Земная копия рая
Земная копия рая
Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в пригороде Палермо, Монреале, широко известен благодаря своим уникальным мозаикам и королевским захоронениям XII века, однако сооружение, примыкающее к южной стороне собора, совершенно незаслуженно обойдено вниманием.
Впервые я здесь побывала в 2013-м. Бенедектинский монастырь, признаюсь, тогда не произвел на меня сильного впечатления. Вероятно, после посещения Duomo di Monreale (Santa Maria Nuova), с его восхитительными мозаиками, я уже не воспринимала с должным благоговением такую …простую, казалось бы, и скромную архитектуру, как в этом монастыре. А вернувшись спустя 5 лет, как завороженная останавливалась у каждого капителя, рассматривая детально, со всех сторон, снова и снова возвращалась к сценам, наиболее поразившим мое воображение, обходя клуатр по кругу — первому, второму, третьему… И с удивлением обнаруживала, что те немногочисленные посетители, оказавшиеся здесь в одно со мной время, в большинстве своем так же, как и я когда-то, не замечают эти удивительные резные шедеврики, как будто спрятанные под сводами арок. Ради которых, на мой взгляд, и стоит посетить это место.
Как и сам собор, прямоугольный двор (клуатр) бенедиктинского монастыря, был воздвигнут по воле одного из самых замечательных правителей средневековья — нормандского короля Сицилии Вильгельма II, именуемого также Добрым.
Для начала — несколько сухих цифр об этом монастыре. Строительство его началось в 1174 году, а спустя 2 года туда уже прибыли первые монахи-бенедиктинцы. Центр монастыря — внутренний двор (клуатр) являет собой идеальный квадрат со стороной 47 метров. Внутрь двора смотрит коллонада в типичном магрибском (арабском) стиле, состоящая из 208 парных колонн, поддерживающих 104 узких стрельчатых арки.
Арабский профиль коллонады объясняется тем, что долгое время — с 888 года и по XI век Сицилией владели мусульмане, прибывшие сюда из стран Магриба (территория, ныне поделенная между Египтом и Марокко) — и настолько насадили свое специфическое видение красоты, что очаровали северные суровые души новых владык Сицилии — норманнов.
Все эти парные колонны, несмотря на одинаковые габариты, имеют индивидуальные черты — выполненные из вулканической лавы Этны, они покрыты резьбой, мозаикой и мраморными инкрустациями. Но самое интересное — это 104 капителя (по одному на каждую пару колонн) — вырезанные из местного пористого известняка (близкородственного римскому травертину и питерскому пудожскому камню), они являют 104 разнообразных сюжета.
Половина сюжетов представляют собой библейские сцены, среди которых Благовещение, притча о богаче и Лазаре, Самсон убивает льва, Самсон в доме блудницы из Газы.
Вторая половина носит мирской характер, показывая сбор урожая, охоту на львов, рыцарские турниры, перемежающиеся фантастическими животными из средневековых бестиариев. Один из капителей изображает и самого короля Вильгельма Доброго, подносящего собор в дар Божьей Матери.
Техника резьбы по камню и искусность мастеров чрезвычайно высоки — тем более для XII века! А стилистические особенности изображений позволяют определить и личности мастеров. Все они — выходцы из Прованса (где сохранились другие работы, стилистически подобные монреальским капителям).
Евангельские сюжеты (их 34) принадлежат Мастеру Миссии Апостолов, уделявшему особое внимание проработке индивидуальных черт лиц и одежд персонажей.
Еще 30 капителей — тех, что представляют бестиарных и апокалиптических животных, изваяны Мастером Посвящения.
Изысканные растительные орнаменты в стиле восточных миниатюр вырезал Мастер Путти (70 капителей).
Орнитологическую часть капителей создал Мастер Орлов (40 капителей).
Оставшиеся 34 капителя произвел на свет единственный из скульпторов, чье имя — Марморариус, сохранила история (его имя вырезано на одной из колонн северного ряда). Как ни странно, работы этого мастера самые невыразительные и примитивные.
Единообразие клуатра нарушает небольшое колонное ограждение с фонтаном в юго-восточном углу. Считается, что фонтан этот запустил непосредственно король Вильгельм Добрый.
Все вместе, учитывая магию числа 104 и 208 (число арок и число колонн), значимую в исламской (!) мистике, наводит на мысль о том, что клуатр — земная копия рая. Но рая ‑ мусульманского (и это-то в бенедиктинском монастыре, возле дворца королей, прославивших себя участием в Крестовых походах и подвигами в Святой Земле!). Что это ‑ стремление сотворить синтез двух аврамических религий — христианства и ислама? Или тоска о потерянном, там, в горючей Палестине, рае?..
А напоследок — то, что написал об этом клуатре тончайший эстет и знаток Рая Земного, Ги де Мопассан:
«Пусть те, кто любит монастырские дворы, пройдутся по двору этого монастыря, и они забудут почти все другие, какие они когда-либо видели…
<…> Чудесный монастырский двор в Монреале наполняет душу таким чувством красоты, что вы охотно остались бы в нём хоть навсегда. Он обширен, образует правильный квадрат, полон тонкого и пленительного изящества; тот, кто его не видел, не способен и представить себе, как может быть гармонична колоннада. Изысканная соразмерность, невероятная стройность этих лёгких колонн, идущих попарно, одна возле другой, причём все они разные — то выложенные мозаикой, то совсем гладкие, то украшенные несравненной по тонкости работы скульптурой или простым узором, вырезанным в камне и обвивающимся вокруг них, как растение, — сначала поражают взгляд, потом чаруют, восхищают и порождают ту эстетическую радость, которую глаза передают душе при виде вещей абсолютного художественного вкуса.
Подобно прелестным четам колонн, капители тоже тончайшей работы и тоже отличны друг от друга. И, что редко бывает, восхищаешься одновременно великолепным эффектом целого и совершенством деталей».
© Елена НИКИТИНА
Также можно совершить виртуальное путешествие в Бенедектинский монастырь Монреале, посмотрев смонтированное мной видео. Здесь вы увидите абсолютно все капители — такими, какими они предстали передо мной.