Зеленый мост — самый старый мост в истории Литвы.
Зеленый мост — самый старый мост в истории Литвы.
Одно из первых упоминаний в хрониках о городском мосте на месте нынешнего Зелёного моста относится к 1386 году. Мост в направлении города Укмярге на протяжении веков был единственным в черте Вильнюса. И только в начале ХХ века построили мост в районе Жверинас.
Вид города, пересекаемый реками Вилией (Нерис) и Вильней (Вилейкой), невозможно себе представить без самого старого в истории города моста. Зеленый мост соединил улицы Вильняус и Калварию. Значение этого сооружения для жителей столицы и самого города трудно недооценить. Зеленый мост неоднократно разрушали огонь, стихия природы и войны. Но люди его постоянно восстанавливали и реконструировали.
Мост через Вильню, скорее всего — деревянный, стоял здесь с незапамятных времен. Но это место находилось ближе к замку, чуть ниже точки соединения Вильни и Вилии (как раз у входа в здание библиотеки Академии Наук). Зеленым мост стал не так давно, с середины 18-го века. А до этого времени его называли «Мурованным», «Великим» или «Виленским».
В 1529 году король Польши Сигизмунд Старый поручил воеводе Вильны Альбрехту Гаштольду возвести новую переправу через реку Вилию. Ведь и гости города, и сами горожане не только несли огромные потери, но и рисковали жизнью, переправляясь на паромах с одного берега на другой. По некоторым, неизвестным нам причинам, воевода не спешил с постройкой моста, поэтому король передал это право городничему столицы Ульриху Гозию, который неожиданно умер. Дело закончил его сын, соединив берега в 1536 году.
Он построил мост на средства из своего кармана, поэтому ему разрешили взимать плату за проезд. А чтобы он мог собрать как можно больше денег, городские власти запретили строить мост через реку Нямунас возле Бистричяй (Беларусь) и Кярнаве, а также дали «ценные указания» — возле Вяркяй и Паняряй не строить навесной мостик и паром, необходимый для переправы через Нярис.
Установили следующую таксу — хозяин одноконной подводы с сеном, пиленым деревом или хлебом платил одно олово или денар. Если гнали скот на продажу, то с каждой головы платили ту же сумму. Владельцы воза, запряженного одним конем, с товаром на продажу, платили уже 3 денара, пароконного воза — 5, а повозки с кирпичем — по 20 грошей. Часть денег, собранных с платы за проезд по мосту, шла на нужды больницы Святой Троицы при костёле Доминиканцев. Оставшиеся деньги позволяли поддерживать удовлетворительное состояние моста. Именно по причине этих поборов и не разрешалось строительство новых мостов — чтобы не уменьшался приток денег в казну.
Но вернемся к деревянному мосту, который построил Ульрих Гозиус. Он стоял на каменных опорах и имел вид пассажа (прохода) — полностью был накрыт крышей из щепы, а по обе его стороны были построены лавки для продажи товаров. На верхнем этаже находились маленькие квартиры для надсмотрщиков и служителей таможни. Вход и выход Зеленого моста запирался воротами.
В прошлом река Вилия славилась своим многоводием, и песчаными наносами образовывались небольшие островки. Весенние половодья (плоты и куски льда) разрушали мост, и в 1621 году он был заново отстроен.
В 1655 году началась война между Московией и Литвой. Отступая под натиском московского войска, великий гетман литовский Ян Радзивил мост сжёг. Потом, когда жизнь в городе снова вернулась в мирное русло, пришло время подумать о новом мосте.
Городские власти подсчитали, что обойдётся он в 7000 золотых, закупили лес, подготовили проект. Осталось ударить по рукам со строителями, но вмешался случай в лице некого итальянца — полковника по имени Жан Батиста Фредиани, который оказался мошенником! Он уговорил всех — магистра, епископа, воеводу, что построит мост за 6000 золотых. Причём мост будет необыкновенной конструкции — такой, какого во всём мире нет. Ему поверили.
Работы начались в 1671 году и продолжались два года. Сравнивали его с костёлом, а чтобы ещё больше поразить магистрат, полковник потребовал на самом высоком месте моста поставить крест магистрата. Потом почему-то ему взбрело в голову снять временные леса, которые поддерживали грандиозное сооружение. А январь 1673 года выдался тёплым, начались оттепели, лёд растаял, вода поднялась, подмыла опоры, и… громадный мост рухнул в Нярис! Нанятые магистратом люди плавали потом на лодках аж до Каунаса, но остатки моста так и не собрали. Итальянец сбежал, а городу, как потом подсчитали, мост обошёлся не в 6000, а во все 20 000 золотых!
Вильнюс же оставался без своего основного моста ещё много лет. В 1789 году проект нового моста разработал Маураха, а руководил Мартин Кнафус. Мост покрасили в зелёный цвет. Название Зелёный мост прижилось и оно существует до сих пор. В 1791 году мост сгорел и был восстановлен в 1805 году. Восстановленный мост изображен на акварели Юзефа Пешки(1808).
Фотография в 1812 году к приезду царя Александра I.
В 1812 году, перед вступлением армии Наполеона в Вильнюс, Зелёный мост сожгли отступающие русские войска. Войдя в столицу, Наполеон приказал своим солдатам срочно возвести временную переправу, и смотрел за процессом работы, сидя на берегу. В 1829 году, на этом же самом месте возвели новый мост. Идея о постройке металлического моста, которому не были бы страшны природные катаклизмы, пришла в голову горожанам в 1894 году.
В 1944 году немцы подорвали мост.
А в 1952 году на его месте появился другой, более легкий и прочный, украшенный четырьмя скульптурами.1.«На страже мира»,2"Сельское хозяйство»,3"Строительство и промышленность»,4"Учащаяся молодежь».
Над ним трудились лучшие скульпторы Литвы.
До развала Советского Союза мост никому не мешал и был одним из символов города с его уникальной архитектурой.
После развала Союза в Литве началась борьба с прошлым. Началось давление с целью снять советские скульптуры. Ратующие за их снос восклицали, что скульптуры являются частью советской пропаганды и оскорбляют чувства людей, боровшихся за освобождение Литвы от советской оккупации…
Противники сноса утверждали, что скульптуры являются неотъемлемой частью моста и обвиняли власти в политиканстве и сведении исторических счетов. Много лет велась эта схватка. Создавались всевозможные комиссии. Меняли членов этой комиссии, чтобы добиться искомого результата.
Одним из сторонников сохранения скульптур на мосту был мэр Вильнюса Артурас Зуокас, однако в начале 2015 года он проиграл на очередных выборах мэра, и сменившимися городскими властями в июле того же года было принято решение скульптуры с моста демонтировать. Мэрия Вильнюса тогда посчитала, что скульптуры находятся в аварийном состоянии и создают угрозу для водителей и пешеходов.
Выводы новейшей экспертизы специалистов показали, что за последние шесть лет процесс старения ускорился, поэтому в срочном порядке скульптуры надо снять и отправить на реставрацию. Конечно это был лишь предлог…
Теперь они находятся в парке Грутас рядом с бюстами Ленина и Сталина…
Сейчас на мосту стоит временная инсталляция «Семья» за авторством Донатаса Норушиса.
Такие нынче времена…
Второй слева мой дед Григорий Степанович!
Некоторые фото взяты из свободного доступа в интернете.