Замок Святого Ангела не похож ни на один из замков которые я посещал раньше, да и это не совсем замок, хотя оборонительную функцию может исполнять и сейчас.
Изначально здание было построено как мавзолей Адриана. Повторяя форму мавзолея Октавиана он был подобен этрусскому тумулусу и в итоге было построено самое высокое здание в городе: на квадратном основании высотой 15 м и шириной сторон в 84 метра высилась 20-метровая цилиндрическая башня диаметром 64 метра и увенчанная насыпным холмом, а на его вершине скульптурная группа — император в виде Гелиоса, управляющего квадригой. В сердцевине здания находилась погребальная камера — хранилище золотых урн с императорским прахом. Помимо Адриана тут нашли свой покой все последующие императоры вплоть до Каркаллы.
Первоначальный вход теперь находится на три метра ниже нынешнего, но если спуститься и пройти коротким коридором, то можно попасть в атриум, где в полукруглой нише некогда стояла огромная статуя Адриана.
Замок Святого Ангела сделан из больших правильных блоков травертина, первоначально покрытых мраморными плитами, ныне утерянными: однако доказательством их существования являются отверстия, куда были вставлены железные зажимы, которые использовались для их поддержки. В большой нише на заднем плане располагалась колоссальная статуя императора Адриана: уцелела только голова, которая сейчас хранится в зале Ротонда в музеях Ватикана. Посетитель оказывается в точном положении тех, кто был частью похоронной процессии.
По сохранившимся коридорам со времен античного мавзолея мы поднимаемся по спиральному пандусу к залу, где находились погребальные урны императоров.
В музее хранятся фрагменты внешнего убранства гробницы императора и остатки ее скульптурных украшений.
При строительстве Аврелиановых стен, учитывая удобное расположение на берегу реки и мощные стены, мавзолей был включен новый оборонительный комплекс. Тогда произошло первое изменение внешнего вида сооружения — сняли бронзовую дверь гробницы, сделали зубчатыми стены.
В 537 году бывшая гробница Адриана стала местом ожесточенной схватки между римлянами и готами, осадившими город 150-тысячной армией. Держа оборону, осажденные пустили в ход даже великолепные статуи Мавзолея Адриана. Мраморных императоров, богов, героев разбивали на куски и тяжелые осколки шедевров бросали на головы врагов. Как итог мавзолей стал выглядеть просто как груда камней.
Согласно преданию, в 590 г., во время эпидемии моровой чумы, папа Григорий Великий на рассвете, когда истово молился о спасении жителей города, в первых лучах солнца он увидел сияющую фигуру на вершине крепости- архангела Михаила, который вложил меч в ножны, что означало конец бедствия, — отсюда и произошло название — замок Святого Ангела.
За долгие годы замок переходил из рук одной аристократической семьи к другой. В такой крепости можно было в любой момент укрыться в случае нападения вражеских армий, что в Средневековье было явлением довольно частым. В конце XV века собор Святого Петра — сердце Ватикана — ещё строился, однако там уже проходили мессы. Рядом со строящимся храмом уже существовала Сикстинская капелла. Эти сооружения и замок Святого Ангела соединял длинный укреплённый коридор — пассетто, по которому понтифик в любое время мог безопасно попасть в замок. Именно по этой причине ряд римских пап выбрал Сант-Анджело в качестве своей официальной резиденции. Латеранский дворец оказался в запустении, а строительство Апостольского дворца началось только через 100 лет.
Самым известным хозяином замка Святого Ангела является, безусловно, 214-й папа римский Александр VI Борджиа. Он был инициатором многих восстановительных работ в замке. Уже к концу 1490-х годов Сант-Анджело приобрёл близкий к сегодняшнему вид. Однако, не все преемники папы Борджиа пожелали жить в апартаментах, где происходило кровосмешение, отравления и прочие злодеяния. Уже Юлий II, пришедший к власти в 1503 году, отказался использовать замок в качестве резиденции. Вновь вернулись к Латеранскому дворцу.
Надо сказать, что папа Александр VI особенно любил проживать в Кастелло Сант-Анджело, почти постоянно проживая в нем. Борджиа провел в замке реконструкцию фортификационного сооружения, превратив его в серьезную крепость, были сооружены камеры для боеприпасов, размещены продуктовые склады, установлена цистерна с водой, даже казну перевез в крепость.
Замок в разные годы был также и тюрьмой, здесь приговорили к смерти и Джордано Бруно, который даже после шести лет заточения отказывался покаяться в своих заблуждениях. И Галилео Галилей, который был освобожден публично признав свою неправоту.
Здесь была заключена и Катерина Сфорца, Тигрица из Форли. Мудрая и справедливая правительница Имолы и Форли — сделавшая тот самый легендарный и бесстыдный жест, который прославил ее на века. Эпизод с её побегом, как и сам замок Святого Ангела (довольно подробно воссозданный эпизод и сам замок в игре Assassin’s Creed Brotherhood)
Последний раз Замок глобально перестраивался при Урбане VIII.
Учитывая что все работы по ренновации мавзолея в замок шли без единого плана, то ориентироваться внутри замка Святого Ангела ориентироваться довольно трудно. Хорошо что на входе есть брошюра с планом, но увы в самом замке никаких указателей нет, и по имеющимся семи уровням замка перемещаешься на свой страх и риск боясь пропустить что то интересное.
Поднявшись на второй уровень оказываешься во Дворике Ангела получившему свое название по находящейся статуя архангела Михаила, венчавшая до 1747 года верхнюю часть замка, которую сменила нынешняя бронзовая скульптура работы фламандского художника Питера Вершаффельта.
В этом же дворике можно посмотреть на макеты замка приведенные выше, а можно попасть в покои Пап.
Эти комнаты названы в честь Климента VII Медичи: папа бежал в замок по Пассетто-ди-Борго в 1527 году, когда ландскнехты или наемники на службе императора Карла V разорили Рим, и пробыл здесь семь месяцев. Комнаты были соединены с печкой или папской ванной.
В первой комнате фриз датируется семнадцатым веком: на самом деле на нем изображен герб Папы Иннокентия.
Во втором зале надпись в центре деревянного потолка и вдоль фриза также относится к Клименту
Камин и терракотовые полы датируются периодом Павла III Фарнезе и немного позже.
Поднявшись еще на уровень выше мы попадаем на террасу с которой открывается замечательный вид на Рим. Мы находимся в так называемом Giretto Scoperto или Дорожка Александра VII — круговой коридор, построенный в середине семнадцатого века Александром VII. Папа ограничил коридор с открытой стеной с рядом арок, сделанных ина вершине предыдущего выступа замка, частично похожего на то, что Пий IV сделал столетием ранее на противоположной стороне здания.
Видно и пасетто идущий от замка к Собору Святого Петра и ремонт к глядущему юбилею, устроенный на пути к Ватикану.
А еще тут сидит любопытная чайка которая ОЧЕНЬ хочет кушать и даже дает себя гладить, я правда не стал, но другие туристы погладили Сигала.
Впечатляющий зал Паолины, который является комнатой Павла III, папы-контрреформатора, организовавший ответ Римской церкви на протестантскую реформу Мартина Лютера. Это была комната для приемов в квартире папы, где он принимал своих гостей. Великолепная роспись сделана чтобы наглядно продемонстрировать доминирование Римской церкви.
Зал был украшен между 1545 и 1547 годами Перином дель Верга и его помощниками, в том числе Пеллегрино Тибальди и Джироламо Сичоланте. На своде мы видим герб Павла III и эпизоды из жизни Александра Македонского, явный намек на имя папы Алессандро Фарнезе. На длинных стенах чередуются ниши с изображением главных добродетелей на больших монохромных панно с другими историями Александра; наконец, на меньших стенах преобладают тондо с историями Святого Павла, опять же в честь папы, и фигурами Адриана и архангела Святого Михаила.
Чуть ниже фигуры св. Михаила, видно двух бабуинов в память о подарке папе, привезенном иностранными послами.
Также в музее находится и галерея с работами разных мастеров.
И тут я честно запутался и вместо того чтобы пойти в другие залы я направился на смотровую площадку на вершине замка.
Вид на Витториано, Пантеон и центр Рима.
Квиринальский дворец вдалеке.
Вид на Тибр.
Посмотрев на план я понял что где то упустил что то, и потому направился до развилки, и увидел этот шикарный зал. А далее несколько интересных комнат.
27 декабря 1789 года в Риме Святая инквизиция задержала некогда ослепительного графа Калиостро, а теперь вновь простолюдина Джузеппе Бальзамо, побитого жизнью, обнищавшего и вступившего в полосу неудач. По совокупности обвинений, он был заточен в замок Святого Ангела. Но там по непонятным причинам (сработали магические способности?) занял вполне комфортабельное помещение из трех комнат, которое сейчас известное как «Калиостра». Да и смертную казнь ему, алхимику и масону, заменили на пожизненное заключение в тюрьме Сан-Лео.
Пройдя далее я снова вышел на смотровую.
А затем снова спустился вниз в другой дворик замка где сейчас иногда проводят концерты.
Я спустился почти вниз ко входу и уже хотел выходить, как до меня дошло что можно обойти замок по стенам, что я и сделал.
Со стен открываются не менее впечатляющие виды на замок.
Как итог, хотя рассказ и получился довольно сумбурным, но я постарался передать свои впечатления, запутанную историю замка, а также немного про его интерьеры. Надеюсь прочтете целиком и оцените фотографии).