Санта-Мария—Маджоре — католическая церковь на Эсквилинском холме в Риме, одна из четырёх папских базилик. Посвящена Деве Марии Снежной. Входит в список семи римских паломнических базилик.
За окном поливал дождь, но сидеть и тратить время на сидение в номере было глупо, и посему направился в находящуются рядом с отелем Базилику Санта-Мария—Маджоре, которая занимает уникальное место в градостроительной концепции папского Рима. Главные осевые магистрали города расходятся лучами от Базилики: на северо-запад через «Улицу четырёх фонтанов» вплоть до церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти и холма Пинчо, на юго-восток до церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме и южнее — к Латеранской базилике.
В свою очередь, с противоположных концов города через улицы, проложенные согласно плану Павла III (1534–1549) и его преемников, виднеется колонна на Площади Санта-Мария—Маджоре перед церковью, служащая своеобразным ориентиром для паломников. В течение первого года понтификата Сикста V (1585–1590) архитектор Доменико Фонтана проложил от базилики Санта-Мария—Маджоре прямую улицу Феличе (по имени Папы: Феличе Перетти ди Монтальто) до церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти (сейчас Виа Систина). В следующем году возникли сквозные перспективы: Сантиссима-Тринита-дей-Монти — Пьяцца дель Пополо — Сан-Джованни-ин-Латерано — Санта-Мария—Маджоре.
С основанием этой церкви связана легенда XIII века. В IV веке трём людям: папе Либерию, римскому патрицию Иоанну (Джованни) и его жене, явилась во сне Дева Мария. Патриций и его жена были бездетны, и много лет молились о рождении ребёнка. Дева Мария во сне сказала патрицию, что ниспошлёт ему долгожданное дитя, если он выстроит церковь на холме Эсквилин, на том месте, где на следующий день обнаружит снег. Наутро патриций поделился сном с женой, и оказалось, что она видела тот же сон. Вместе патриций и его супруга отправились к папе, и тогда выяснилось, что Дева Мария явилась и ему, и сказала во сне о необходимости строительства новой церкви и об указующем место снеге. Было 5 августа 352 года (или 358 года), жаркое римское лето, когда папа Либерий, патриций Иоанн и его супруга в сопровождении процессии духовенства отправились на Эсквилин. На холме, среди зелени, лежал чистый белый снег. Немедленно была на этом месте заложена церковь. Само событие получило название «чудо о снеге», и в честь него церковь (а позднее и множество других в других странах) была названа в честь Девы Марии Снежной.
В центре площади Санта-Мария—Маджоре в 1613 году повелением папы Павла V по проекту Карло Мадерна на высоком постаменте установлена высокая каннелированная колонна коринфского ордера высотой 14,5 м (вместе с постаментом). На её вершину поместили бронзовую статую Мадонны с Младенцем (работа скульптора Ж. Бертело, 1614). Это единственная сохранившаяся из восьми колонн базилики Максенция-Константина на Римском форуме.
Базилика Святой Марии сохранила раннехристианскую ориентацию: главный вход расположен с востока, а алтарная часть находится в западной оконечности нефа. В 1743–1761 годах Фердинандо Фуга перестраивал главный фасад базилики в стиле позднего римского барокко. Он встроил между двумя симметричными корпусами двухъярусную беломраморную лоджию, нижний ярус которой по итальянской традиции называют портиком.
Северо-западный фасад базилики оформлен по проекту Карло Райнальди в 1673–1680-х годах. Он представляет собой совсем иную архитектуру «классицизирующего барокко», контрастирующую с юго-восточным фасадом. В центре Эсквилинской площади, перед апсидой базилики, по проекту архитектора Доменико Фонтана (1588) установлен египетский обелиск высотой 14 м, взятый с Марсова поля (в древности два обелиска оформляли вход в Мавзолей Августа. Второй обелиск использовали при создании Фонтана диоскуров перед Квиринальским дворцом).
Главный неф имеет 86,5 м в длину и 36 м в ширину. Из боковых нефов открываются проходы в капеллы храма. Нефы разделяет внушительная колоннада: два ряда из тридцати шести мраморных и четырёх гранитных колонн ионического ордера, взятых из античных построек. «Они установлены в пятом веке при папе Сиксте III, и перекрыты, что не обычно, не аркадами по римскому обычаю, а по греческой традиции горизонтальным архитравом». Верхняя часть стен разделена пилястрами с каннелюрами, между ними находятся ценнейшие мозаики IV века, столь же древние, как в мавзолее Санта-Костанца, в церкви Санта-Пуденциана или в Латеранском баптистерии.
Интерьер церкви, несмотря на позднейшие переделки, отличается совершенством пропорций, гармонией и торжественностью. Исключительный интерес представляют мозаики, украшающие церковь. В центральном нефе находятся мозаики V века на сюжеты из Ветхого Завета. Сюжеты мозаик триумфальной арки — Благовещение, рождение Христа и поклонение ему. Всего сохранилось 27 из 42 мозаичных панелей, причём некоторые дошли в поврежденном состоянии.
В средокрестии над престолом возвышается огромный киворий (балдахин) на четырёх порфировых колоннах с деталями из позолоченной бронзы.
В крипте под престолом в драгоценном ковчеге находится «Sacra Culla» (лат. Sanctа Сunabula — Святая колыбель) — пять деревянных планок, по преданию, оставшихся от яслей Иисуса Христа в Вифлееме. Реликварий из хрусталя и серебра с частичной позолотой изготовлен Джузеппе Валадье в 1802 году.
В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря. Перед реликварием помещена скульптура коленопреклонённого папы Пия IX работы Альберто Джакометти.
Сикстинская капелла расположена справа от главного алтаря. Представляет собой памятник архитектуры и скульптуры римского барокко. Папа Сикст V, один из главных преобразователей города Рима в конце XVI века, выбрал базилику Санта-Мария—Маджоре в качестве места захоронения для себя, своей семьи и своего «великого защитника» папы Пия V. С этой целью он, ещё будучи кардиналом Монтальто, поручил архитектору Доменико Фонтана построить в церкви капеллу Рождества (Cappella del Presepio). В 1585 году он стал папой и назначил Фонтана главным архитектором папской курии. Капелла перекрыта собственным куполом со «световым барабаном».
Для украшения капеллы, среди прочего, использованы полихромные мраморы и колонны из Септизониума, разрушенного по приказу папы Сикста в 1588–1589 годах. В центре капеллы находится монументальный алтарь, увенчанный архитектоническим бронзовым киворием в виде октогона (восьмигранного в плане храма), который несут четыре ангела из позолоченной бронзы.
В капелле похоронены папы Сикст V и Пий V.
Капелла Паолина (Капелла Павла) расположена напротив, по левую сторону от главного нефа. Она огорожена монументальной кованной решёткой. Капелла создана распоряжением папы Павла V, происходившего из семейства Боргезе, отсюда второе название: «Капелла Боргезе».
Строительство было поручено архитектору Фламинио Понцио вскоре после избрания папы 16 мая 1605 года. Её план идентичен плану расположенной напротив капеллы Сикста V работы Доменико Фонтана. Капелла была построена для размещения знаменитой иконы «Спасение народа римского» (Salus Populi Romani) и с расчётом на захоронение самого папы. В капелле похоронены папы Климент VIII и Павел V.
В капелле Паолина размещена икона Божией Матери «Спасение народа римского» (Salus Populi Romani). Икона особо почитается горожанами и является главным богородичным образом Рима. Предание приписывает авторство иконы апостолу Луке. Она была привезена в Рим в 590 году при понтификате Григория I. Искусствоведы традиционно датируют икону VI веком. Восточное происхождение иконы косвенно подтверждает кипарисовая доска, на которой она написана.
По правой стороне от входа в главный неф расположен Баптистерий, в котором также размещены многие произведения искусства. Создан по проекту архитектора Фламинио Понцио.
Вот такой вышел небольшой отзыв о довольно впечатляющей Великой базилики Рима.