Улица Корсо-Кавур соединяет Кастельвеккьо с Пьяцца делле Эрбе. Недалеко от Порта-Борсари находится небольшая церковь Сан-Лоренцо, ещё одна жемчужина в короне веронских базилик и церквей. Только эту маленькую жемчужину никто не замечает, подавляющее большинство туристов, проходящих мимо, даже не знают о её существовании. Ну что ж, оно и лучше, всё время знакомства с церковью нам никто не мешал.
Причина малоизвестности не только в том, что церковь не входит в ТОП5 веронских достопримечательностей. Вероятно, и в том, что она находится немного в глубине, не выходит на Корсо-Кавур. А у большинства туристов, спешащих по улице к центральной площади, нет времени заглядывать во дворы.
Рядом с домом номер 28 по улице Корсо-Кавур видим готическую арку XV века со статуей Св. Лаврентия наверху. Арка гораздо моложе самой церкви, но нам туда, там находится боковой дворик церкви.
3
Трудно перечислить все причины, по которым эту суровую трехнефную церковь нужно посетить. Одна из древнейших в городе, стена из обожженного камня и кирпича, положенного «римской кладкой», древние фрагменты фресок, необычная ориентация абсид (все пять в одном направлении), широкий трансет, занимающий два пролёта сводов церкви, барельефы римской эпохи, капители колонн, украшенные орлами, символами Рима, не только уникальные сохранившиеся матронеи (места, предназначенные для женщин в палеохристианских базиликах), но и мало где сохранившиеся башни, по которым матроны поднимались на галерею.
Церковь — не средние века, она — Рим, по своему строению, внутреннему виду, если хотите видеть, как примерно выглядели первые церкви, посетить Сан-Лоренцо будет интересно.
Официально считается, что существующая церковь построена в XII веке. Но на самом деле она была восстановлена после землетрясения в прежнем виде, во время реставрации были обнаружены фрагменты мозаичных полов V века с античной мозаикой, а некоторые части пилястров, капителей и трансетов явно не старее эпохи лонгобардов.
Как же заметишь сразу такую церковь, которая издалека похожа на часть жилого дома.
5
В другую сторону уже интереснее — античный портал бокового входа и башня на углу.
5
Для того, чтобы понять оригинальность архитектуры этой церкви, проходим вдоль здания к главному фасаду, по сторонам которого возведены круглые башни.
7
Во времена раннего христианства женщинам не разрешалось присутствовать в основном помещении, они располагались на своеобразных галереях второго этажа. А для того, чтобы они проходили не через главный вход, и были сделаны такие башни ещё перед входом в церковь, по которым женщины поднимались наверх. Башни не несли абсолютно никакой защитно-боевой функции, как некоторые ошибочно считают.
Такие башни, внутри которых только винтовые лестницы, были обычным архитектурным решением у римлян, сейчас они настоящая редкость в Италии, да и не только в Италии. Например, четыре года назад встретил такую церковь в Испании, в маленьком городке Фромиста, но тогда не знал ещё о назначении башен.
3
Свет проникал в башни узкими длинными окнами, которые больше напоминают бойницы, В основании башен — фундаменты из каменных блоков, фасад сложен из грубо обтёсанных квадратных камней, разбавленных рельефной декоративной полосой, как было принято в римскую эпоху.
Заходим внутрь. Тишина и безмолвие.
6
Вот они — матронеи, или по-латински матронеум, галереи, предназначенные для женщин, расположенные на верхних ярусах боковых нефов, на которые и вели винтовые лестницы, встроенные в круглые башни.
4
Эти же матронеи и сделали центральный неф очень высоким, и в то же время узким.
4
Пилястры из полос туфа и кирпича поднимаются до сводов здания, они перемежаются двойными арками на мраморных колоннах, доходящих до верхнего этажа. Встречаются древние захоронения, непонятно кому принадлежащие
2
А вот и необычные колонны с римскими орлами по всему перимерту капителей. Странные изображения в церкви с точки зрения христианской символики, по крайней мере той, которая нам хорошо известна.
1
Интерьер храма никто не менял по крайней мере с XII века, уже 900 лет. Свет поступает только через небольшие окна очень высокого центрального нефа, поэтому в боковых апсидах полутьма, иногда кажется, что находишься в склепе.
2
Конечно, картины и предметы интерьера более поздние, кстати редкий пример распятия, на котором изображен процесс снятия с креста, одна рука уже свободна.
4
Иногда встречаются фрагменты старых фресок.
5
Уникальную церковь можно посмотреть
Март — октябрь: с понедельника по субботу 10:00 — 18:00 и с 13:00 до 18:00 по воскресеньям,
Ноябрь — февраль: со вторника по субботу с 10:00 до 13:00, с 13:30 до 16:00 и с 13:00 до 17:00 по воскресеньям