Судьба 7-го палагонского князя ‑ Франческо Фердинандо Гравина Алльята (Francesco Ferdinando Gravina e Alliata) покрыта мрачным ореолом романтики. Имел он, якобы 2 горба — спереди и сзади, был нелюдим и ёрен, с нарочитой неприязнью относился ко всем без исключения, начиная от членов собственной семьи — рыцарей Ордена Золотого руна, и заканчивая самыми именитыми современниками, будь то Мопассан, Дюма или даже русский царь Николай I! Однако именно этому странному князю мы обязаны удовольствием лицезреть виллу Палагония, что в Багерии (в 15 км от Палермо) — в том виде, в каком она сохранилась до наших дней.
Обиталище чудовищ
Вилла Палагония. Гете ее назвал сумасшедшим домом… БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ИНТЕРЕС К ПРОЕКТУ И ПОДДЕРЖКУ — в виде Like, комментариев или подписки на канал
Поспособствуйте моему бескорыстному энтузиазму в создании новых рассказов
об интересных исторических объектах и нетривиальных мероприятиях. Спасибо всем!
Что и говорить, среди множества построек самого причудливого и сумасбродного из архитектурных стилей — «испанского» барокко, вилла Палагония (именуемая также виллой уродов) не может не поражать причудливостью и вычурностью. Невероятный эффект, разрушающий все стереотипы прекрасного, создают статуи на ограде и в саду, примыкающему к зданию виллы. Они — плод вычурных фантазий нашего героя. Устрашающие безобразные животные, пожирающие друг друга кентавры, карлики-музыканты, полумонстры-полулюди, гипертрофированные фигуры, вырезанные из туфа. Некогда, говорят, они были «облагорожены» белой штукатуркой, чтобы отдаленно походить на мрамор. Но время сделало свое дело: штукатурка отлетела, фигуры постепенно начали разрушаться, что придало им еще большую колоритность. Если и проводятся балы нечисти, то один из них, безусловно, здесь — застывший зацементированный, безмолвный, архитектурно-художественный.
Что же до реальных балов, или светских приемов, то Франческо Фердинандо их ненавидел, и недвусмысленно давал это понять. Свод центрального зала облицован осколками битых зеркал. Сейчас, конечно, они потускнели от времени, но …можно себе представить, какими уродливыми видели себя приглашенные, стоило им поднять взоры вверх. Возможно, таков был протест хозяина человеческой ординарности, или — желание показать людям, каковы они по сути своей. Или же — месть матери (бытует легенда, что Франческо Фердинандо именно ее кринолинам обязан своими двумя горбами), а заодно и всем женщинам, готовящимся обзавестись потомством (некогда беременным строго-настрого запрещали даже приближаться к вилле!). А зря. Ведь даже если отбросить нарочитое уродство, посмотреть на вилле есть на что, ибо возведением ее занимался сам Томмазо Мария Наполи!
А мраморные лестницы работы Биллиеми! А каменные маски по обе стороны входа во дворец, предназначенные для тушения факелов! Или же, снова возвращаясь во дворец, ‑ цветные горельефы семьи Гравина (чем-то напоминающие папские горельефы в Ватикане), распростирающие руки — кто для рукопожатия, кто сжимая кулак… Какое странное чувство — стоять под нависающей рукой кого-то из аристократического семейства!
М-да, интерьеры виллы (увы, сохранившиеся доныне в ничтожно малом количестве) окончательно сбивают с толку и потихоньку сводят с ума. Великий Гете — поклонник строгой красоты и античных пропорций, побывав здесь, однозначно назвал сие место сумасшедшим домом. Хотя, чего взять с Гете! Ему все, что не укладывалось в жесткие немецкие стандарты красоты, напоминало сумасшествие. Даже фантастические новеллы Гофмана! Имя последнего упомянуто неслучайно: если вам нравится дивный мир его сказок, знайте — именно на вилле Уродов вы сможете в трехмерном пространстве увидеть лучшие иллюстрации к его творениям. Жаль, сам он на вилле не был, он бы оценил ее по достоинству.
Ну, а если отойти от сравнений и не тревожить тени великих, то охарактеризовать виллу Уродов можно коротко и ясно: максимально концентрированное воплощение идеи гротеска. Уточним: гротеск (то есть, грот, пещера) — чрезвычайно трендовая в XVIII столетии дизайнерская находка, в которой сочетаются идеи природных (морских, подземных) образований с самыми обескураживающими фантазиями человеческой психики. Но даже среди множества гротесковых построек, а они в XVIII столетии присутствовали повсюду — в Версале и Дрездене (Цвингер), в Вене (Шенбрунн) и Петергофе (знаменитый фонтанный грот), ‑ Вилла Уродов в Багерии — самое крутое воплощение этого стиля!
Добраться до виллы можно из Палермо, на электричке. В пути — меньше 15 минут. А вот сойдя на станции Bagheria…
У меня гарминовский навигатор со свежими картами Европы, где, по утверждению разработчиков, указаны все имеющиеся достопримечательности. До сих пор вопросами поисков объектов по этой причине я не мучилась. Но вот Виллы Палагония на картах не было. Указателей на нее в городе тоже нет. А приехав в Багерию во время сиесты. Будьте уверены, что никто вам не подскажет нужное направление, т. к. улицы пусты. Абсолютно! Думаю, выручат географические координаты, которые я специально сохранила.
N 38˚04.739՚
E013˚30.739
Время работы виллы — на фото.