Любовь есть стремление к вечному обладанию благом — Платон.
На правом берегу Тибра рядом с районом Трастовере расположен совершенно особенный дом, точнее, это — вилла с непередаваемо сладкоголосым именем Фарнезина, так что позвольте мне дальше назвать ее именно так. Фарнезина — совершенно волшебное место, где вы не только окунетесь в волшебный быт жизни самого могущественного и образованнейшего банкира шестнадцатого века Агостино Киджи, но и сможете насладиться идеальной гармонией архитектурного шедевра Бальдассаре Перуцци, не говоря уже о фресковых шедеврах зрелого Рафаэля, но обо всем по порядку.
13
12
Фанрезина помнит эту романтичную историю любви между принцем живописцев и, якобы, простой дочерью пекаря Форнариной или, как еще называют эту таинственную декушку, донной Велате, единственную, утолявшую жажду красоты пылкого Рафаэяля, наделенного от природы неутолимой жаждой любви. Художник встретил свою возлюбленную по дороге на виллу, носившую тогда имя его друга и покровителя Агостино Киджи.
10
Та самая единственная и неповторимая Донна Велате. Не исключено, что она была тайной женой Рафаэля, об этом свидетельствуют покрывало на голове и жемчужное украшение в волосах. Художник не мог позволить себе открытых отношений с Форнариной, поскольку могущественный кардинал Биббиена мечтал о браке своей племянницы с художником, а формально отказать могущественному человеку Рафаэль не мог.
В начале шестнадцатого века Агостино был одним из богатейших людей Рима, ссужавшего деньгами римских пап и папский двор. Он построил роскошную виллу и стал украшать ее интерьеры росписями, посвященными его возлюбленной венецианке Франческе Ордиаски, ставшей впоследствии его последней женой. Архитектура виллы была полностью в ведении сиенского архитектора и художника Бальдассаре Перуцци, в то время как вся фресковая роспись была доверена художественной мастерской Рафаэля. Агостино распорядился поселить Форнарину на вилле, чтобы страсть не отвлекала художника от работы на вилле, а, напротив, была утоленной и служила вдохновением.
Преследовать ее напрасный труд,
она со мной играя, не спеша,
выскальзывает из любовных пут,
и снова впереди меня на шаг — Петрарака.
Рафаэль, также как и Петрарка, воспел ускользающую любовь, но не в словах и рифме, а в красках и в цвете, воспел как умел только он один — Триумфом Галатеи. Лоджия Галатеи — первое, что встречает посетителя виллы. Прекрасная нимфа, исполненная сознанием собственной красоты и спокойным достоинством, триумфально плывет на раковине, в то время как с соседней фрески на нее вожделенно смотрит неуклюжий великан Полифем, которому не суждено не то что обладать, но даже дотронуться до красавицы. Если совершенная Галатея — работа руки Рафаэля, то несчастный Полифем — плод работы Себастьяно дель Пьомбо, чьи фрески не понравились заказчику, и Пьомбо был досрочно удален. Чуть позже художники столкнулись в еще одном финальном соперничестве, победил посмертно Рафаэль и его великое Преображение, но это — уже иная история.
8
11
7
Потолок и люнеты лоджии украшают гороскоп Агостино, мифические сцены из Леды и Лебедя, а голова юноши в верхнем правом люнете принадлежит руке Перуцци, а вовсе не Микеланджело, как гласит красивая легенда, но мы будем правдивы.
11
13
1 из 3
9
Любовь — вновь главная тема в соседней лоджии Психеи — потолок расписывали ученики Рафаэля по его эскизам и под его чутким контролем. Этот зал, предназначенный для званных пиршеств, которые так любил устраивать Агостино, встречает главной сценой из ''Метаморфоз'' Апулея — свадьбой прекрасной Психеи с Купидоном, подарившего простой смертной бессмертие через соединение с богом Любви. В каком то смысле это была история любви самого Агостино к своей простой венецианской избраннице, преодолевшей все преграды на пути к желанному браку.
12
12
11
11
Но Агостино и Франческа не долго наслаждались совместной жизнью на вилле, он умер в 1520 году спустя лишь год после их долгожданной свадьбы и с разницей лишь в несколько дней от смерти Рафаэля. Не исключено, что оба друга погибли от одной лихорадки либо формы чумы. Франческа умерла спустя несколько месяцев после Агостино, следы Форнарины нашли в одном из монастырей, при поступлении она указала себя как Маргарита Лути, вдова Рафаэля. Сам художник был похоронен в Пантеоне как жених племянницы кардинала.
13
8
10
Лоджия производит ошеломительное впечатление из-за этого праздника живой плоти, цветов и плодов, льющегося света и оптических иллюзий кесонного мрамора.
Следующая лоджия — Свадьба Александра Македонского и Роксаны была расписана фресками сиенским художником с необычным именем Содома — в миру Антонио деи Бацци.
10
12
11
Стены спальни полностью расписаны фресками, но самым интересным, на мой взгляд, является не столько масштабное полотно бракосочетания великого полководца, а пространственная иллюзия, созданная нарисованными колоннами и сиенскими пейзажами, что по сей день является гениальным приемом по наполнию помещения светом и прозрачным летним воздухом. Я еще долго рассматривала необыкновенное обрамление окон, согласитесь, это что-то восхитительное.
9
10
8
Остальные комнаты несут в себе отпечаток вкуса новых хозяев и новых веяний в искусстве, но не могу не упомянуть о роскошной ванной комнате, чей потолок вы можете у видеть на фотографии внизу. Впечатляет, принимать водные процедуры, любуюсь на прекрасный сад.
11
7
14
Вот, пожалуй, все что я хотела рассказать вам об этой замечательной вилле. Напоследок дам практичную информацию о расположении и стоимости посещения. Вилла находится по адресу Via della Lungara, 230, 00165 Roma RM, стоимость посещения составляла 6 евро, сейчас, судя по информации в интернете, 7–10 евро. В саду виллы растут апельсиновые и лимонные деревья, вероятно, в пору цветения зрелище — незабываемое, но и любование зрелыми плодами, как и прогулка по гравиевым дорожкам, подарят незабываемое удовольствие.