Посещение капеллы Скровеньи мы планировали заранее, поэтому по интернету заказали (и оплатили) туристические карты Падуи — Padova Card на 48 часов, время посещения капеллы бронируется одновременно с покупкой этой карты. Приехав в город, на вокзале получили их в туристическом информационном центре. Рекомендую приобрести карту, если вы приехали в Падую на несколько дней, по ней бесплатный проезд на общественном транспорте, а трамваем мы пользовались ежедневно, бесплатный вход в музеи и не только.
Капелла дель Арена или, как ее называют, капелла Скровеньи построена на руинах Арены — древнеримского амфитеатра в начале XIV века. Построил ее для фамильной усыпальницы Энрике Скровеньи, богатый торговец и банкир. Он говорил, что сделал это, надеясь спасти свою душу и души своих предков. Отца Энрике Реджинальдо Скровеньи — богатого ростовщика, разорившего немало горожан, даже запретили хоронить в церковной ограде.
5
По конструкции капелла проста — вытянутый прямоугольник с алтарной апсидой и коробовым сводом. Это однонефная церковь размерами 20×9 метров и 13 метров в высоту. На фасаде со стороны улицы — шесть окон, на стороне, ранее примыкавшей к дому Скровеньи окна отсутствуют.
Расписывать капеллу Энрико Скровеньи пригласил Джотто. Это был уже зрелый художник в расцвете своего таланта, недавно завершивший роспись собора в Ассизи. Подсчитали, что Джотто расписывал капеллу около двух лет, вероятно ему помогали ученики.
9
Капеллу после росписи освятили в 1305 году в честь Мадонны делла Карита — Святой Марии Милосердной. Церковь предназначалась для семейного пользования, но раз в году в нее допускали публику, это происходило в день Благовещения. Судьба капеллы в течение нескольких веков неизвестна, владельцы сменялись, в XIX веке очередной хозяин чуть не снес здание. Но снесли только дом Энрике Скровеньи, а капелла лишилась входного портика.
В 1881 году храм отошел муниципалитету, тогда и принялись спасать здание и фрески, состояние которых ухудшилось.
11
Мраморный алтарь капеллы, который украшают скульптуры ангелов с подсвечниками и Мадонны с младенцем, выполнил скульптор Джованни Пизано.
7
В апсиде находится гробница Энрике Скровеньи, украшенная его мраморной скульптурой.
11
Расписаны фресками не только стены, но и свод капеллы: он подобен синей небесной тверди с золотыми звездами, по которой в десяти медальонах размещаются изображения Христа, Мадонны и пророков. Свод разделен на две части широкой поперечной полосой с орнаментом.
11
Над аркой, отделяющей апсиду, — фреска, где изображен Господь, отправляющий к Деве Марии архангела Гавриила с сообщением о скором рождении Иисуса Христа. Ниже слева, — архангел сообщает эту новость Деве Марии, а справа — Мария внимательно слушает небесного посланника.
Еще ниже — две сцены, рассказывающие о жизни Девы Марии и Иисуса — «Тридцать серебренников» и Посещение Елизаветы. Что означают изображенные в самом низу комнаты со сводчатыми потолками никто не знает.
8
Фрески, созданные Джотто, — это цикл из 34 сцен, написанных в три яруса на северной и южной стенах капеллы. Ярусы, в свою очередь, разделены на квадраты декоративными орнаментальными полосами.
12
11
13
Верхний ярус
В капелле Скровеньи Джотто в систему росписей ввел новые сюжеты, кроме Евангельских. В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей святых Иоакима и Анны.
История Иоакима и Анны
В истории Иоакима и Анны он изображает искренние, благородные чувства простых людей. Эта история показана в шести сценах на самом высоком ярусе справа от арки. Фрески верхнего яруса выполнены на изгибе свода.
Заранее прошу прощения за качество, не всегда можно было выбрать удобный ракурс, перемещение возможно только по полосе шириной два мера в центре. Не всегда на изгибе фресок резкое изображение. Но решила оставить и не очень резкие снимки, без них картина была бы неполной.
10
1.Иоакима изгоняют из храма за бездетность
8
2.Иоаким удаляется в горы к пастухам
6
3.Анна получает от ангела благую весть, что у нее родится ребенок
6
4. Иоаким в горах приносит жертвоприношение, благосклонно принятое богом.
На картине Иоаким и пастух за его спиной, перед ним — благословляющий его ангел. В верхней части картины — небо, место жительства Бога. Его рука над жертвенником — подтверждение принятие жертвы Иоакима.
8
5. Во сне Иоакиму, живущему в изгнании, как и Анне, явился ангел, сообщивший, что скоро у них родится ребенок. После этого обрадованный Иоаким поспешил в Иерусалим. Свидетелями сновидения стали два пастуха.
6. Иоаким, вернувшись в Иерусалим, встретился у Золотых Ворот с женой Анной, которая целует старого супруга. Обратите внимание на загадочную женщину в черном. Это предостережение и напоминание о том, что безоблачных радостей не бывает, и за каждое безоблачное счастье будущее отплачивает горестями.
8
Сцены из жизни Марии
1. Рождение Марии
2. Введение Марии в Храм
7
3. Женихи передают первосвященнику свои жезлы
4. Моление женихов о процветании жезла
6
5. Обручение Марии с Иосифом
8
6. Свадебное шествие Марии.
6
Средний ярус
Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. Действие развивается последовательно, как ряд следующих друг за другом эпизодов одной биографии. На правой стене во втором ярусе Джотто изобразил сцены жизни Христа — события его раннего детства.
1. Рождество Иисуса
9
2. Поклонение волхвов
7
3. Принесение Иисуса в храм
5
4. Бегство в Египет
8
5. Избиение младенцев
7
На левой стене во втором ярусе изображены деяния Христа.
6. Христос среди учителей
8
7. Крещение Христа
7
8. Брак в Кане
7
Сверху - Женихи передают первосвященнику свои жезлы
9. Воскрешение Лазаря
7
Сверху - Моление женихов о процветании жезла
10. Въезд в Иерусалим
7
11. Изгнание торгующих из храма
Нижний ярус
Нижний ряд рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении.
13. Тайная вечеря
8
14. Омовение ног
8
15. Взятие Христа под стражу или «Поцелуй Иуды»
9
16. Христос перед Каиафой
7
17. Бичевание Христа или Осмеяние Христа
8
18. Дорога на Голгофу
5
19. Распятие Христа
7
20. Оплакивание Христа
8
21. Воскресение или «Не прикасайся ко мне!», или Явление Христа Марии Магдалине
7
22. Вознесение Христа
7
23. Сошествие Святого Духа
7
Добродетели и Грехи
Ниже основных сцен изображены аллегорические образы семи добродетелей и семи смертных грехов, сопровождаемые надписями на латыни.
1 из 8
4
«Правосудие»
Техника изображения была впервые применена Джотто, впоследствии она получила название «гризайль».
5
Слева - «Неверие», справа - «Несправедливость».
На западной стене над входной дверью все заканчивается гигантской композицией Страшного суда.
12
Внизу слева Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего Деве Марии уменьшенную капеллу.
10
Особенно впечатляет картина Ада.
9
Посещение капеллы возможно только по предварительной записи, об этом говорится на сайте капеллы. Там же можно и приобрести билеты.