Арианский баптистерий (Battistero degli Ariani) был построен в Равенне на в 5–6 веках. по просьбе Теодориха Великого. Именно с него начинается история арианства в Италии. Название «Арианский» было дано, чтобы отличать его от баптистерия, что построил епископ Неон и он получил название православного. Надо сказать, что Теодерих строил церкви по всему городу Равенне. Символично, что на монетах и мозаиках остготская Равенна сравнивалась с Римом и Константинополем, пока династия Теодориха не подошла к концу в 540 году.
В то время, когда он был построен между концом 5-го века и началом 6-го века н. э., арианский баптистерий также не соответствовал своему окружению. После падения Римской империи Италией правили германские готы, имевшие собственное толкование христианской веры, не включавшее учение о Троице. Вместо того, чтобы интегрироваться с местными жителями традиционного католического вероисповедания, новая германская элита в Равенне возводила собственные культовые сооружения, где они могли питать и поддерживать свою культурную самобытность.
Что же до ариан, Арий был священником из Александрии (умер 336). Он считал и проповедовал, что Христос был творением Бога-Отца, а не его сыном, рожденным от Марии. Таким образом, вместо равноправной Троицы Отца, Сына и Духа Бог-Отец был высшей фигурой, а Святой Дух был создан Христом и/или Богом.
В 561 году баптистерий снова меняет название с арианского на ораторий Девы Марии (Oratorio di S. Maria in Cosmedin) и с 18 века до 1914 года здание баптистерия находилось в частной собственности. Спрятанный на равеннской площади баптистерий снаружи напоминает другие памятники Равенны. Обычный кирпичный фасад, как сокровище, внешне простое, внутри таит с всебе сокровища раннехристианской мозаики.
Полуподземное небольшое здание, спрятанное между современными постройками — это один из немногих сохранившихся образцов, как говорят сейчас арианской «ереси» в Равенне. Ариане верили, что Иисус стал Христом и сыном Божиим только после крещения, и поэтому изображение в куполе баптистерия так особенно и таинственно.
Осуждение арианства было повсеместным в Византии и во всём христанском мире. Шутка ли — Иисус Христос это не Бог, а Божье творение, не единосущное Богу, как утверждали ариане. Все ариане-христиане почитали Иисуса Христа и Новый Завет, но не признавали троичность Бога и считали доктрину Троицы произвольным и противоречивым искажением изначального христианства. Так на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. арианство было осуждено, а сам Арий (александрийский священник 4 века) предан анафеме и отправлен в изгнание. Окончательно арианство признано ересью на Втором Вселенском соборе в 381 г.
Подкупольная мозаика любопытна вариациями изображения таинства Крещения, инициации совсем молодого, можно даже сказать, юного Иисуса Христа, сына Божьего. Тут и Иоанн Креститель в характерном для него одеянии из шкуры, тут и вода, еле прикрывающая наготу сына Божьего и персонификация реки Иордан в образе старца и излияние на голову Христа из клюва голубя, символизирующее помазание Святым Духом.
Здесь — сцена крещения Христа, символ победы над смертью. От голубя нисходит божественное, чтобы брызнуть вспышкой света, символ Духа, голова Христа.
В отличие от православного баптистерия все апостолы в этом арианском храме изображены с нимбами. Ближайшими к престолу апостолами являются святые Петр и Павел; остальные не маркированы и не имеют отличительных признаков.
Они облачены в белые туники («облачены в свет, как мантии» — Псалом 102:2) и идут процессией в небесном саду, представленном золотым фоном, зелёным пастбищем и пальмами, отделяющими одного апостола от другого. Интересно, что у неонийского Иисуса есть борода и одежда, которую держит для него олицетворение реки Иордан. У арианского Иисуса нет ни того, ни другого.
Удивителен цвет травы у ног апостолов, цвет меняется от яркого до темно-зеленого, кроме того два основных цвета фона: зеленый и золотой примечательно. В раннехристианском символизме, который повторяется во многих мозаиках Равенны, очень важны цвета. Золото — это цвет божественного, цвет восходящего солнца, освещающего землю, представленный зеленым, они гармонично сочетаются, создавая уникальную встречу между человеческим и божественным. Цветы у пустого престола Христа напоминают о радости близости между Богом и человеком.
С 1996 года баптистерий ариан находится в списке памятников, охраняемых ЮНЕСКО.
Благодарю за внимание.
С уважением,
татьяна Уайт. Эдинбург. Шотландия.