Редкий оперный театр может похвастаться именем собственным — в самой поющей стране — в Италии, таких театров всего два — миланский La Scala — то есть лестница и венецианский La Fenice — то есть феникс. О последнем и поговорим, тем более, что вы уже смотрите фрагмент с одного презабавнейшего его спектакля. (Кстати, не переживайте, этот фрагмент у вас еще будет возможность оценить, лишенным авторского комментария — в случае, если вы досмотрите видео до конца).
Итак! Открывшийся в 1772 году, венецианский оперный театр так часто горел и восстанавливался из праха, что сначала в народе, а потом и официально, был назван фениксом — существом, возрождающемся из пепла. Знаменит La Fenice не только пожарами, но и тем, что для его сцены, на которой, кстати, выступали все крупнейшие оперные певцы, от Карузо и Каллас до Паваротти и Чечилии Бартоли, специально писали оперы Тартини, Беллини, Россини, Верди, Пуччини и многие другие. А у его истоков стояли Вивальди и Галуппи.
Первый, ярчайший представитель музыкального барокко, ныне известный своими временами года, при жизни был страшно востребованным оперный композитором. Его перу принадлежит более сотни опер. Но к моменту открытия La Fenice, стиль Вивальди казался устаревшим, ему на смену гордо шествовал классицизм, главным представителем кортового был Кавалер Глюк. Он, впрочем, обитал в Вене, в Венеции же партию классицистов возглавлял Бальдассаре Галуппи (и его мы тоже скоро услышим — в эксцентричном исполнении). И вот именно он — Галуппи — сторонник жеманных манер и такой же музыки, противостоит в спектакле «I duelanti» («Дуэлянты») самому Антонио Вивальди! Точнее, его духу в женском обличии, ибо к моменту открытия La Fenice Вивальди уже три 10-летия как был в могиле…
Cпектакль — интрига, с элементами букмейкерства… Так задумано режиссером La Fenice. Мне, правда, не удалось, в нынешнем году найти этот спектаклю в репертуаре театра, но… тем ценнее эти кадры.