Если вы там уже бывали, предлагаю вспомнить и может быть осознать по другому. Если же не были, сохраняйте, как путеводитель.
Если вы там уже бывали, предлагаю вспомнить и может быть осознать по другому. Если же не были, сохраняйте, как путеводитель.
Посещение Ватикана можно представить без чего угодно, но только не без посещения Сикстинской капеллы. Чаще всего именно в ней мы сталкиваемся с основной толпой народа, которая медленно топчется по периметру, задрав голову вверх на знаменитый потолок или гладя на стену с изображением Страшного суда. Чтобы ваше пребывание в этом прекрасном, но очень людном месте прошло более осмысленно, расскажу интересные детали, которые можно рассмотреть. Начнем с истории. Сикстинская капелла первоначально задумывалась как крепость во времена правления папы Сикста IV от которого и получила свое название.
Снаружи это малопримечательное здание, с не очень качественной конструкцией. Собственно снаружи его мало кто видит и еще меньше людей могут идентифицировать. Строилась капелла по образу Храма Соломона из Ветхого Завета и в точности повторяет его размеры. Создал ее в 1473 году Джованинно де Дольчи на месте существовавшей ранее Большой (Великой) капеллы. При раскопках выяснилось, что сохранилось даже место алтаря, да и сами остатки Старой капеллы. На момент строительства старая капелла лежала в руинах из-за оседания почвы.
Изначально капелла выглядела совсем не так, какой мы ее видим сегодня. Алтарная стена еще не знала кисти Микеланджело и была отдана под первые две из серии 16 парных фресок, показывающий сцены из Ветхого и Нового завета. Первыми были соответственно «Нахождение Моисея» и «Рождество Христово». Потолок тоже был без своего шедевра о сотворении мира и являл собой синий свод с голубыми звездами.
Прежде чем задирать голову и смотреть вместе со всеми на потолок, обратите внимание на пол. Эта мозаика носит название Косматеско, складывается из трех цветов мрамора и повторяет цвета флага современной Италии. Вы в курсе, что означают цвета итальянского флага? Теперь точно знаете:
Мрамор зеленого цвета в это время в Италию не завозили, так что часть мрамора из добыта из гробниц, домов и прочего «вторсырья». В отличии от Сан Витале в Ровенне и Шатрского собора, в которых на полах выложены лабиринты, тут просто красиво. Ну и ладно, все равно протолкаться по такому лабиринту в такой толпе шансов бы ни у кого не было.
Далее начинаем рассматривать стены. Пробивайтесь поближе к Страшному суду, но он пока не нужен, им, как мы все помним, мир планирует закончится, вот и давайте сначала посмотрим, что в этом мире хорошего, а потом уже начнем рассматривать его финал. Далее придется двигаться зигзагом, огибая задравших головы людей.
Нижняя часть стен не декорирована, а завешена тканью. Сюда вывешивались гобелены. Те самые гобелены по рисункам Рафаэля, которые из-за короновируса почти никто успел посмотреть. Вот никогда не думала, что буду ТАК хотеть посмотреть на гобелены…Нда.
Вот такие гобелены:
А давайте представим, что мы на них смотрим…
Все остальное вы точно увидите. Ибо фрески — это «постоянная экспозиция» неотделимая от стен. Стены расписывали самые знаменитые художники того времени. Великие флорентийцы: Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо, Перуждино и Россели. Их пригласили всех скопом и заставили работать вместе в одном помещении, что было очень нехарактерно для искусства того периода. Ребятам пришлось договариваться не только об общей линии горизонта, но и о цветах одежды центральных персонажей, чтобы зрителям было понятно кто есть кто в этом сериале. Изначально фресок было 16, до нас дошло 12. Две первые, кисти Перуджино закрасил Микеланджело, две последние «Спор о теле Моисеевом» и «Воскресение» были утрачены в 1522 и заново переписаны малоизвестными художниками.
Все фрески парные, описывают похожие события из жизни Моисея-южная стена, и Иисуса-северная стена. Поэтому и смотреть их лучше парами. По задумке заказчиков-теологов, в процессе просмотра, у вас должно сложиться ощущения перехода от тьмы и кровавости ветхозаветного мира, к свету спасению мира новозаветного. Моисей на фресках узнаваем по желто-зеленой хламиде, Иисус полуголый или в красно-синей одежде. Так что, даже не зная библейских историй, и не имея компаса, вы вполне легко сориентируетесь где какая стена. Что ищем? Ищем противопоставление. Например вот первая пара:
Перуджино. Путешествие Моисея в Египет. Что видим? В правом углу Моисей (в желто зеленом) наблюдает за обрезанием сына. Обрезание — кровавая процедура и одновременно жертва Богу. Самое дорогое отдают, хоть и кусочек. Больно, как минимум.
На противоположной стене:
Тот же Перуджино. Крещение Христа. Водичка, безболезненно, чисто. Никаких лишних кровавых жертв и сплошная пастораль. Гоним из головы воспоминания о крещении Руси и прочие чудеса инквизиции. Основной принцип вы же поняли, да? Кровь -вода. Насилие-просвещение. От света к тьме. У вас еще пять пар и не наступите на разглядывающих потолок.
Повторяя зигзагообразный полет летучей мыши, вы доберетесь почти до выхода, ибо последние две фрески этого цикла располагаются на стене над выходом. В 1522 году эта стена рухнула и фрески «Воскресение» Гирландайо и «Спора над телом Моисеевым» были уничтожены и позднее переписаны малоизвестными художниками.
Чтобы ничего не пропустить:
На этом месте вам надо застыть аки соляной столб, решительно повернуться к выходу задом и, прежде чем задрать голову на потолок, окинуть капеллу взглядом. Вот теперь вы стоите правильно. Это вход. Именно так задумывалась капелла и священнослужители в нее заходят тоже с этой стороны, а не как мы, туристы из боковой двери у алтаря.
Теперь у нас есть выбор: протолкаться обратно к Страшному суду и начать смотреть потолок от начала времен или пойти в обратной хронологии. Если вы человек верующий, то вам в начало наверное. И да хранит вас ваша вера, чтоб вас не вытолкали из капеллы. Если вы больше про искусство, то задирайте голову и вперед. Микеланджело тоже писал отсюда. С конца, с последней сцены " Опьянение Ноя».
Пока приноравливаетесь к положению головы и тела, опять немного истории. Изначально, как я уже писала, потолок был просто синий в золотых звездах. Это тоже считалось очень даже красиво. Пока в 1504 году рядом с капеллой не решили проложить трубы произвести раскопки. Собор Святого Петра решали построить. В результате этих действий, потолок капеллы пошел трещинами, а южная стена и вовсе накренилась. Росписи сводов были безнадежно испорчены. Мир он особо же не меняется, да? Возникла потребность у папы Юлия II сделать реконструкцию. Папа Юлий очень любил военные походы и вообще мнил себя полководцем и человеком широких взглядов. И захотелось ему размаха и величия. Хотя, судя по тому, как его изображали художники (справа фрагмент фрески из Сикстинской капеллы) то он был скорее милым мыслителем.
Микеланджело в это время ваял ему гробницу. И с гробницей как то не складывалось. У них с папой вообще отношения были бурные и противоречивые. Итальянские. В итоге очередного грандиозного скандала, скульптору Микеланджело папа предложил, вместо строительства гробницы, расписать потолок капеллы. «Я вообще то скульптор…" как Капитан Очевидность, по легенде, сказал папе Буанарротти и …подписал договор на роспись. Кто кому так решил насолить неизвестно, но в 1508 году Микеланджело приступает к работе.
Сразу же возникает проблема. Часовня то действующая. Процесс рисования фресок — процесс глобальный и долгий. Ну это как делать ремонт на кухне в квартире, в которой вы живете. В итоге Микеланджело проявляет чудо архитектурной мысли и конструирует " летящие леса», конструкцию которых и по сей день используют реставраторы. И снизу еще и экраном из мешковины прикрывает, чтоб конклаву штукатурка на головы не сыпалась и краска не капала.
Когда у вас затечет голова от рассматривания потолка Сикстинской капеллы, вспоминайте художника, который провел в этом положении долгие четыре года. Он получил артрит, сколиоз и постоянную инфекцию ушей от краски и сырости, а мы с вами возможность наблюдать чудо сотворения мира.
Папа Юлий был относительно скромен в своих желаниях. Вместо голубого неба он хотела всего навсего изображения 12 апостолов. Но Микеланджело справедливо рассудил, что ради этого не стоило переучиваться на монументальную живопись и настоял на более живописном проекте. В итоге потолок украшают 57 фресок.
Они сгруппированы по типу триптиха и от входа/выхода до алтарной стены иллюстрируют Книгу Бытия- от сотворения мира до Всемирного потопа. Центральные эпизоды рассказывают об основных событиях, боковые дополняют рассказ.
Учитывая еще и 12 фигур сивилл и ветхозаветных пророков возникает справедливый вопрос: «что эти люди здесь делают?», в католическом то храме? А вот что. В ту пору гремел ренессанс. Все греческое было в моде и папа Юлий, доказав, что он не зря числится человеком широких взглядов, быстро для себя решил, что сивиллы предсказывали приход Христа и вообще они полуобнаженные женщины, а это красиво. Ну, а пророки им в пару. " Каждой твари…" как говориться…
На потолке вы можете наблюдать интересный эффект экономии краски. Дело в том, что за краску по контракту платил сам Микеланджело. А самой дорогой краской того времени, помимо позолоты была ляпис-лазурь. И все бы ничего, да каноническое изображение Бога предполагало синее одеяние. Ну и желательно золотой нимб. У Микеланджело же Бог отец, неожиданно для обывателей, оказывается одет в нежно розовые одежды. Ибо вот. «Он художник, он так видит». Так и сказал Буанарротти по другой легенде папе Юлию, который посетовал на то что потолок-де смотрится «бедновато».
Сотворение светил. Бог в розовом под стать чьей то ангельской попе.
Микеланджело работал с потолком от конца к началу. Итого у нас три части.
1. Создание Небес и Земли. смотри картинку выше.
2. Адам и Ева
Я не очень хорошо знаю библейские истории и лично мой феминистический ум очень позабавило центральное изображение. Вопреки логике, это не знаменитое сотворение Адама с его " касанием пальцами»,
а вовсе даже и «Сотворение Евы»(прошу обратить внимание на одеяние Бога, как на пример экономии краски:))
И кто его знает отчего оно так. Ведь по хронологии должно быть ровно наоборот.
Ну правда, видимо чтобы женщины сильно то не возгордились, тут же змей с первичными женскими признаками…Хотя Ева тут, на мой вкус, виновата вообще не больше Адама. Ее то хоть искушают, а Адам вот сам дерево обрывает, только треск стоит.
А да, кстати о " пальчиках». Знаменитое «касание» , не принадлежит кисти Микеланджело. При очередных строительных работах, капелла опять «поплыла» и на этом месте образовалась внушительная трещина. Так что это место принадлежит кисти совсем друго художника-реставратора. Хотя и не становится от этого менее прекрасным.
3. История Ноя. Историю Ноя я знаю очень смутно. В основном по фильмам. До этого места я еще не дочитала. Поэтому просто картинки.
Тут, если вы шли по ходу истории, вам опять надо повернуться и двинуться в строну алтаря, чтобы заняться разглядываем еще одного шедевра Микеланджело «Страшный суд». Но с большой вероятностью толпа начнет вас выносить прочь из зала. И если это вдруг произойдет держитесь правее. И постарайтесь, «хоть ужиком, хоть ежиком» выйти в правые двери из капеллы. Потому как таким образом вы сразу попадете в Собор св. Перта, минуя все очереди. Лучше всего пристройтесь за какой-нибудь группой и шагайте смело, там не проверяют. Мы вот например пристроились за китайской группой (выбора особо не было), но даже это вполне себе сошло:)) А про Страшный суд я в другой статье расскажу.