Королевский дворец Неаполя

Прежде чем зайти внутрь дворца, познакомимся с его историей. В связи с открытием Королевского дворца-музея на первом этаже мы попали на еще одну, временную, выставку представляющую подборку картин, скульптур, рисунков и гравюр, которые прослеживают историю Королевского дворца от его основания до девятнадцатого века.

4
Королевский дворец Неаполя
5
Королевский дворец Неаполя

Эти предметы в основном поступили из местных музеев — в частности, из музея Сан-Мартино, а также из других государственных и частных коллекций, как итальянских, так и иностранных.

3
Неаполитанская школа. Приезд кардинала Асканио Филомарино во дворец. 17 век.
Неаполитанская школа. "Приезд кардинала Асканио Филомарино во дворец". 17 век.

Выставленные работы естественным образом взаимодействуют с работами, включенными в маршрут посещения Государственных апартаментов, такими как портреты Фердинанда I Обеих Сицилий и Виктора Эммануила III Савойского. В продолжение постоянной экспозиции в Музее истории архитектуры документы, относящиеся к строительным кампаниям. Планы и проекты, представленные на выставке, направлены на то, чтобы предложить хронологию реконструкции нескольких этапов строительства здания. Некоторые из картин иллюстрируют трансформации окружающего дворца городского окружения: Ларго ди Палаццо все еще виден на видах шестнадцатого и семнадцатого веков, например, на знаменитом полотне ван Виттеля из Галереи Италии.

7
Гаспар ван Виттель (1653 -  1736).  Вид на Ларго ди Палаццо в Неаполе. 1706 г.
Гаспар ван Виттель (1653 - 1736). " Вид на Ларго ди Палаццо в Неаполе". 1706 г.

Связь дворца с морем также кардинально меняется между восемнадцатым и девятнадцатым веками, как из-за выпрямления фасада и Висячего сада, задуманного архитектором Гаэтано Дженовезе, так и из-за потери военных сооружений, напрямую связанных с дворцом и стертых из городских планов прошлого века.

4
Фламандская школа. Вид Неаполя с моря. Около 1710 - 1720 гг.
Фламандская школа. "Вид Неаполя с моря". Около 1710 - 1720 гг.

На протяжении веков Королевский дворец определял и формировал городское планирование Неаполя. Сначала это было достигнуто путем закрепления участка в центре власти анжуйской и арагонской эпох (Кастель Нуово); затем путем создания внушительного и престижного сооружения Театро ди Сан-Карло; и, наконец, путем определения развития нынешней Пьяцца дель Плебисцито: настоящего придатка дворца, окруженного двумя дворцами-близнецами и Королевской базиликой Сан-Франческо ди Паола.

5
Аниелло де Алоизио. Закладка первого камня базилики

Сан-Франческо ди Паола. 1816 г.
Аниелло де Алоизио. "Закладка первого камня базилики Сан-Франческо ди Паола". 1816 г.
7
Королевский дворец Неаполя

Еще до радикальной перестройки девятнадцатого века монументальный комплекс был своего рода цитаделью, способной вмещать различные функции двора: от военных функций (особенно со стороны моря) до конюшен и манежа; от театра до производства гобеленов и фарфора; и даже Королевской типографии. Эта множественность функций сегодня отражается в сосуществовании в Королевском дворце множества культурных учреждений, от музея до библиотеки и театра.

4
Королевский дворец Неаполя

Королевский дворец Карла Бурбонского Фердинанда IV. 1734 — 1799 гг.

В 1734 году Карл Бурбонский взошел на престол Неаполитанского королевства, которое наконец стало автономным. В свою очередь, Королевский дворец стал официальной резиденцией суверена, физически присутствовавшего в городе. Для адаптации здания XVII века к его новой функции потребовались значительные работы по реконструкции. Затем дворец был расширен в сторону Кастель-Нуово со строительством так называемого «Нового крыла» и созданием Висячего сада с видом на залив, как изображено на картине Пьетро Фабриса и на представленном здесь виде «лоджий».

5
Пьетро Фабрис (1720 - 1780). Вид на Королевский дворец со стороны Санта-Лючии Вторая половина 18 века.
Пьетро Фабрис (1720 - 1780). "Вид на Королевский дворец со стороны Санта-Лючии" Вторая половина 18 века.

В проекте мощения террасы Висячего сада, выполненном Биазе-Де Леллисом, отчетливо видна бурбонская геральдическая лилия, включенная в дизайн партера. В то же время были построены два новых двора и реорганизованы внутренние помещения. Особое внимание было уделено личным апартаментам короля и королевы, которые были украшены ведущими художниками того времени. Таким образом, дворец был готов принять короля Карла и его супругу Марию Амалию Саксонскую, которые поженились в 1738 году.

4
Микеле Фошини (1711 - 1770). Отречение от престола Карла Бурбона и представление Фердинанда IV. 1759 г.
Микеле Фошини (1711 - 1770). "Отречение от престола Карла Бурбона и представление Фердинанда IV". 1759 г.

В 1759 году Карл Бурбонский был призван на престол Испании и должен был отречься от престола в пользу своего восьмилетнего сына Фердинанда, который унаследовал королевства Неаполя и Сицилии. Это важное историческое событие проиллюстрировано двумя картинами Микеле Фошини, размещенными в Тронном зале и Королевской часовне, где проходили церемонии отречения и присяги.

5
Микеле Фошини (1711 - 1770). Клятва Фердинанда IV в Королевской Часовне. 1760 г.
Микеле Фошини (1711 - 1770). "Клятва Фердинанда IV в Королевской Часовне". 1760 г.
5
Королевский дворец Неаполя

После периода регентства, в 1767 году Фердинанд мог править самостоятельно, а в следующем году он женился на Марии Каролине Австрийской. Королевский зал, который ранее использовался для празднеств и музыкальных комедий (как показано в богато иллюстрированном томе, представленном здесь), был преобразован по этому случаю в Придворный театр архитектором Фердинандо Фугой. Работы по расширению и модернизации Королевского дворца продолжались во время правления Фердинанда IV.Планировка дворца XVIII века представлена ​​на выставке рисунком Луиджи Ванвителли, который спроектировал частичное закрытие арок портика на фасаде для обеспечения большей устойчивости, и картинами Антонио Джоли, которые иллюстрируют городские виды с Королевским дворцом на заднем плане.

3
Антонио Джоли (1700 - 1770). Королевский дворец и Кастель Нуово. 1756 г.
Антонио Джоли (1700 - 1770). "Королевский дворец и Кастель Нуово". 1756 г.
5
Антонио Джоли (1700 - 1770). Кукканья в Ларго ди Палаццо. 1756 - 1758 гг.
Антонио Джоли (1700 - 1770). "Кукканья в Ларго ди Палаццо". 1756 - 1758 гг.

На них изображены, с одной стороны, связь с Кастель Нуово через все еще существующий мост и строящееся тогда Новое крыло, с другой стороны, величественный фасад, обращенный к Ларго ди Палаццо, месту народных празднеств, таких как «кукканья».

Проекты реформ от наполеоновского господства до Реставрации. 1799 — 1837 гг.

Восемнадцатый век подходит к концу в Неаполитанском королевстве с кратким и драматичным опытом Неаполитанской республики. Основанная в январе 1799 года при поддержке французской армии, она была названа кровью первой реставрации Бурбонов всего пять месяцев спустя.

4
Неизвестный французский художник-пейзажист. Вид на Королевский дворец Неаполя. Первое десятилетие 19-го века.
Неизвестный французский художник-пейзажист. "Вид на Королевский дворец Неаполя". Первое десятилетие 19-го века.
4
Саверио делла Гатта (1758 - 1828). Уничтожение Символа Свободы на Ларго ди Палаццо. 1800 г.
Саверио делла Гатта (1758 - 1828). "Уничтожение Символа Свободы на Ларго ди Палаццо". 1800 г.

Символом этого бурного исторического этапа является картина Саверио Делла Гатты «Уничтожение Символа Свободы на Ларго ди Палаццо» (1800). Изображение запечатлело сцену подъема Гиганте с одноименной античной скульптурой и фонтаном, которые позже были перенесены соответственно в Национальный археологический музей и на Виа Партенопе. Планировка южного фасада дворца до радикальной перестройки середины девятнадцатого века хорошо документирована на виде из музея Филанджери, который выделяет крытый коридор, установленный на круглых арках, соединяющий дворец с расположенным ниже арсеналом.

3
 Антонио Доминичи. Королевская лестница со свадебным кортежем принцесс

Марии Терезии ​​и Луизы Марии Амалии Бурбонской. 1790 г.
Антонио Доминичи. "Королевская лестница со свадебным кортежем принцесс Марии Терезии ​​и Луизы Марии Амалии Бурбонской". 1790 г.
3
Элайджа Интергульельми. Свадьба принцесс Марии Терезы

и Луизы Марии Амалии Бурбонской в Королевской часовне. 1790 г.
Элайджа Интергульельми. "Свадьба принцесс Марии Терезы и Луизы Марии Амалии Бурбонской в Королевской часовне". 1790 г.

В течение французского десятилетия (1806–1815) Жозеф Бонапарт, брат Наполеона, и Иоахим Мюрат сменяют друг друга на троне Неаполя. Они продвигают значительные городские вмешательства, проявляя особый интерес к Королевскому дворцу. Иоахим и его жена Каролина Бонапарт, сестра Наполеона, поручают Антонио Никколини обустройство монументального комплекса и окружающей городской территории. Так называемый «Великий проект» тосканского архитектора, который так и не был реализован, проиллюстрирован здесь группой рисунков из музея Сан-Мартино. В частности, для южного фасада Никколини задумал комплекс садов, которые, включая территорию арсенала, соединили бы район Санта-Лючия с пирсом. Чтобы заменить Палаццо Веккьо и как связующий элемент между дворцом и театром Сан-Карло, он спроектировал здание Королевской гвардии с изогнутым фасадом.

3
Луи Николя Лемасль (1788 - 1876). Брак по доверенности принцессы Каролины Бурбонской с Шарлем-Фердинандом д'Артуа, герцогом Беррийским. 1822 г.
Луи Николя Лемасль (1788 - 1876). "Брак по доверенности принцессы Каролины Бурбонской с Шарлем-Фердинандом д'Артуа, герцогом Беррийским". 1822 г.

Планировка внутренних помещений дворца в начале девятнадцатого века задокументирована картиной Луи Лемаля. На ней изображен доверенный брак принцессы Каролины Бурбонской, старшей дочери наследника престола Франциска, с Шарлем-Фердинандом д’Артуа, герцогом Берри. Церемония прошла в Королевской часовне в 1816 году.

Реставрация Гаэтано Дженовезе и конец Королевства Обеих Сицилий. 1837 — 1860 гг.

Во время правления Фердинанда II Бурбона, изображенного здесь художником Джузеппе Марторелли (1844), был инициирован план по сокращению Королевского дворца.

1
Джузеппе Марторелли (1799 - вторая половина 19-го века). Портрет Фердинанда II Бурбонского. 1844 г.
Джузеппе Марторелли (1799 - вторая половина 19-го века). "Портрет Фердинанда II Бурбонского". 1844 г.

Намерение состояло в том, чтобы перестроить сооружение, которое больше не функционировало и все еще характеризовалось архитектурным хаосом предыдущих столетий. Выполнение плана было ускорено необходимостью устранения ущерба, нанесенного пожаром 6 февраля 1837 года. Запечатленный художником Антоном Сминком Питлоо, его катастрофа уничтожила большую часть расширения дворца восемнадцатого века.

2
Антон Сминк Питлоо (1790 - 1837). Пожар Королевского дворца Неаполя в 1837 году. 1837 г.
Антон Сминк Питлоо (1790 - 1837). "Пожар Королевского дворца Неаполя в 1837 году." 1837 г.

В том же году король одобрил проект архитектора Гаэтано Дженовезе, который воспользовался нереализованными предложениями архитекторов, которые работали до него. Большой интерес в этом отношении представляет концепция проекта, проиллюстрированная в представленном здесь плане, приписываемом луганцу Пьетро Бьянки.

Дженовезе снес Палаццо Веккьо, реализовав новый фасад с северной стороны. Он создал условия для освещения Парадной лестницы большими окнами. Это придало лестнице новый неоклассический вид, древний облик которого задокументирован в акварели Дженнаро Алоя.

2
Дженнаро Алоя (1793 - 1868). 2-й полк гренадеров Королевской гвардии. 1855 г.
Дженнаро Алоя (1793 - 1868). "2-й полк гренадеров Королевской гвардии". 1855 г.
2
Дженнаро Алоя (1793 - 1868). Пешая рота телохранителей. 1855 г.
Дженнаро Алоя (1793 - 1868). "Пешая рота телохранителей". 1855 г.

С северной стороны Дженовезе организовал английский сад благодаря вкладу ботаника Фридриха Денхардта. По обе стороны от нового входа он разместил пару Palafrenieri (конюхов), которые позднее были перемещены в Кастель Нуово. На южной стороне были стерты сооружения XVII века, не соответствующие первоначальному проекту Доменико Фонтаны, а фасад был перепроектирован, как показано на акварели Джачинто Джиганте. Перепланировка Висячего сада с использованием первоначальной планировки Бурбонов подтверждается картиной Габриэле Смарджиасси, на которой изображены деревянная пергола и балюстрада, украшенная геральдическими лилиями и инициалами Фердинанда II, позже удалены Савойей.

4
Габриэль Смарджасси (1798 - 1882). Вид на Неаполитанский залив с террасы Королевского дворца. 1846 г.
Габриэль Смарджасси (1798 - 1882). "Вид на Неаполитанский залив с террасы Королевского дворца." 1846 г.

Рисунок и гипсовая модель скульптурной группы с Парфенопой, венчающей Гения Искусств, работы Тито Анджелини документируют элемент проекта Дженовезе, который по финансовым причинам не был тогда реализован.

5
Тито Анджелини (1806 - 1878). Олицетворение Королевства Обеих Сицилий, венчающее гения искусств; на постаменте провинции Королевства отдают дань уважения Бурбонскому гению. 1855 г.
Тито Анджелини (1806 - 1878). "Олицетворение Королевства Обеих Сицилий, венчающее гения искусств; на постаменте провинции Королевства отдают дань уважения Бурбонскому гению". 1855 г.

Фонтан, который служит фоном для центральной части Двора Почета, был завершен только позже путем повторного использования частей древнего фонтана Моло. В эпоху унитарного правления не было зафиксировано никаких существенных архитектурных преобразований. Поэтому можно утверждать, что изменения, осуществленные Гаэтано Дженовезе, по сути, сформировали облик дворца, дошедший до нас.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Королевский дворец Неаполя

Piazza del Plebiscito, 1, 80132 Napoli NA, Италия Подробнее об объекте