Если бы стены умели рассказать и показать всё то, что увидели и услышали за свою долгую жизнь… Стены часто бывают свидетелями многих событий с участием заменитых людей. Не исключение и стены знаменитой виллы Пизани в городке Стра, на берегу реки Бренты, примерно в 10 км к востоку от Падуи, построенной для знатного венецианского семейства Пизани. Когда-то этот дворянский род переселился из Пизы в Венецию. Среди представителей рода пара адмиралов, пара кардиналов и пара дожей. Пизани можно встретить даже в дворянской книге Виленской, Ковенской и С.-Петербургской губернии, ибо представитель одной из ветвей Николо Антонио Пизани в 1772 году поступил на русскую службу и остался в империи, превратившись, конечно, в Николая Антоновича Пизани.
Что-же нам поведали стены этого дворца? хотя вообще непонятно, почему дворец называется виллой. Наверное по древне-римской традиции.
Вот семенит ножками Альвизе Пизани, вслед за архитектором Джероламо Фриджимелики, который ему показывает в 1721 году только что построенное здание.
Здесь пока только 100 комнат, дворец в стиле барокко. Позднее станет в доме 114 комнат, в память о Альвизе Пизани, который станет 114-м дожем Венеции. Уже во второй половине XVIII века за работу берётся Франческо Мария Прети, который завершает строительство в неоклассическом стиле, отойдя от предложенного Джироламо Фриджимелика стиля барокко.
При нём над украшением залов работают крупнейшие венецианские мастера, и в первую очередь Джованни Баттиста Тьеполо, который заканчивает оформление виллы перед самым своим отъездом в Мадрид в 1762 году.
Альвизе Пизани — алчный, эгоистичный, с большими запросами, но малыми возможностями для их осуществления, как впрочем и вся Венеция в XVIII веке, которая выкладывала огромные усилия, чтобы хотя бы сохранить видимость присутствия республики на международной арене.
Процветавшая в Средние века Венеция уже давно двигалась против течения истории и становилась всё более анахроничной. Республика не имела никакого исторического будущего. Венецианских послов ещё держали при европейских дворах, но скорее по привычке и для экзотики.
В XVIII веке безразличная к ходу истории, слепая к собственным интересам, равнодушная к оскорблениям, она всеми силами пыталась убедить европейские государства хотя бы её не слопать, город был приговорен к пассивному существованию. Но как один из центров искусств, Венеция сохранилась и в XVIII веке, нашла себя в ещё более пышных карнавальных излишествах и в высокой моде, во всём том, что леди Мэри Уортли Монтегю в 1740-м назвала «кукольным театром, в котором заняты все, постоянно и несмотря…»
Вот и Альвизе Пизани задумал построить что-то типа «венецианского Версаля», где он, будучи дожем, будет принимать заграничных королей и герцогов. Мечты-мечты…
… Первым заграничным правителем, побывавшим здесь, оказался Наполеон.
Как раз тогда, когда окончательно лишил Венецию самостоятельности.
Дворец корсиканцу понравился, и он купил его для своего пасынка и вице-короля Италии, Евгения Богарне. Сохранилась во дворце и спальня самого императора, хотя он здесь почти не останавливался.
В 1814 владельцами виллы стали Габсбурги.
Дворец очень понравился императрице, и сюда зачастили именитые гости.
Первый, кто здесь побывал — русский император Александр I. Как отличный танцор, он несомненно оценил великолепный Бальный зал.
А вот в гостях у австрийцев Фердинанд II Бурбон, король Неаполитанского королевства, который отличается ханжеством и лицемерием таким огромным, что шокирует остальную, отнюдь в то время не либеральную Европу.
Зато в России он был оценен за свой дружественный нетралитет во время Крымской войны, за что был в Европе обвинён в «русофильстве».
Король Испании Карл IV любил скромность, и ночевал в комнатах, которые в иных дворцах скорее годились для прислуги.
Необычный для Венето монументальный масштаб палаццо пленил Муссолини, он приглашает сюда Гитлера для первого знакомства в 1934 году.
Муссолини вальяжен, он думает, что показывает красоты Венето своему «младшему брату по фашистскому движению», ведь фашизму в Германии только год, а в Италии уже целое десятилетие. Наивность…
Большая часть богато декорированных внутренних помещений сохранила свой первоначальный вид.
Дворец входит в список 10 самых красивых дворцово-парковых комплексов Италии.
Большинство комнат (сейчас их 168 — планировку немного изменили в XIX веке) стоят пустыми, но несколько комнат на первом этаже сохранили меблировку XVII–XIX веков.
Очень много мотивов, заимствованных из Древнего Рима
Парк виллы занимает 10 гектар, здесь есть гроты, конный завод, беседки и лабиринт из живой изгороди.
К шестиколонному портику ведёт водная гладь протоки, по сторонам которой высятся статуи древних героев и богов.
Адрес: Via Doge Pisani, 7, Stra Вилла открыта для посещения каждый день со вторника по воскресенье. с 1 апреля по 30 сентября 9:00—19:00 с 1 по 24 октября 9:00—18:00 с 25 октября по 31 марта 9:00—16:00 1 января и 25 декабря вилла не работает