возвели псевдоантичные здания и поставили множество скульптур.
4
Что обошлось бюджету более чем в 600 млн. евро. Новый облик Скопья вызвал шквал критики. В бедной стране непозволительно выбрасывать столько денег на украшательство. Не забываем, что все это благолепие нужно будет еще и поддерживать. С этим я согласна. Но что сделано, то сделано. Тратить средства на снос, как предлагают некоторые, считаю и вовсе глупым. Очень многие обзывают скопскую псевдоантичность безобразным кичем. А вот с этим позволю себе поспорить. Давайте не будем столь непроходимо серьёзными! Да, кич. Но ведь весело! Городской центр приобрел свой неповторимый облик. Иногда смешной. Иногда странный. Но неповторимый.
2
Жаль только, что, как обычно, не все успели доделать. А то, что доделали, не ремонтируют. У властей сменилась концепция и псевдоантичное великолепие понемногу блекнет. Крутые повороты чиновничьей мысли хуже разгула стихии.
Мы с Михалем побеседовали немного на архитектурные темы. Потом покинули тайную комнату и заперли за собой дверь. Администрацию можно понять: финансирование музея осуществляется на средства Евросоюза. Еврочиновникам неприятно вспоминать отдельные страницы истории. Проще запереть их на ключ.
Наша экскурсия затянулась. Рабочий день в музее давно закончился. Пришла пора прощаться. Но очень не хотелось. «А не пойти ли нам в кафе-кондитерскую?» — предложил Михаль — «Выпьем бозы, поедим пирожных». Терпеть не могу бозу — густой, сладкий напиток на основе зерновых. Но очень хотелось продолжить общение. «А кофе там есть?». «Есть, конечно». «Тогда пошли, расскажешь нам про македонские сладости и про места, где их лучше пробовать». Михаль с готовностью кивнул и мы отправились в кондитерскую. Но это уже другая история.
Выражаю искреннюю благодарность сотруднику Музея города Скопье Михалю Билбия
3
В материале использованы фотографии экспонатов Музея города Скопье и работа «Хроника на землjотресот во Скопjе», Александар Матковски, 1964
Музей города Скопье расположен по адресу: ул. Св. Кирил и Методиj