Недавно побывал на одной интересеной выставке о медицине 19-го века. Размышления Енджея Снядецкого о том, в какой клинике следует лечить пациентов и проходить практику студентов-медиков, побудили к организации выставки, знакомящей с историями пациентов клиники терапии, хирургии и акушерства Вильнюсского университета (ВУ), медицинскими диагностическими инструментами, лечением. методы и научные труды врачей, работавших в клиниках.
Сам Снядецкий считается отцом польской химии, как учёный, который разработал основы польской химической терминологии, и стал автором первого польского учебного пособия по химии. Его труд «Теория органических существ» — одна из первых монографий в области биохимии в мировой литературе. В книге также рассматриваются закономерности развития живых организмов и биологические процессы, как результат обмена веществ. Свою теорию Снядецкий основывал на новейших достижениях физиологии. Пропагандировал гигиену и диетику, а также физическое воспитание, которое благодаря ему стало проводиться в школах.
Бонавентура Клембовски (1795 1888) и Винцент Смоковски (1797 -1876). Профессура медицины.
Юлиан Карчевски (1806 -1830). Медик, профессор хирургии Виленского Университета.
Юзеф Коженевски (1806 -1870). Медик,хирург.
Место для этого действительно подходящее — после закрытия Виленского университета была создана Вильнюсская медико-хирургическая академия, к которой в 1834 году был передан тогдашний дворец Пусловских, расположенный на улице Дидижёи. Сегодня в них действует Вильнюсская картинная галерея — филиал Литовского национального художественного музея. Правда, под выставку выделиои всего лишь одну комнату. В основном литература, труды Снядецкого. Инструментов немноно, но для меня некоторые ищ них диковинные!..
Ручной дерматом Watson для забора и пересадки кожи. Познань. 1930 г.
Начало 19-го века считается золотым веком Вильнюсского университета. В то время это было одно из крупнейших и важнейших высших учебных заведений Восточной Европы. На четырех его факультетах теоретические и практические дисциплины преподавали специалисты высшего уровня, приглашенные из Западной Европы, существовал Медицинский институт, где бесплатно обучались одаренные студенты-медики, вновь созданные университетские клиники и амбулатории, Институты материнства и вакцинации, Вильнюсское медицинское общество.
Аптечные мензурки. XVIII- XIX вв.
Шприц для промывания серных пробок в ушах. Начало 19-го века.
Стерилизатор и шприцы. 20-ый век.
Многократное кровопускание, стимуляция обильного поноса и рвоты, открытие искусственных язв на коже с применением едких веществ и тепла, стимуляция образования волдырей на коже больного путем нанесения мазей с порошком кантаридов, применение солей тяжелых металлов для лечения тяжелых больных и другие терапевтические практики в клиниках Вильнюса и других клиниках городов Западной Европы использовались до XIX века. Если честно, то жуть какая-то!.. Какие-то жестокие или даже мазозистские методы лечения!..
Опухоль правой глазницы. Рисунок головы ребенка спереди и справой стороны. 19-ый век.
Маска для лица,используемая для эфирного наркоза. 19-ый век.
Двойная рахиотомическая пила для продольного вскрытия спинного мозга посмертно. Конец 19- го века.
В клиниках ВУ были выполнены первые нейрохирургические и хирургические операции на других системах, применен клинико-анатомический метод, произведены вскрытия умерших больных, подтвержден клинический диагноз на основании патологоанатомических данных.
Калтун. Человеческие сплетенные волосы. 20-ый век.
Монофонический стетоскоп Пинара
Акушерские щипцы. Конец 19-го века.
Порошок алюмнола в стеклянной таре. Конец 19-го века.
Хотя различные заболевания в 19 веке в клиниках ВУ их в большинстве случаев оценивали прежде всего как биологические и патологические явления, дистанцируясь от метафизических интерпретаций и народных суеверий, некоторые нервные заболевания описывали с использованием мифологических и демонологических интерпретаций, а виновник воспринимался как характерное для Литвы эндемическое заболевание, поражающий не только кожу и ее придатки, но и нервную систему, внутренние и другие органы. Выставка небольшая, но занимательная. Специально на нее идти, наверное, не стоит, но так как я посетил еще две выставки, то вполне!..