Эти фотографии сделаны сегодня. Обычно возле вокзала всегда много людей, но во времена коронавируса даже здесь пусто! Рассказ мой сегодня о нашем ж/д вокзале.
Начало железнодорожному делу в Виленском (Вильнюсский) крае было положено со строительством Петербургско-Варшавской дороги. Рельсы, соединившие Вильну со столицей Империи, были проложены в 1857 году, первый поезд проследовал 4 сентября 1860 года. Предшественник современного вокзала появился в 1862 году. Первые пассажиры, сошедшие на этот перрон, прибыли из Динабурга (Даугавпилс).
Место для вокзала городские власти выбрали за чертой города, понимая, что его появление даст толчок развитию района. Когда в 1862 году от вокзала в сторону Погулянки стали прокладывать Александровский бульвар (ул. Альгирдо), владельцы отошедших под улицу участков земли включали в цену компенсации и находившиеся на ней посевы ржи.
Само здание вокзала было небольшое, в типичном для того времени стиле ранней эклектики — так называемом «штакеншнейдеровском» (по фамилии архитектора). Внутри его был багажный зал, буфет, залы 1-го, 2-го и 3-го классов.
Площадь перед станцией всегда была заставлена дрожками и экипажами, высылаемыми сюда от разных гостиниц. Путеводитель по Вильне особо предупреждал о привычке извозчиков брать завышенную плату с приезжих, не знавших городских цен. Для одноконных такса в любую точку столицы края, определенная городской Думой, была 20 копеек, коляски же и кареты нанимались за отдельную плату — втрое выше.
В период всех войн вокзал всегда был стратегической целью. В Первую Мировую его бомбили немецкие дирижабли, во Вторую — советская и немецкая авиация.
Самые страшные разрушения вокзал претерпел в январе 1945 года. На путях был взорван советский эшелон с боеприпасами, готовящийся к отправке на фронт. Информации о том, что произошло в тот морозный день 1945 года, крайне мало. Согласно архивным документам, авария произошла 12 января 1945 в 16.40 на железнодорожном узле станции Вильнюс. Взорвался эшелон боеприпасов, от которого возникло до 10 пожаров. Погибло по разным данным от 94 до 182 человек.
В ту зиму было очень холодно. Вильнюс освободили, активных военных действий здесь не было уже полгода. Тем неожиданнее для горожан стала канонада взрывов, доносившихся со стороны вокзала. Очевидцы говорили, что сначала в «темнеющем небе увидели огромный грибовидный столб пламени», а потом услышали многочисленные взрывы. Разрушения перечисляются в нескольких документах. Горожане вспоминали, что «эшелон не взорвался сразу — всю ночь взрывались одиночные вагоны, хотя солдаты, погибая, пытались оттаскивать их от эпицентра. Огненный смерч просто смел здание вокзала и окрестные дома. Все люди, находившиеся на вокзале, превратились в кучки пепла. Родные опознавали их по полурасплавленным часам, ключам и другим металлическим предметам.
Почти весь город остался без окон, ударная волна вынесла стекла вместе с рамами. Стекла из окон лавиной сыпались на людей, проходящих по улицам. Даже на улице Мицкевича(теперь Гядеминаса) было много раненых. Виленские дома, поврежденные бомбами и пожарами, устроенными отступающими, от сильной взрывной волны складывались, как карточные домики. Город пострадал очень сильно, еще больше было погибших, долго потом можно было увидеть похоронные процессии с очень маленькими гробами — огромная температура не оставила от людей ничего, кроме кучек пепла».
В одной из докладных записок, составленной через несколько часов после аварии, перечисляются виды боеприпасов, перевозимых товарным составом № 984: 47 вагонов со взрывчатыми веществами, 16 вагонов с авиабомбами, 21 вагон с осветительными ракетами и артснарядами и еще несколько вагонов, которые использовались как прикрытие. Они были порожними.
По словам очевидцев, грузовой состав приближался к станции Вильно на большой скорости (50−60 километров в час), подавая при этом звуковые сигналы и сигналы паром, что дало специалистам основание считать, что в тот момент в поезде отказали тормоза. Не снижая скорости, состав врезался в маневровый поезд с платформами, на которых были зенитные установки. От столкновения, скорее всего, и сдетонировал боезапас.
Дежурный караул железнодорожной пожарной бригады прибыл первым на место происшествия между вторым и третьим взрывами. Однако ничего сделать пожарные не смогли — они погибли в результате последовавших взрывов. Потом к тушению пожара были привлечены все пожарные силы города, однако сразу справиться с огнем у них не получилось — не было ни нужной техники, ни необходимого количества людей и воды. Работали спасатели под взрывами бомб, они достали из-под обломков 75 человек, которым впоследствии была оказана медицинская помощь.
Расследование проводила специальная комиссия, которая была создана после взрыва. Оказалось, что за минувший год на вильнюсском направлении произошло 14 крушений и 221 случай брака в работе. И если бы не взрыв 12 января 1945 г., все это осталось бы незамеченным. Что касается поезда № 984, то комиссия пришла к выводу, что причиной крушения стало несоблюдение техники безопасности. Товарный состав должны были переформировать в Вильнюсе и отправить его дальше, но по заведенной традиции сделали это на станции Киртимай. В дальнейший путь состав отправился с непроверенными тормозами, и лишь в дороге выяснилось, что они не работают.
Несмотря на то, что комиссия причиной аварии назвала халатность, рассматривались и другие версии. Так, не исключалось и то, что повредить поезд могли диверсанты. Комиссия вариант диверсии в конце концов отвергла, но слухи об этой истории ходили самые разные. Например, в Лиде, откуда следовала часть состава, молодые зенитчицы не сомневались, что взрыв произошел в результате именно диверсии. На Лидском железнодорожном вокзале, как вспоминала потом одна из военнослужащих, обстановка была очень неспокойная. О том, что на железной дороге происходили в то время различные террористические акты, было хорошо известно органам госбезопасности. Например, бойцы Армии Крайовой, действующие на территории Западной Беларуси, ухитрялись даже пускать эшелоны под откос.
О том, что такие группы действуют в Гродненской области, 18 сентября 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия докладывал высшему руководству Советского Союза. На заседании он говорил об обстановке на недавно освобожденной территории Западной Беларуси:
«На территории западных областей Белорусской ССР действуют польские националистические бандповстанческие формирования, ставящие своей целью борьбу с Советской властью путем срыва мероприятий советского правительства, убийства советского и партийного актива, а также подготовки вооруженного восстания. Этими формированиями наиболее поражены районы Барановичской и Гродненской областей. Участники отряда „Рагнер“ пытались совершить диверсии на железной дороге Лида — Гродно и на перегоне Лида — Барановичи. Кроме того, ими совершен ряд убийств бойцов Красной Армии и представителей местных советских органов».
Виновными официально назначили диспетчеров, дежурных по станции, начальников станций Вильнюса и Киртимай, кондуктора, мастера, ревизора и начальника Виленского отделения службы движения.
Взрыв поезда принес Вильнюсу больше разрушений, чем все предыдущие военные годы. Согласно документам, было полностью разрушено 174 здания и частично повреждено 475 строений. В числе уничтоженных взрывной волной были электростанция, железнодорожное депо, бетонный завод, хлебозавод и 146 жилых домов. Убытки от катастрофы составили почти 145 миллионов советских рублей.
После войны вокзальный комплекс частично восстановили, перестроили. Планировочное решение ленинградского зодчего Петра Ашастина (он же — автор проектов железнодорожного вокзала в Каунасе и Финляндского вокзала вЛенинграде) предусматривало изменение фасада, изъятие из общего плана архитектуры элементов эклектизма. На привокзальной площади разбили сквер, установили памятник Сталину работы скульптора Н.Томского. Но стоял он недолго — после смерти «вождя народов» его быстро демонтировали.
К основному корпусу пристроили зал ожидания, вестибюль, вмещающий до 400 человек, кассовый зал; багажное отделение, а также комнату матери и ребенка. Был реконструирован и вокзальный ресторан. Площадь здания увеличили и теперь оно могло одновременно принять до 1250 пассажиров, Проект утвердили в 1949 году, реализовали задуманное в лучших традициях сталинского неоклассицизма в 1950. Характерные признаки архитектуры того времени — пилястры и колонны с имитирующим мрамор покрытием и пышными капителями, лепнина на стенах и потолке. На фронтоне главного фасада — герб Литовской ССР.
В 1955 году на стене здания установили плиту из белого мрамора с барельефом Ленина и надписью о том, что 7 сентября 1895 года в Вильно приезжал вождь мирового пролетариата и встречался с местными марксистами. Правда, подтвержденных исторических данных о пребывании Ленина в городе не обнаружено.
Эта плита снята в 1991 году после восстановления независимости Литвы. С середины 90-х по проектам архитекторов В.Чеканаускаса и П.Кияускаса поэтапно велись работы в правом и левом крыле, в 2003 году завершили реконструкцию центральной части; а в 2005—2007 гг. реновировали подземные переходы.
Архитектурная композиция и внешний вид вокзала изменены не были.
Еще лет пятнадцать назад день и ночь по путям бороздили товарняки. У меня отец рядом с вокзалом жил. Иногда я оставался у него переночевать. Заснуть было нелегко. Теперь же тишь да гладь. Виновата политика. Литовские власти решили, что лучше строить преграды России, чем иметь неплохую прибыль за транзит.
Раньше и российский пассажирский поток кормил местных таксистов, но теперь и у них глухо.
Время работы вокзала: Круглосуточно.
Внутри есть железнодорожный музей.
Время работы:
вторник | 09:00—17:00 |
среда | 09:00—17:00 |
четверг | 09:00—17:00 |
пятница | 09:00—17:00 |
суббота | 09:00—16:00 |
воскресенье | Закрыто |
понедельник | Закрыто |
Адрес:
Старинные фото взяты из свободного доступа в интернете.