Палатинская капелла — дворцовая часовня сицилийских королей, расположенная на втором этаже Норманнского дворца в Палермо. Строительство Капеллы велось под личным наблюдением первого сицилийского короля Рожера II и было завершено в 1140 году.
Палатинская капелла — дворцовая часовня сицилийских королей, расположенная на втором этаже Норманнского дворца в Палермо. Строительство Капеллы велось под личным наблюдением первого сицилийского короля Рожера II и было завершено в 1140 году.
Первоначально Палатинская капелла представляла собой отдельное здание, но по мере перестроек Норманнского дворца она была включена в общий дворцовый комплекс. В результате три из четырёх наружных стен капеллы находятся внутри здания Дворца. Капелла имеет длину 33 м и ширину 13 м. Но каждый миллиметр интерьера продуман тщательным образом не допуская пустоты, только заполненность и только БЛЕСК!
В 2015 году дворец и часовня были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
До поездки в Палермо я немного читала о Палатинской Капелле, обозначала это место, как необходимое для посещения. Я читала, что это один из важнейших памятников арабо-норманнского стиля (комбинированного стиля). Очень хотелось посмотреть на этот шедевр мирового искусства своими глазами.
Билет в Капеллу был комплексный. Я его забронировала на сайте комплекса:
Капелла, посвящённая Святому Петру и Павлу кроме изящных мозичных украшений, содержит интересные деревянные каркасы, представляющие собой как несущие, так и отделочные конструкции.
В Капелле поток людской не иссякает, но моменты для фотографий выбрать можно.
Нет запрета на съёмку и никто не делает замечания, всё достаточно цивильно и то, что мы увидели внутри комплекса очаровало, очень обрадовало и заставило помечтать о том, как было бы хорошо там остаться.
Золотая мозаика, множество библейских сюжетов, изумительная инкрустация стен, пола, деталей просто восхитили! Было ощущение райского уголка, где христианские и мусульманские сюжеты были не только переплетены, но гармонично дополняли друг друга, что создавало образ единства сицилийского стиля и магии южного Востока. Мои глаза купались в красках, орнаментах, формах. Моё воображение уносило меня в небеса!
Я понимала, что то, что я вижу наверху и вокруг, это по следам мавзолея Галлы Плацидии, Сан-Витале, Сан-Марко и даже, некоторых древнерусских храмов. Мозаики, фрески, декор очень-очень напоминает ранние примеры Италии. Аналогии и прообразы налицо.
Византийские мастера мозаики создали этот шедевр в период с 12 века и другие мастера с Востока продолжили украшение этого шедевра в 15 веке.
Пол Капеллы, украшенный инкрустацией из мрамора, гранита и порфира, выполнен в стиле Космати, обогащённом местными арабскими мотивами:
Palatine Chapel. Palermo. Sicily.
Изображения ветхозаветных, новозаветных сюжетов, изображения апостолов Петра и Павла, изображения ландшафта и растительности — всё это очень напоминают ранние образцы византийского мозаичного искусства 6 века. Но только здесь есть и другое — здесь вклинивается и очень гармонично арабская традиция инкрустации, живописи и резьбы. Я сняла на телефон потолок Капеллы.
Потолок Палатинской Капеллы. Палермо. Сицилия.
Структуру потолка образуют ячейки двух типов: мукарны — кессоны с изображениями пирующих людей, редких растений, птиц и зверей, и лакунары — выемки в форме восьмиугольных звезд, украшенные геометрическим орнаментом и арабесками.
Если вам интересно подробнее узнать об интерьере, предлагаю книгу, на которую я наткнулась при изучении этого шедевра — большой труд академика архитектуры. А. Н. Померанцева, 19 века.
Академик показал нам точные чертежи капеллы, снятые им 172 рисунка-копии с мозаик и составленный им альбом из 181 рисунка арабской монументальной живописи, украшающей потолок капеллы и сохранившейся в первозданном виде. Удивительны куфические надписи, растительные орнаменты, птицы, фантастические животные. Сочетание восточной роскоши с элементами западной и византийской архитектуры настолько восхищают!
Кстати, в Капелле среди изображений присутствуют и человеческие фигуры, запрещённые мусульманской традицией. Вот это смелость! Но как и в мозаике Равенны (я писала здесь), главной идеей росписей и мозаик в Палатинской капелле является наличие особой связи монарха с Богом.
Полагаю, неспроста Капелла посвящена первоверховным апостолам Петру и Павлу. Это два величайших апостола христианства. Ведь, Апостол Павел изменил содержание термина «апостол», который до него употреблялся для обозначения посланника христианской общины или странствующего миссионера, посланного Христом. Для Павла быть апостолом означало быть призванным к особому и исключительному служению, сопряженному с особыми дарами Святого Духа: «говорение на языках» (глоссолалия) и дар пророчества.
Среди сюжетов мозаики есть и Деяния святых апостолов Петра и Павла: апокрифические сказания о последних совместных деяниях апостолов; исцеление хромого в дверях храма апостолом Петром; ослепление Савла; крещение Савла Ананием; Павел спорит с учеными в синагоге; ап. Петр в темнице; освобождение его ангелом; свидание ап. Петра и Павла в Риме; прение апостолов с Симоном Магом пред Нероном; низвержение Симона.
Среди иконографических типов Палатинской капеллы мы видим много изображений: Иисуса Христа (в особенности много); архангелов и ангелов; херувимов; Матери Божей-Одигитрия; евангелистов; пророков Захарии и Иоанна Предтечи; святителей.
Ги де Мопассан в произведении «Бродячая жизнь» назвал Палатинскую капеллу «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум».
*Палатинская капелла открыта для посещений с понедельника по субботу с 8.30 до 17.00 (перерыв — с 12.00 до 14.00), в воскресенье — с 8.30 до 12.30.