Пантеон — инженерное чудо, возведённое, наверное - с участием ангелов?
В это место стремилась давно, мечтала увидеть его самой, своими глазами. Так и говорила своей семье, что если за пол-дня времени в Риме сумели посетить Пантеон - задачу максимум выполнили.
Пантеон является наиболее хорошо сохранившимся храмом в Риме, и даже спустя две тысячи лет после его постройки он по-прежнему удерживает рекорд самого большого бетонного купола в мире. Пантеон в Риме-строение, что является воплощением мощи и силы Римской империи. Но больше всего Пантеон напоминает прообраз Вселенной.
Когда входишь по живой очереди (бесплатный вход) вовнутрь, то слова, которые кружат вокруг купола и в голове рефреном — вот это да! — Масштаб, гармония, симметрия и настоящее совершенство!
Словно попадаешь в лоно уюта и особого духа.
Но всё ли так просто? С первой же минуты осмотра у меня стал барахлить телефон и почему-то кто-то совсем не хотел, чтоб я увлекалась снимками, кто-то меня вёл к стульям, чтобы я присела, убрала телефон и поразмышляла о бренности жизни и совершестве Бога.
Пантеон был построен может ещё и как обсерватория с учетом фактора меридиана и солнечного света? В голове витали разные мысли-размышления о том где я, что вокруг меня.
Название Пантеон происходит от греческого «пан», означающего «все», и «теон», означающего «боги», что можно интерпретировать как поклонение всем или всем богам. Некоторые интерпретируют это как здание, посвященное поклонению всем языческим богам, хотя у богов римского мира обычно были свои храмы. Он находился в комплексе, в который также входили Бани, Септа Юлия, храм Нептуна и портик аргонавтов.
Храм Нептуна был соединен с задней частью Пантеона, и мы ещё можем видеть дельфинов на мраморных фризах позади здания.
Пантеон в том виде, в каком мы его знаем, был построен в 120 году нашей эры римским императором Адрианом, который был увлечен архитектурой.
Надпись при входе гласит на латыни:
«M.AGRIPPA.L. F. COS.TERTIUM.FECIT». Это переводится примерно как «построенный Марко Агриппой, сыном Луцио, консулом в третий раз».
Так идея Пантеона в 27 веке до нашей эры была именно Марка Агриппы и да, 3 раза его пришлось перестраивать до Агриппы. В 609 г. Храм превратился в церковь Санта Мария, куда были перенесены останки мучеников из катакомб. Потом уже, спустя века Пантеон становится святилищем великого Рафаэля королей Виктора Эммануила II и Умберто I.
Архитектором был Аполлодор из Дамаска. Он помогал спроектировать купол, самый загадочный и уникальный в плане инженерии элемент. Также этот архитектор построил форум и колонну Траяна в Риме, триумфальную арку Траяна в Беневенте и Анконе. Адриан позже внёс изменения в первоначальное здание Пантеона. Он реконструировал портик, расширил круглую структуру зала и поместил вход на север, а не на юг, как в первоначальном варианте Пантеона. Он также построил 16-ти колонный ряд из розового и серого гранита из Египта.
По периметру - 7 ниш, возможно, приписываемых семи божествам культа планет, то есть Меркурию, Венере, Луне, Солнцу, Марсу, Юпитеру и Сатурну.
Купол
Высота здания 43 метра. Купол, построенный по образу небесной сферы: отсюда, вероятно, название Пантеон, обитель «всех богов». Купол Пантеона известен во всем мире своим внушительным величием и необычным окулусом: отверстием в потолке, через которое солнечный свет освещает весь храм сверху. Этот купол стал кононическим, он дал пример всем остальным куполам в развитии архитектуры во всём мире.
Портик с двухскатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами.
Огромная полусфера купола изначально была покрыта позолоченной бронзой. Теперь он покрыт свинцом. Позолоченные бронзовые плитки были разграблены византийским императором Константом II в. 663 году, который отвез их в Сиракузы, чтобы переправить в Константинополь.
Купол полностью сделан из бетона с 5 рядами по 28 панелей или кессонов, которые уменьшаются в размерах по мере приближения к окулусу. По мере приближения к окулусу использовались более легкие материалы. Это позволило зданию выдержать нагрузку давления. Конструкция купола — загадка. Некоторые считают, что для укладки бетона использовались сложные леса, в то время как другие считают, что все здание было заполнено песком во время строительства.
Пантеон — это, на мой взгляд ещё и зрелище света, его движение, работа тени. В дни зимнего солнцестояния солнце освещает верхнюю часть купола, а в другие равноденствия лучи создают на карнизах блестящие отблески.
21 апреля, в день основания Рима, в 12 часов золотой свет, проникающий в купол через окулус, падает точно на дверь и на тех, кто входит. Эффект был использован, чтобы сделать императора похожим на бога, которому поклоняются. Максимум света попадает в здание во время летнего солнцестояния в 12 часов, когда солнце полностью закрывает окулус и поднимает вертикальный столб света из огромного светового диска на полу.
Пол богато украшен полихромным мрамором. Некоторые участки пола и колонны двух часовен покрыты имперским пурпурным порфиром, высоко ценимым каменным материалом из единственной существующей каменоломни в Египте. Карьер уже исчерпан, и стоимость камня превышает стоимость золота.
Пол Пантеона не промокает во время дождя. 22 стока, размещенные вокруг обратной части пола, не дают каплям образовать лужи, капли уходят в дренаж.
Тени и свет. Легенды о Пантеоне. ОКУЛУС.
Согласно римской легенде, первый храм на Кампо-Марцио был посвящен Ромулу, мифическому основателю Рима, и поставлен на том месте, где он умер и вознесся на небо. Верите?
Другая легенда утверждает, что мертвое тело Ромула было схвачено орлом внутри Пантеона и взято на небеса, чтобы быть среди богов. Если это сказка, для чего тогда античным людям понадобился купол с отверстием в небеса? Какое мистическое его предназначение?
Внутри есть какое-то чувство незащищенности и в то же время какой-то связи с небесами. Удивительно!
Ещё говорят, что окулус в куполе когда-то был закрыт большой бронзовой сосновой шишкой, оставленной там дьяволом. Злые духи бежали, унося с собой конус, когда Пантеон был освящен папой Бонифачо. Бронзовая сосновая шишка теперь находится во дворе делла Пинья в Ватикане. Как вам этои вариант мистики?
Так это может и дьявольская дыра?Может убегающий дьявол проделал дыру в куполе, который теперь является окулусом?
Все абсолютно уверены, что дождь не может залить всё Пантеона, потому что тепло зажженных свечей превращает его в конденсат. Немного не научно, но любопытно. Наверное, в Средневековье это было магическим воздействием на верующих внутри, как без сомнения, им казалось божественного места.
Помните с чего я начала рассказ? Как у меня барахлила камера, отказывалась работать. Очевидно здесь не без нечистой, призрачной силы. До того, как Пантеон был освящен, христиане жаловались на то, что их преследуют языческие призраки.
В 1930-х годах карабинеры на страже столкнулись с призраком короля Умберто I на площади перед зданием. Как вам это? Может этот Умберто там всем сейчас заправляет, как приходят тени вовнутрь? Тут точно не без мистики.
Ну и как полагается в мистических местах — цифры, шифры… символы.
По периметру здания было семь ниш, а семь — число, часто повторяющееся в астрономии. Например, в Большой Медведице, огибающей северное небо, также есть семь звезд.
Купол имеет двадцать восемь кессонов на каждую наложенную окружность. Число 28 связано с лунным циклом в 28 дней. 28 также является совершенным числом, которое получается как сумма своих делителей: 28 = 1 + 2 + 4 + 7 + 14, но оно также равно сумме первых 7 целых чисел 28 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 +7.
Беседу можно продолжить… Мистика, она без начала и конца, она абсолютна.