В 5 километрах от Капуи находится ничем не примечательный городок Сант-Анджело ин Формис. Его и не стоило бы посещать, если бы, копаясь в книгах по искусству раннего средневековья в Италии, я не наткнулся на упоминание бенедектинского аббатства, в котором сохранился цикл фресок конца 11 века. Ну и будучи в Неаполе, как было туда не заехать. И не зря!
Вот так базилика выглядит снаружи. Когда-то на этом месте был храм Дианы, но потом он был разрушен (точно никто не знает, кто и когда его разрушили, но традиция приписывает это вандалам). В VI — VII веках на этом месте было построено христинское аббатство. Ну, а потом пришли норманны и захватили Южную Италию. В 1072 году Ричард Дренго (норманнский князь Капую) передал место аббату Монтексассино Дезидерию (в будущем папа Виктор III) . Дезидерий занялся строительством, ремонтом и украшением базилики. А так как эта территория была много веков под сильным греческим влиянием, то украшением базилики занимались греки. Благодаря этому мы можем вдеть одно из лучших произведений «византийского» стиля, причем в прекрасной сохранности (ну с учетом того, что прошло более тысячи лет)
Портик был пристроен в XII веке (видно явное влияние романского стиля). Но уже подходя к нему, можно предположить, что внутри нас ждет что-то интересное. Ведь фрески есть и снаружи.
Над входом нас ждем фреска с изображением архангела Михаила в одеждах византийского двора с копьем в правой руке. Это небесный защитник церкви. Тут нужно отметить, что архангел Михаил был особо почитаем лангобардами. Ведь он воин. По мнению некоторых ученых, он им сильно напоминал бога Вотана. А сверху изображена Богородица Оранта (опять же в византийской традиции — с диадемой на голове). Рядом надпись на греческом языке «Despina Theotoke», что переводится как «Госпожа Богородица». А снизу под изображением Михаила текст на латыни о Дезидерии.
Справа и слева также очень интересные фрески, но мы войдем внутрь.
А ведь действительно это один из лучше всего сохранившихся циклов фресок. И никого. Ни одного человека. Только милые дамы, которые открывают церковь и изредка проходят где-то в боковых нефах. Впечатления оглушительные — аж дух перехватывает. Если говорить о самой базилике — то это обычная трехнефная базилика без трансепта (поперечного нефа). Если же говорить о фресках, то тут у нас и Ветхий и Новый завет.
В центральной апсиде, конечно же, Христос Пантократор на троне. Справа и слева от него метафорические изображения евангелистов: Орел (Иоанн), Лев (Марк), Ангел (Матфей) и Бык (Лука). Ниже архангелы (Гавриил, Михаил и Рафаэль), а еще ниже — Дезидерий и Святой Бенедикт
Нефы также покрыты фресками. Это Ветхий (боковые нефы, сохранились намного хуже) и Новый (центральный неф) Заветы. В общем есть все от изгнания из Рая до Страшного Суда.
Ну, а над входом Страшный Суд во всей своей красе.
Конечно же фресок в церкви наного больше, чем я здесь вывесил. Как я уже писал — по степени сохранности фресок эта базилика уникальна и всем, кто интересуется византийским/ южноитальянским искусством, обязательна к посещению.
В общем, уйти из этой базилики очень сложно. Хочется сидет в тишине и наслаждаться этими тысячелетними фресками. Чего и вам желаю