В этот музей можно смело идти даже без подготовки. А для огромного впечатления и культурного шока достаточно всего одного зала. Но я подумал, что небольшая шпаргалка лишней не будет, и из самого-самого (а там все именно такое) выбрал двадцать экспонатов, которые, как мне кажется, нужно видеть обязательно. На музей у меня ушло около шести часов, почти весь световой день. Это был второй день в Неаполе.
4
Археологический музей Неаполя состоит из трех этажей и подвала. В подвале показывают египетскую коллекцию — не самое плохое собрание, но и не лучшее. Главные залы на первом этаже (скульптура), на втором (мозаики, Секретный кабинет), и на третьем (фрески, бронзовые статуи Виллы Папирусов, декоративно-прикладное искусство и предметы быта). Есть еще несколько интересных залов (например, нумизматики) но они часто бывают закрыты. Да и не хватит на них сил после всего.
6
Сначала второй этаж. А конкретно — Секретный кабинет. Это настолько популярное и знаковое место Археологического музея, что туда хотят попасть даже отъявленные ненавистники музеев, и потом еще долго обсуждают, что там у кого видели и какого размера. Содержимое музейных комнат кабинета иногда называют древнеримской порнографией, но по сравнению с тем, что есть в современных секс-шопах, у римлян были незамысловатые игрушки для песочницы. Как раз вот эти посвятительные предметы-органы похожи на формочки для пасочек. Если что-то болело, или не получалось в сексе, то покупали глиняный орган (как на фото) и несли в храм. Боги должны были помочь.
2
Помпейскую «порнографию» археологи находят практически с первых дней раскопок, сначала думали, что это наследие публичных домов, но потом разобрались и ахнули. Эти римляне оказались такими развратниками!!! Почти в каждом доме была какая-то фреска или фресочка с неприличным, а то и откровенно пошлым изображением.
1
И всего за несколько лет раскопок таких неприличеств собрали на целый музейный кабинет. Только в 2000 году (этот факт меня не перестает поражать до сих пор, почему так долго?) Секретный кабинет открыли для всеобщего обозрения. Там есть персонаж, который встречается чаще других. Знакомьтесь, Приап. Римский Бог плодородия. Если увидели здесь лохматого, бородатого мужчину со слегка бешенным взглядом и возбужденным органом — это он. 1. «Приап с кадуцеем».
3
Приапы-лампы. Внутрь заливали масло, в орган просовывали фитиль, подвешивали за кольцо и поджигали. Кстати, одна испанская фирма разработали уличные светильники-столбики. Недолго думая, назвали — Приап.
2
Почти все главные экспонаты поступили в музей из раскопанных древнеримских городов. Факт известный — 24 августа 79 года лава Везувия накрыла Помпеи, Гуркуланум, Стабии. Раскопки начнутся в 1748 году и это событие перевернет представление ученых, а потом и общественности о том, как жили люди в Римской империи.
1
Рядом с Секретным кабинетом — легендарные помпейские мозаики. Будьте предельно осторожны, здесь можно убить не один час, разглядывая картины сложенные из маленьких кусочков цветного стекла. Самый известный экспонат этой части коллекции — огромное мозаичное полотно 2. «Битва при Иссе», или мозаика Александра. На полотне запечатлено эпохальное событие — финал битвы между войсками молодого полководца Александра Македонского и персидского царя Дария Третьего. Здесь показана не просто очередная битва, это исход вечного спора Востока и Запада.
4
По задумке античного художника-летописца войско противника должно выглядеть многочисленней и лучше вооруженным, Дарий выше Македонского, а значит — сильнее. Автор полотна гениально владеет элементами визуальной пропаганды, показывая, как греки победили не столько силой и количеством, сколько ловкостью и идеей. А еще интересно рассматривать лица. По мнению мастера — персам было жутко страшно.
2
А Александру совсем не страшно. Герой.
3
Знаю, что это мозаика, причем, очень и очень старая. Но лошадь мне все равно жалко. И вообще, изобразить с помощью кусочков стекла страдание погибающей лошади, это разве не гениально?
3
Мозаику Александра нашли в Доме Танцующего Фавна. 3.Небольшая бронзовая фигурка озорного Фавна с копной резвых локонов (там еще рожки торчат) и всклоченной бородой из этого дома отлично сохранилась.
3
А таких мозаик-ковриков с изображением собаки было найдено несколько. Похожие можно увидеть сегодня перед входными дверями некоторых помпейских вилл на полу. Самая известная вот эта: 4. «Cave Canem», что переводится очень просто «Бойся собаки». Оказывается, все новое таки хорошо забытое старое и «Осторожно, злая собака» тоже.
4
Римляне настолько овладели мозаичным искусством, что в некоторых домах даже появлялись полы-обманки. Крохотными кусочками смальты выкладывались на полу изображения объедков и разного мусора, которые выглядели, как настоящие. И часто гости, первый раз приходившие в дом, попадались. А как же не обмануться, если они вот такие вещи делали? Одна из самых искусных мозаик ниже, чистая живопись. 5. Мозаика. Петушиные бои.
4
Просто ювелирная работа.
4
Еще несколько любимых. Женщины не в духе!
7
Мужчины в духе!
3
«Дорогой, где наш финалгель? Что-то спину свело»
3
И безумно обворожительный лев. Злой, но с ресничками.
7
После мозаик у меня уже сил не было, пришлось перевести дух и почистить голову в кафе за чашкой чая. К фрескам можно попасть через большой зал в центре которого стоит 6. Атлант Фарнезе — один из титанов, был наказан богами и осужден вечно держать небо на своих плечах. Здесь интересно разыскать некоторые знаки зодиака, за две тысячи лет они дошли до нас в том ж виде. Астрономы отмечают, что античные ученые очень неплохо разбирались в звездах.
5
И снова пропадают слова и ходишь немой в залах с фресками. Сложно не поражаться виртуозности античных мастеров и тому, как хорошо последствия катастрофы законсервировали настенные росписи. Это самое большое собрание античной живописи, которым владеет человечество. Первое время фрески просто вырезали со стен и отправляли в музей.
2
4
3
Эту картину называют Сапфо. Конечно, мы не знаем, кто эта девушка на самом деле, вымышленный ли персонаж, ее назвали Сапфо — в честь известной греческой поэтессы с острова Лесбос. Главная ценность портрета — в качестве исполнения. Не все помпейские фрески одинаково ценны с художественной точки зрения. Некоторые сделаны мастерами средней руки, а некоторые — откровенная халтура. Но про такие, как Сапфо, говорят на парах по истории и печатают в учебниках. Шедевр. 7. Фреска. Сапфо.
8
А вот еще одна девушка, точнее ее фигура. Одна из совершеннейших в коллекции. Мы не видим ее лица, но при этом задержаться здесь можно надолго. Маленькая картинка, камерное изображение — завораживает. Еще один шедевр. 8.Фреска. Флора (Прозерпина).
7
Здесь интересен сюжет. Это очень растиражированная история «Похищение Европы», но действие происходит не в море, как обычно, а на суше. Считается, что это изображение было скопировано с известной греческой картины, которая не сохранилась. Мифологические сюжеты римляне очень любили, судя по их количеству на сохранившихся фресках. Исполнение добротное, но не шедевральное. 9. Похищение Европы.
5
Обидно, что нельзя сфотографировать хорошо, чтобы хоть немножко передать обояние оригинала. 10. Семейный портрет.
5
После фресок будет несколько больших залов с предметами быта. Здесь есть набор хирургических и гинекологических инструментов, некоторые из которых подозрительно похожи на современные. Но больше всего меня поразили стеклянные и бронзовые вещи. 11.Набор бронзовой посуды.
3
А это просто античная сковорода.
3
Римляне прекрасно владели техникой изготовления стекла и довели мастерство до совершенства. До нас дошли несколько удивительных предметов, они сделаны в разных, очень сложных техниках. Например, эта 12. Голубая ваза просто сносит крышу. Сделана в технике двухслойного стекла: на уже готовую форму амфоры из синего стекла, наносили еще один слой стекла белого, когда второй слой застывал, вырезали узоры, фигуры, сюжеты. Сложнейшая работа. Резать такой предмет могли несколько лет. Сюжет вазы — сбор винограда, при чем, делают это маленькие амуры. Фото кривое, конечно.
3
Кстати, чего в музее совсем не ожидаешь — хорошо сохранившихся оконных стекол. Они мутноваты, но это из-за времени. Римляне умели делать прозрачное стекло и стеклили окна. Пришедшим варварам это покажется лишним. Отдельный зал посвящен одной из самых богатых вилл, которую раскопали в Геркулануме. Вилла Папирусов свое название получила из-за найденных здесь папирусных свитков. Также здесь нашли наибольшее количество бронзовых статуй. Вот знаменитые 13. Бегуны.
4
4
14. Отдыхающий Гермес — одна из первых античных бронз, которую откопали почти три столетия назад на Вилле Папирусов.
6
Копии многих скульптур есть в Лос-Анджелесе, на знаменитой Вилле Гетти, которая повторяет Виллу Папирусов. 15. Часть львиного фонтана.
3
Кстати, в этом зале установили копию скульптуры из Секретного кабинета. Подвох в том, что этот экспонат напечатан на 3D-принтере. 3D-принтера, скорее всего у римлян не было. Хотя, как знать, как знать. Помпеи еще не до конца раскопаны, все может быть. 16. Это оригинал. Пан и коза. Нашли на Вилле Папирусов.
4
А это копия. Напечатали на принтере.
2
Первый этаж. Если добросовестно разбираться, удивляться и поражаться всему, что есть на втором и третьем, то здесь сил уже не будет. Но, несколько скульптур из коллекции знатного итальянского рода Фарнезе посмотреть стоит. Именно эта семья контролировала раскопки терм Каракаллы, где обнаружили многие скульптуры. 17. Фарнезский бык. Скульптурная группа считается самой большой из сохранившихся античных. Была найдена Микеланджело, который собирал «быка» по частям и даже лепил заново многие детали. Сюжет жуткий (из греческого мифа) — казнь злой женщины, которую привязывают к быку, чтобы он ее растерзал.
4
18. Геркулес Фарнезский. Из Терм Каракаллы, как и бык. За спиной в руке держит золотые яблоки Гесперид, как намек на недавно совершенный очередной подвиг. Золотые яблоки должны дать ему бесмертие. По одной из версий, эта мраморная римская копия была сделана с культовой греческой статуи авторства любимого художника Александра Македонского Лисиппа.
3
3
Настоящий мужик — весь в шрамах.
2
А это еще одна скульптура с приставкой «самая». Греческие герои, борцы с тиранией и диктатурой. Гармодий и Аристогитон публично совершили нападение на двух диктаторов, оно было не совсем удачным. Но этот подвиг мужчин (которые, кстати, были любовниками) греки запомнили, увековечив в мраморе. Считается, что это была первая скульптура во всей Греции посвященная конкретным людям и поставленная на центральной площади. Мрамор блестит невероятно, как живые. 19. Тираноубийцы. Римских копий этой пары сохранилось несколько, но эта признана лучшей.
2
Считается, что эти герои подсказали Вере Игнатьевне Мухиной идею «Рабочего и колхозницы».
2
Есть у Неаполя и своя знаменитая Венера. 20. Венера Каллипига или (с греческого) Венера с красивыми ягодицами. Какие у нее ягодицы рассмотреть не получилось, этот зал уже был закрыт. Пришлось поверить на слово, сфотографировать издалека и пообещать вернуться.
3
Кажется, в этот день в Неаполе с нашей компанией уже ничего не происходило, мы просто бродили по городу, ели пиццу, пили пиво и обсуждали помпейские вкусы и безудержную тягу жителей Римской империи к роскоши.