Вильнюсский железнодорожный вокзал

Вильнюсский железнодорожный вокзал
1
Вильнюсский железнодорожный вокзал
Вильнюсский железнодорожный вокзал

Эти фотографии сделаны сегодня. Обычно возле вокзала всегда много людей, но во времена коронавируса даже здесь пусто! Рассказ мой сегодня о нашем ж/д вокзале.

Начало железнодорожному делу в Виленском (Вильнюсский) крае было положено со строительством Петербургско-Варшавской дороги. Рельсы, соединившие Вильну со столицей Империи, были проложены в 1857 году, первый поезд проследовал 4 сентября 1860 года. Предшественник современного вокзала появился в 1862 году. Первые пассажиры, сошедшие на этот перрон, прибыли из Динабурга (Даугавпилс).

Вильнюсский железнодорожный вокзал

Место для вокзала городские власти выбрали за чертой города, понимая, что его появление даст толчок развитию района. Когда в 1862 году от вокзала в сторону Погулянки стали прокладывать Александровский бульвар (ул. Альгирдо), владельцы отошедших под улицу участков земли включали в цену компенсации и находившиеся на ней посевы ржи.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

Само здание вокзала было небольшое, в типичном для того времени стиле ранней эклектики — так называемом «штакеншнейдеровском» (по фамилии архитектора). Внутри его был багажный зал, буфет, залы 1-го, 2-го и 3-го классов.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

Площадь перед станцией всегда была заставлена дрожками и экипажами, высылаемыми сюда от разных гостиниц. Путеводитель по Вильне особо предупреждал о привычке извозчиков брать завышенную плату с приезжих, не знавших городских цен. Для одноконных такса в любую точку столицы края, определенная городской Думой, была 20 копеек, коляски же и кареты нанимались за отдельную плату — втрое выше.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

В период всех войн вокзал всегда был стратегической целью. В Первую Мировую его бомбили немецкие дирижабли, во Вторую — советская и немецкая авиация.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

Самые страшные разрушения вокзал претерпел в январе 1945 года. На путях был взорван советский эшелон с боеприпасами, готовящийся к отправке на фронт. Информации о том, что произошло в тот морозный день 1945 года, крайне мало. Согласно архивным документам, авария произошла 12 января 1945 в 16.40 на железнодорожном узле станции Вильнюс. Взорвался эшелон боеприпасов, от которого возникло до 10 пожаров. Погибло по разным данным от 94 до 182 человек.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

В ту зиму было очень холодно. Вильнюс освободили, активных военных действий здесь не было уже полгода. Тем неожиданнее для горожан стала канонада взрывов, доносившихся со стороны вокзала. Очевидцы говорили, что сначала в «темнеющем небе увидели огромный грибовидный столб пламени», а потом услышали многочисленные взрывы. Разрушения перечисляются в нескольких документах. Горожане вспоминали, что «эшелон не взорвался сразу — всю ночь взрывались одиночные вагоны, хотя солдаты, погибая, пытались оттаскивать их от эпицентра. Огненный смерч просто смел здание вокзала и окрестные дома. Все люди, находившиеся на вокзале, превратились в кучки пепла. Родные опознавали их по полурасплавленным часам, ключам и другим металлическим предметам.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

Почти весь город остался без окон, ударная волна вынесла стекла вместе с рамами. Стекла из окон лавиной сыпались на людей, проходящих по улицам. Даже на улице Мицкевича(теперь Гядеминаса) было много раненых. Виленские дома, поврежденные бомбами и пожарами, устроенными отступающими, от сильной взрывной волны складывались, как карточные домики. Город пострадал очень сильно, еще больше было погибших, долго потом можно было увидеть похоронные процессии с очень маленькими гробами — огромная температура не оставила от людей ничего, кроме кучек пепла».

В одной из докладных записок, составленной через несколько часов после аварии, перечисляются виды боеприпасов, перевозимых товарным составом № 984: 47 вагонов со взрывчатыми веществами, 16 вагонов с авиабомбами, 21 вагон с осветительными ракетами и артснарядами и еще несколько вагонов, которые использовались как прикрытие. Они были порожними.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

По словам очевидцев, грузовой состав приближался к станции Вильно на большой скорости (50−60 километров в час), подавая при этом звуковые сигналы и сигналы паром, что дало специалистам основание считать, что в тот момент в поезде отказали тормоза. Не снижая скорости, состав врезался в маневровый поезд с платформами, на которых были зенитные установки. От столкновения, скорее всего, и сдетонировал боезапас.

Дежурный караул железнодорожной пожарной бригады прибыл первым на место происшествия между вторым и третьим взрывами. Однако ничего сделать пожарные не смогли — они погибли в результате последовавших взрывов. Потом к тушению пожара были привлечены все пожарные силы города, однако сразу справиться с огнем у них не получилось — не было ни нужной техники, ни необходимого количества людей и воды. Работали спасатели под взрывами бомб, они достали из-под обломков 75 человек, которым впоследствии была оказана медицинская помощь.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

Расследование проводила специальная комиссия, которая была создана после взрыва. Оказалось, что за минувший год на вильнюсском направлении произошло 14 крушений и 221 случай брака в работе. И если бы не взрыв 12 января 1945 г., все это осталось бы незамеченным. Что касается поезда № 984, то комиссия пришла к выводу, что причиной крушения стало несоблюдение техники безопасности. Товарный состав должны были переформировать в Вильнюсе и отправить его дальше, но по заведенной традиции сделали это на станции Киртимай. В дальнейший путь состав отправился с непроверенными тормозами, и лишь в дороге выяснилось, что они не работают.

Несмотря на то, что комиссия причиной аварии назвала халатность, рассматривались и другие версии. Так, не исключалось и то, что повредить поезд могли диверсанты. Комиссия вариант диверсии в конце концов отвергла, но слухи об этой истории ходили самые разные. Например, в Лиде, откуда следовала часть состава, молодые зенитчицы не сомневались, что взрыв произошел в результате именно диверсии. На Лидском железнодорожном вокзале, как вспоминала потом одна из военнослужащих, обстановка была очень неспокойная. О том, что на железной дороге происходили в то время различные террористические акты, было хорошо известно органам госбезопасности. Например, бойцы Армии Крайовой, действующие на территории Западной Беларуси, ухитрялись даже пускать эшелоны под откос.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

О том, что такие группы действуют в Гродненской области, 18 сентября 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия докладывал высшему руководству Советского Союза. На заседании он говорил об обстановке на недавно освобожденной территории Западной Беларуси:

«На территории западных областей Белорусской ССР действуют польские националистические бандповстанческие формирования, ставящие своей целью борьбу с Советской властью путем срыва мероприятий советского правительства, убийства советского и партийного актива, а также подготовки вооруженного восстания. Этими формированиями наиболее поражены районы Барановичской и Гродненской областей. Участники отряда „Рагнер“ пытались совершить диверсии на железной дороге Лида — Гродно и на перегоне Лида — Барановичи. Кроме того, ими совершен ряд убийств бойцов Красной Армии и представителей местных советских органов».

Виновными официально назначили диспетчеров, дежурных по станции, начальников станций Вильнюса и Киртимай, кондуктора, мастера, ревизора и начальника Виленского отделения службы движения.

Взрыв поезда принес Вильнюсу больше разрушений, чем все предыдущие военные годы. Согласно документам, было полностью разрушено 174 здания и частично повреждено 475 строений. В числе уничтоженных взрывной волной были электростанция, железнодорожное депо, бетонный завод, хлебозавод и 146 жилых домов. Убытки от катастрофы составили почти 145 миллионов советских рублей.

Вильнюсский железнодорожный вокзал
Вильнюсский железнодорожный вокзал

После войны вокзальный комплекс частично восстановили, перестроили. Планировочное решение ленинградского зодчего Петра Ашастина (он же — автор проектов железнодорожного вокзала в Каунасе и Финляндского вокзала вЛенинграде) предусматривало изменение фасада, изъятие из общего плана архитектуры элементов эклектизма. На привокзальной площади разбили сквер, установили памятник Сталину работы скульптора Н.Томского. Но стоял он недолго — после смерти «вождя народов» его быстро демонтировали.

К основному корпусу пристроили зал ожидания, вестибюль, вмещающий до 400 человек, кассовый зал; багажное отделение, а также комнату матери и ребенка. Был реконструирован и вокзальный ресторан. Площадь здания увеличили и теперь оно могло одновременно принять до 1250 пассажиров, Проект утвердили в 1949 году, реализовали задуманное в лучших традициях сталинского неоклассицизма в 1950. Характерные признаки архитектуры того времени — пилястры и колонны с имитирующим мрамор покрытием и пышными капителями, лепнина на стенах и потолке. На фронтоне главного фасада — герб Литовской ССР.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

В 1955 году на стене здания установили плиту из белого мрамора с барельефом Ленина и надписью о том, что 7 сентября 1895 года в Вильно приезжал вождь мирового пролетариата и встречался с местными марксистами. Правда, подтвержденных исторических данных о пребывании Ленина в городе не обнаружено.

Вильнюсский железнодорожный вокзал

Эта плита снята в 1991 году после восстановления независимости Литвы. С середины 90-х по проектам архитекторов В.Чеканаускаса и П.Кияускаса поэтапно велись работы в правом и левом крыле, в 2003 году завершили реконструкцию центральной части; а в 2005—2007 гг. реновировали подземные переходы.

1
Вильнюсский железнодорожный вокзал
Вильнюсский железнодорожный вокзал
Вильнюсский железнодорожный вокзал

Архитектурная композиция и внешний вид вокзала изменены не были.

Еще лет пятнадцать назад день и ночь по путям бороздили товарняки. У меня отец рядом с вокзалом жил. Иногда я оставался у него переночевать. Заснуть было нелегко. Теперь же тишь да гладь. Виновата политика. Литовские власти решили, что лучше строить преграды России, чем иметь неплохую прибыль за транзит.

1
Вильнюсский железнодорожный вокзал
Вильнюсский железнодорожный вокзал

Раньше и российский пассажирский поток кормил местных таксистов, но теперь и у них глухо.

Время работы вокзала: Круглосуточно.

Внутри есть железнодорожный музей.

Время работы:

вторник 09:00—17:00
среда 09:00—17:00
четверг 09:00—17:00
пятница 09:00—17:00
суббота 09:00—16:00
воскресенье
Закрыто
понедельник Закрыто

Адрес:

Geležinkelio g. 16, Vilnius 02100

Старинные фото взяты из свободного доступа в интернете.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Железнодорожный вокзал Вильнюса

Geležinkelio,16, Вильнюс, Литва Подробнее об объекте