Амфитеатр Флавиев, или его более привычное название — Колизей является символом Рима, а также официально новым чудом света.
Колизей был построен на месте где находится пруд у Золотого Дома Нерона. Император Веспасиан, пришедший к власти после гражданской войны, решил засыпать пруд и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Строительство амфитеатра завершено уже при императоре Тите в 80 году.
Я купил билеты в Колизей заранее (продажа открывается за неделю), без экскурсии, но с опцией выхода на Арену. К сожалению билеты на экскурсию с заходом в помещения под ареной и на третий ярус были раскуплны на месяц. Кроме того, имейте в виду, что ввиду отсутствия камер хранения с рюкзаком просто не пустят.
Я прибыл к Колизею к 8:45 и на вход людей почти не было, только на досмотр, хотя внутри было конечно приличное количество людей. Сказали достать паспорта (для борьбы с перекупами билеты именные) но паспорт в итоге никто не смотрел.
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой металлическими связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.
Амфитеатр Флавиев построен из кирпича на фундаменте толщиной в 13 метров, наружные кольца сложены из блоков травертина с анкерами (креплениями металлическими скобами). Облицовка была мраморной, её сняли в Средневековье для строительства новых зданий. Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
Выход на арену Колизея, там где выходили на бой гладиаторы, наверное одно из самых ярких впечатлений поездки.
На арене были произведены раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили чтобы поднимать на арену группы людей, животных и даже декорации.
На части арены установили пандус на который продается отдельный билет. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (навмахии).
Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и всё, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.
По широкой лестнице, как и ранее зрители, поднимаемся на сохранвшийся второй ярус, в котором обустроен музей, посвященный истории Колизея.
Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров.
Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Места для зрителей образуют семь кольцевых уровней — концентрических стен, самая высокая из которых служит внешней стеной здания. Амфитеатр Флавиев построен из кирпича на фундаменте толщиной в 13 метров, наружные кольца сложены из блоков травертина с анкерами (креплениями металлическими скобами). Облицовка была мраморной, её сняли в Средневековье для строительства новых зданий.
Сейчас на окнах второго этажа вмонтированы сетки, имитирующие наличие статуй в проемах, как стояли в античность.
В эпоху возрождения было в планах построить храм в Колизее, но не получилось.
После музея осмотр Колизея ведет на второй ярус с видом на арену.
В 422 году Колизей, вероятно, пострадал от сильного землетрясения, которым были повреждены многие памятники Рима, так как при Валентиниане III (425–455) этот амфитеатр пришлось реставрировать. Исправления производились также ещё между 467 и 472 годами.
Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. В конце VI века в конструкцию амфитеатра была встроена небольшая часовня. Арена использовалась как кладбище, многочисленные сводчатые пространства и аркады были приспособлены под жильё и мастерские.
С XI века и до 1132 года он был крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.
В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии, Павел III — палаццо Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.
Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740–58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагрённое кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.
Также со стен Колизея открывается шикарный вид на Арку Константина. Арка была построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии). Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Наверное единственное что я стабильно привожу из поездок — миниатюрные копии сооружений. И если на Севере Германии я с трудом купил одну модельку Голштинских ворот, то в Риме проблем никаких, скорей только муки выбора. Было символично купить Колизей в Колизее, хотя конечно я и переплатил.
Следом я спустился снова на первый ярус, и пошел к выходу. По факту, вместе с Ареной посетитель, если идет по маршруту, то обходит Колизей по периметру дважды.
Колизей конечно невероятно потрясает, это тот случай когда фотографии не передают и крупицы величия древнего амфитеатра. Если будете в Риме обязательно посетите его, внутри есть на что посмотреть!