Basilica di Santa Maria Maggiore — как красиво звучит название этого древнейшего храма Рима на итальянском.
Все что можно сказать о базилике это самое, самое, самое. Ну посудите сами: Санта-Мария—Маджоре является самым большим римским храмом, воздвигнутым в честь Матери Божьей.
Базилика — едва ли не самая знаменитая церковь Рима, она-единственная, сохранившая свой первоначальный, аутентичный облик почти целиком со времени создания.
Санта-Мария—Маджоре — одна из четырех главнейших базилик Рима. Ну что, мне удалось вас заинтриговать? Сама я побывала в ней еще в 2012 году, но это был тур и этим все сказано: промелькнуло, но оставило глубокий след и желание вернуться. В этот раз мне удалось зайти внутрь не сразу, а может быть для начала я просто хотела изучить ее огромные размеры снаружи, пытаясь рассмотреть фасады, детали
и стараясь запихать их в объектив упрямого аппарата.
История появления базилики весьма интересна. Как-то жарким знойным августовским вечером в далеком 352-м году в тени сада сидели и судачили о делах мирских два богатых и известных римлянина: римский папа Либерий, совсем недавно ставший епископом и просто богатый горожанин Джованни Патрисио. Разошлись за полночь, чтобы встретиться рано утром, когда еще не успело появиться солнце и поделиться своими необычными сновидениями! К большому удивлению обоих им приснился одинаковый сон: им во сне явилась пресвятая Дева Мария и в приказном тоне велела построить новый храм, да не просто где попадя, а именно на том самом месте, где утром выпадет снег! Снег в августе, как такое может быть, рассуждали оба, но выйдя на крыльцо обомлели: один из семи холмов Рима-Эквилинский, весь был усыпан снежным покрывалом.
Делать нечего и тут же на холме закипела работа-вскоре церковь была построена и с тех самых пор и по сей день 5 августа является значимым днем и красивым праздником-прихожан церкви осыпают белыми лепестками, а сам собор Санта-Мария—Маджоре иногда называют «Божия Матерь в снегах».
Но церковь была сделана слишком быстро и как оказалось не на века, поэтому почти через сто лет, в 440-м году очередной римский папа Сикст III повелел на этом же месте возвести более мощное сооружение-базилику, посвященную Богоматери. «Маджоре» и означает «большой», большая базилика.
Базилика и действительно огромная, два ее фасада совершенно разные-это смесь романского и барочного стилей.
Со стороны площади Esquilino к входу поднимаются многочисленные ярусы ступенек. На площади привлекает внимание римский обелиск Esquilino, обнаруженный в 1519 году во время раскопок у Мавзолея Августа.
Главный фасад и главный вход в церковь со стороны одноименной площади.
Здесь у входа стоит палатка, через которую пропускают посетителей после тщательного досмотра.
Я пришла сюда еще раз в самый последний день нахождения в Италии, в Риме, когда багаж был уже собран и оставлен на попечение менеджера на рецепшене в отеле. Было чудесное раннее утро, яркое голубое небо только оттеняло красоту почитаемой базилики, которую все многочисленные римские папы на протяжении веков старались сделать еще прекраснее, достраивали ее и украшали.
Например, самая (опять это слово!) высокая в Риме колокольня была пристроена к базилике в 1377 году.
Нынешний фасад с портиком и лоджией построили в 1740-х годах. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала 14 века.
Пройдемте внутрь? При входе сразу же удивляют внутренние размеры огромной раннехристианской базилики, они отличаются гармонией и торжественностью. Стройные ряды сорока ионических колонн поражают совершенством пропорций и делят базилику на три части.
Кессонированный деревянный позолоченный потолок работы Джулиано да Сангалло сразу же привлекает внимание. Для позолоты использовалось золото из первой партии, привезённое Колумбом на кораблях из Южной Америки-из Перу и полученное в дар римским папой Александром VI от испанского королевского дома, щедрых покровителей церкви — Изабеллы и Фердинанда.
Мраморный пол состоит из плит различных цветов, образующих причудливые формы в виде различных геометрических фигур, он выполнен в стиле косматеско — декоративном стиле в архитектуре, типичном для средневековой Италии и особенно для Рима.
Потолок, стены Санта-Мария—Маджоре украшены яркими удивительными мозаиками, повествующими о Рождестве и жизни Христа, радуют глаз яркие витражи. Сохранились и великолепные мозаики с ветхозаветными сюжетами, относящиеся еще ко времени строительства храма.
Слева от алтаря расположена капелла Боргезе, или Паолинская. Здесь находится бесценная икона Девы Марии «Salus Populi Romani», наиболее почитаемая в Риме. По преданию автором иконы был сам апостол Лука, в капелле шла меса.
Я пришла в базилику в 9 утра в субботу, поэтому в каждой из капелл начинались мессы и праздных посетителей, то есть обычных зевак и туристов просили удалиться. Идем гулять там, где можно.
В центре базилики привлекает внимание изящный и удивительно красивый, как впрочем и все вокруг-балдахин, алтарь храма.
Под главным алтарем ступеньки ведут в помещение под названием Вифлеемская крипта.
Здесь находится бесценная реликвия-Святая колыбель, драгоценная расписная хрустальная урна скрывает в себе фрагменты деревянных яслей в которых некогда лежал младенец Иисус.
Коленопреклоненная фигура папы Пия IX символизирует веру и почтение древней святыне.
Среди изысканного богатства базилики и церковной роскоши покоятся гробницы нескольких римских пап.
В день ежегодного снегопада белых лепестков 5 августа Санта Мария Маджоре превращается и в сцену для выступления артистов. В этом исключительном месте поразительно гармонично перекликаются шедевры искусства и духовного мира. Например, творческий союз молдавского композитора Петра Теодоровича и поэта Николая Зиновьева создал удивительное произведение «Римская полночь». Вы могли услышать «Санта-Мария—Маджоре» в исполнении Филиппа Киркорова и артиста Александра Михайлова, чье исполнение своею душевностью мне нравится больше! Рекомендую послушать!
А находится базилика в паре кварталов от железнодорожного квартал Рима-Термини. Я жила рядышком.