Капелла (часовня) Торнабуони в церкви Санта Мария Новелла занимает особое место.
Это само по себе место за центральным алтарём, определившее официальное название — Capella Maggiore (т. е. главная капелла). Вот её общий удалённый вид из центрального нефа базилики, о которой я недавно опубликовал отдельный отзыв.
2
Капелла Торнабуони (Cappella Maggiore) в церкви Санта Мария Новелла. Общий вид из центрального нефа
Но «особое место» — это ещё и непростая история. В середине XIV века капелла была расписана фресками Андреа Орканьи, однако по разным причинам к середине XV века они оказались в плохом состоянии, вследствие чего были счищены. Некоторые сохранившиеся фрагменты сейчас выставлены в бывшей трапезной, ставшей частью музея базилики.
Некоторые из тогдашних владельцев капеллы, уполномоченные заниматься её оформлением, предлагали посвятить новую роспись капеллы святому Франциску Ассизскому. С таким предложением не согласились монахи-доминиканцы, построившие церковь Санта Мария Новелла. Тогда права на оформление капеллы были переданы Джованни Торнабуони, предпринимателю и главе банка Медичи в Риме, родному дяде Лоренцо Великолепного. Новый заказчик-финансист (донатор) 1 сентября 1485 года подписал контракт на роспись капеллы сроком на пять лет с художником Доменико Гирландайо (1448–1494).
Чтобы лучше понять, с каким художником был подписан контракт, привожу (из интернета) копию его фрески, написанной на одной из стен Сикстинской капеллы в Ватикане — «Призвание первых апостолов», 1482. Кстати, на переднем плане этой фрески присутствует множество наблюдателей в современных автору одеждах, их лица принадлежат флорентийцам, проживавшим в то время в Риме.
4
Доменико Гирландайо. Призвание первых апостолов. 1482. Фреска на стене Сикстинской капеллы, Ватикан. Из интернета
Приближаясь к центральному алтарю, можно рассмотреть и некоторые росписи капеллы. Здесь, например, лучше всего видна роспись люнета над окнами (к сожалению, более крупного и чёткого изображения у себя не нашёл) — «Коронование богоматери».
3
Капелла Торнабуони. Общий вид с алтарём XIX века
На предыдущем снимке видно, что значительную часть центральной стены капеллы занимает большое окно-витраж. На следующем снимке оно показано более крупно. Витраж создан в 1492 году художником и реставратором Алессандро Аголанти по проекту, как считается, также Доменико Гирландайо. Здесь и в некоторых других местах многие полезные сведения почерпнул с сайта http://vgrigoriev.ru/author/grigova/
На центральном витраже изображены (сверху вниз): чудо Мадонны снега; Обрезание Иисуса; Богородица бросает свой пояс апостолу Фоме. На крайних витражах изображены святые (сверху вниз): слева — Доминик, Иоанн Креститель, апостол Пётр; справа Фома Аквинский, Лаврентий, апостол Павел.
2
Алессандро Аголанти по проекту Доменико Гирландайо. Витражи в центральной стене капеллы Торнабуони, 1492
Фреска Гирландайо из Сикстинской капеллы «Призвание первых апостолов» имела большой резонанс, изображённые на ней флорентийцы восторженно сообщали об этом своим родным и друзьям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и при росписи капеллы Торнабуони художник использовал тот же приём: многие лица на его фресках здесь были узнаваемы современниками, а традиционные религиозные сюжеты на фресках превратились в интересные сюжеты из современной художнику жизни Флоренции, включая тогдашние моды и архитектурные стили.
Чтобы не быть голословным, приведу сначала снимок левого угла капеллы. На фрагменте (слева от окна, внизу) изображён коленопреклонённый мужчина со сложенными на груди руками. Это — не кто иной, как Анджело Торнабуони, заказчик (донатор) оформления этой самой капеллы. Изображение, конечно, так себе, но в интернете не сложно найти вполне приличные репродукции.
3
Далее показан угол капеллы справа от витражного окна. Коленопреклонённая женщина на нижнем фрагменте росписи справа от окна — Франческа Питти, жена Анджело Торнабуони.
3
Конечно, я не современник Гирландайо и едва ли узнаю всех флорентийцев, изображённых им на этих фресках. Хотя некоторых, возможно, и опознаю, как знать… Попробуем всё же посмотреть, что изображено на росписях стен капеллы. Для удобства обозрения привлечём схему, разработанную самой базиликой (я извлёк её из Википедии, https://ru.xcv.wiki/wiki/Tornabuoni ).
1
Структура цикла фресок в капелле Торнабуони. Зелёным цветом обозначены фрески с историями Богородицы; красным – с историями святого Иоанна Крестителя; фиолетовым – эпизоды из житий доминиканских святых (1, 2) и двух покровителей (3, 4); жёлтым - четыре евангелиста (на своде капеллы). Из интернета
Смотрим сначала на левую (западную) стену. Не поместилось изображение целиком — уж простите. Но всё это — эпизоды из жизни пресвятой Богородицы. То, что видим — надо читать согласно схеме, снизу вверх.
4
Фресковая роспись левой стены капеллы Торнабуони. Общий вид
Чтобы удобнее было смотреть — попробовал выделить, выровнять и увеличить фрагменты по ярусам.
Сначала — самый нижний ярус. В его левой половине — сцена «Изгнание Иоакима из храма». (Имеется в виду изгнание из Иерусалимского храма Иоакима, отца Марии, за его якобы бесплодие). Показаны также группы флорентийцев, представляющих население (к сожалению, здесь левая группа обрезана объективом) Они носят современные наряды в отличие от главных библейских персонажей, одетых в обычные «иконографические» одежды. В правой группе второй справа — сам художник, присутствуют также некоторые его родственники.
В правой части нижнего яруса — «Рождество Богородицы» (рождение Марии). На фреске совмещены несколько разновременных событий. Фигуры наверху у лестницы — это произошедшая раньше встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот Иерусалима. Справа — сиюминутная сцена: разрешившаяся родами Анна полулежит на кровати, две женщины держат новорожденную девочку, третья подаёт кувшин с тёплой водой. В центре изображены будущие гости — делегация знатных дам Флоренции, возглавляемая Людовикой, дочерью Джованни Торнабуони (мне, грешным делом, показалось, что она тоже беременна).
1
«Представление в храме» (слева), «Брак Девы Марии» (справа). Средний ряд фресковой росписи левой стены капеллы Торнабуони
На втором ярусе слева — сцена «Представление в храме», полная загадок и недомолвок. Достоверны только обстоятельства, касающиеся юной Марии и её родителей. В центре Мария с книгой поднимается по лестнице Храма к священнику, слева Св. Анна смотрит на неё, а Иоаким указывает на Марию пальцем. Аллегорическая роль других персонажей, включая обнажённого мужчину, сидящего на ступенях, не раскрыта.
В правой части второго яруса — сцена «Брак Девы Марии». В центре — священник, скрепляющий брак между Иосифом и Марией. По бокам — процессии мужчин и женщин. Некоторые из мужчин, не выбранных невестой, демонстративно ломают палки или поднимают кулаки. Видимо, был такой обычай, вот и у Иосифа на правом плече заметна похожая дубинка (на всякий случай, должно быть…).
1
«Изгнание Иоакима из храма» (слева), «Рождество Богородицы» (справа). Нижний ряд фресковой росписи левой стены капеллы Торнабуони
Согласно схеме, к этой же серии относится также фреска № 5, как бы продолжающая второй ряд, но расположенная не на левой стене, а на центральной, рядом с окном. Это — «Благовещение». Её можно увидеть выше на снимке «левого угла» капеллы.
Третий ряд не стал увеличивать и выравнивать — бесполезно, качество совсем хромает… Здесь слева — «Рождество Христово», или Поклонение волхвов. Фреска сильно повреждена, причём в очень важных местах. Справа — «Избиение младенцев». Хаотичность изображения наталкивает на мысль, что рука самого художника едва ли его касалась. Скорее, это дело рук учеников из его мастерской, да и то, что есть, оставляет впечатление недоделанности — многие детали просто не прописаны.
В большом люнете над третьим рядом — фреска «Смерть и Успение Богородицы». У меня этого изображения нет совсем.
Дальше идёт сборная картина большей части изображений правой стены с общей темой «Сцены из жития Иоанна Крестителя». К сожалению, правая сторона нижних рядов изображений существенно урезана из-за того, что они не вошли целиком в объектив. По этой причине, а также из-за недостаточной резкости я не стал делать здесь детальные распечатки. Но всё-таки приведу некоторые комментарии, опираясь на сведения из Википедии.
3
Фресковая роспись правой стены капеллы Торнабуони. Общий вид
Нижний ряд справа — «Явление ангела святому Захарии в храме». К Захарии, находящемуся у алтаря в храме, внезапно приближается архангел Гавриил, чтобы сообщить ему о рождении сына. Очень жаль, что эта картина сильно урезана справа, т. к. это вообще одна из лучших фресок серии. Поэтому я всё же даю эту фреску полностью, хвала интернету https://ru.xcv.wiki/wiki/Tornabuoni_Chapel
В «отрезанной» у меня группе мужчин справа я снова увидел знакомое лицо художника Гирландайо. Остальное «мужское население» этой фрески, как пишут — все сплошь представители флорентийской знати. Они разбиты на несколько групп, и я обратил внимание, что у каждой группы головные уборы отличаются от других. Например, у группы слева внизу — явно академические шапочки, а второй справа в этой группе — Анджело Амброджини по прозвищу Полициано, постоянный член Платоновской академии при Лоренцо Великолепном, к тому же — один из наставников юного Микеланджело Буонарроти.
2
Нижний правый фрагмент фресковой росписи правой стены капеллы Торнабуони. Из интернета
Сцена слева в нижнем ряду изображает встречу Марии с престарелой Елизаветой, женой Иоакима и матерью Иоанна Крестителя. Группа справа от Елизаветы включает портреты современниц художника, и первая из них, изображённая в профиль — Джованна дельи Альбицци, жена Лоренцо, сына Джованни Торнабуони. Город на заднем плане фантастический, но многие детали, например колокольня Санта-Мария-Новелла, вполне реальны. Считается, что все невероятные сочетания элементов этой картины (пейзаж, город, животные, портреты) выполнены в соответствии с контрактом Торнабуони с Гирландайо.
Во втором ряду справа — сцена «Рождение Иоанна Крестителя». На кровати Елизавета, мать Иоанна. Из трёх женщин, навещающих Елизавету, последняя (самая старшая), как полагают — Лукреция, сестра Джованни Торнабуони и мать Лоренцо Великолепного. Но что ещё примечательно — первой в этой троице выступает молодая женщина, опознать которую можно, если вспомнить портрет Джованны Торнабуони, написанный Гирландайо тогда же, в 1488 году. Вот этот портрет (из Википедии)
3
Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Торнабуони, 1488. Из Википедии
В целом вся сцена «Рождение Иоанна Крестителя» как бы перекликается с аналогичной сценой «Рождество Богородицы» на левой стене.
Сцена «Захария записывает имя Иоанна» (во втором ряду слева) изображает момент, когда уже немой Захария пишет имя своего сына на листе бумаги. Захария сидит и смотрит на сына, которого держит на руках Елизавета.
Фактически продолжением второго ряда (№ 5 по схеме) является фреска «Святой Иоанн в пустыне», расположенная на центральной стене справа от витражного окна. На фреске изображён Иоанн, в юности блуждавший по пустыне (хотя здесь на заднем плане видим и корабли, и море, и город — ничего себе пустыня!). Фреску можно видеть выше на снимке «правого угла» капеллы. В некоторых публикациях авторство этой фрески приписывают Филиппино Липпи, который тогда работал над оформлением капеллы Филиппо Строцци в этой же церкви.
Далее на правой стене, в третьем ряду справа изображена сцена «Иоанн проповедует в пустыне», в которой Иоанн Креститель в верблюжьих шкурах, проповедуя перед толпой слушателей, указывает на крест. Слева по тропинке к нему приближается Иисус.
В третьем ряду слева — сцена «Крещение Христа», показывающая Иоанна Крестителя во время исполнения им обряда крещения Христа.
Общее для третьего ряда: многие фигуры здесь недостаточно проработаны, вероятно, ими занимался не сам художник, а его помощники и ученики из мастерской.
В большом люнете над всеми изображениями правой стены показана сцена «Пир Ирода», её немного видно на одном из следующих снимков. Ключевые моменты: на переднем плане Саломея исполняет свой танец, в то время как слуга слева передаёт Ироду голову Иоанна на подносе.
Подводя некоторые итоги живописного оформления капеллы Торнабуони, приходится признать, что Антонио Гирландайо тщательно выполнил фрески нижних рядов, особенно их ключевых фигур, но вышерасположенные фрески и второстепенные фигуры нижних рядов выполнялись по его рисункам и эскизам, но не им самим.
На плакатах базилики написано: «Cappella Maggiore. Antonio Ghirlandaio e bottega, 1485–90», то есть, говоря по-русски, Антонио Гирландайо с учениками и помощниками (его мастерской). В числе помощников были братья Давид и Бенедетто Гирландайо, его зять Себастьяно Майнарди, а среди учеников — 13-летний Микеланджело Буонарроти, который, правда, учился в этой мастерской всего год (1488–1489) и прямого участия в росписи капеллы не принимал.
Относительно роли Микеланджело в росписи капеллы Торнабуони полагаюсь на фактографические знания и безукоризненное чутьё Ирвинга Стоуна, автора известного романа «Муки и радости». Вот как он описывает один из выходов Микеланджело «на объект» (даю с большими сокращениями).
«Микеланджело стоял на помосте, держа в руках ведро с водой, и прямо перед летающей кистью Гирландайо обрызгивал штукатурку, чтобы она оставалась влажной <…> Он смотрел, как кипит и спорится работа у Гирландайо — сейчас художник писал девушку с корзиной цветов на голове, в модном в ту пору раздувающемся платье < …>. Рядом с Микеланджело стоял Майнарди, он писал двух пожилых степенных тётушек из семейства Торнабуони, пришедших к постели Елизаветы.
Граначчи трудился над изображением служанки на втором плане <…> Фигуру самой Елизаветы, откинувшейся на пышную резную спинку деревянной кровати, писал Давид <…> Работа над фреской достигла разгара, когда Гирландайо, которому помогал Майнарди, начал писать юную и прелестную Джованну Торнабуони <…> Вся композиция потребовала пяти дней напряжённого труда.
Писать красками не позволяли одному только Микеланджело».
Думаю, читатель без труда определит, к какой из описанных выше сцен относится это описание. Заодно — каков реальный вклад учителя (не считая его подготовительных рисунков и картонов), его помощников и учеников в роспись всех 580 кв. метров стен и сводов капеллы.
Должен отметить ещё одну особенность росписей капеллы. Их возраст более пяти веков, но до сих пор держат они и прочность, и цвет. Этот факт подчёркивает, насколько разносторонен был талант Доменико Гирландайо — не только как художника (в основном портретиста), но и как технолога фресковой живописи. Ведь сколько других, не менее даровитых художников, спотыкались именно на технологии создания фресок, и их творения (точнее — то, что от них осталось) сейчас можно увидеть разве что в музее базилики. Справедливости ради отметим, что фрески капеллы Торнабуони тоже реставрировались. Известно, что в XVIII в. их восстановлением занимался художник и реставратор Агостино Верачини (1689–1762).
А Микеланджело — он ушёл от Гирландайо не потому, что «не сошлись», а потому, что страсть к оживлению камня, от которого нужно только «отсечь лишнее», призвание скульптора — победили тогда в нём незаурядного художника и рисовальщика, которого сам Гирландайо уже тогда ставил выше себя. Но уроки фресковой живописи, полученные им от Гирландайо в той же капелле Торнабуони, не пропадут, спустя годы Микеланджело сполна применит их при росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.
По центру капеллы, за алтарём, стоит вот такая деревянная штука. Я никак не мог понять, что же это такое, пока не нашёл объяснение на одном из сайтов, посвящённых капелле Торнабуони. Всё оказалось просто. Большая кафедра в центре, называемая «бадалоне», была завершена в 1615 г. Кафедру церкви подарил Томмазо ди Мессер. Правда, где её можно использовать по назначению, я так и не понял. Во всяком случае, считать её одним из атрибутов капеллы Торнабуони, думаю, не совсем правильно и, возможно, более уместно было бы установить её где-нибудь в другом месте той же церкви.
Большая кафедра «бадалоне», 1615
А с настоящим алтарём Торнабуони произошла довольно интересная история. Его создание не было ограничено жёсткими сроками контракта от 1 сентября 1485 года и было предусмотрено, по взаимной договорённости, после окончания основной росписи капеллы. Алтарь капеллы Торнабуони работы Гирландайо и его мастерской (e bottega) фактически и был начат после окончания основной росписи в 1490 г.
Идея алтаря, эскизы его отдельных панелей и некоторые живописные работы были выполнены самим художником. К сожалению, работа Доменико Гирландайо над алтарём была прервана его внезапной смертью в январе 1494 года. Работу продолжили его помощники и ученики, и алтарь в целом был закончен в 1498 году.
Далее описание несуществующего ныне алтаря Торнабуони образца 1490—1498 гг. привожу по данным Pala Tornabuoni — Wikipedia
Алтарь Торнабуони был двусторонним. Лицевая сторона была обращена к верующим в центральном нефе, тыльная — к монахам-бенедиктинцам, заполнявшим хоры часовни. С каждой стороны имелась большая центральная панель, окружённая вертикальными панелями с изображениями святых. Все картины были написаны «темперой на панели». Все панели имеют внушительную высоту — 221 см.
На центральной панели лицевой стороны — изображение «Мадонна в славе среди святых». В нижней части изображения находятся четыре святых. Слева святой Доминик Гусман (сидит), основатель ордена, держащий открытую книгу и указывающий на правление монахов, и Святой Михаил Архангел (стоит). Справа Иоанн Креститель (стоит), небесный покровитель тогдашнего владельца часовни, и Иоанн Богослов (сидит).
2
«Мадонна в славе среди святых». Центральная лицевая панель первоначального алтаря Торнабуони. Domenico Ghirlandaio e bottega, 1490-98. Из Википедии
На центральной панели тыловой грани — картина «Воскресение» с изображением только что воскресшего Христа.
2
«Воскресение». Центральная тыльная панель первоначального алтаря Торнабуони. Domenico Ghirlandaio e bottega, 1490-98. Из Википедии
Алтарь Торнабуони первоначально был установлен в центре главной часовни и не препятствовал обзору росписей на её стенах. Однако в 1804 г. алтарь Торнабуони был разобран и отправлен на рынок антиквариата, после чего по частям оказался в разных музеях. «Мадонна в славе» сейчас находится в Пинакотеке Мюнхена, «Воскресение» — в Джемельдегалери, Берлин. Из шести панелей с изображениями святых до наших дней дошли четыре: две в Мюнхене, одна в Будапеште, одна в ведении фонда Маньяни Рокка, провинция Парма, Италия.
Современный мраморный алтарь был разработан Энрико Ромоли, руководившим реставрацией в базилике в 1861 г. В отличие от предыдущего, новый алтарь был установлен на передней линии часовни, в наилучшем месте для рассмотрения фресок капеллы. Так что сейчас этой «идеальной точки» не существует (как-то не подумали тогда о нас. несчастных…), и фотографировать фрески капеллы весьма затруднительно.
Современная версия алтаря должна привлекать уже тем, что на ней присутствует макет купола Брунеллески на флорентийском Дуомо.
1
1
Бронзовое распятие на алтаре выполнено, предположительно, Джамболонья. Оно было подарено базилике при строительстве существующей версии алтаря Академией изящных искусств Флоренции.
1
Вот такое неоднозначное получилось путешествие в глубь времён по часовне Торнабуони (Cappella Maggiore) флорентийского храма Санта Мария Новелла.
Спасибо тем, кто сумел в традиционных религиозных сюжетах создать образы Флоренции и её жителей XV века. Спасибо тем, кто эти образы сохранил и бережно донёс до нас через пять с лишним веков.