Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Во Флоренции мы с женой были в августе 2018 года, и было это наше второе посещение родины итальянского Возрождения. В отличие от первого раза, у нас не было гида, и мы были предоставлены сами себе.

И вот 22 августа, насытившись с утра городом, рекой Арно и мостами, решили навестить церковь Санта Мария Новелла, примечательную уже тем, что и расположенный рядом центральный железнодорожный вокзал Флоренции называется так же. Больше про этот объект на тот момент не знали практически ничего. Ну разве только читали, что Микеланджело ещё в совсем юные годы имел какое-то отношение к росписи этой церкви.

Чтобы и читатель не начинал «с нуля», привожу схему самой церкви и примыкающих к ней и имеющих к ней прямое отношение помещений и двориков, которые сейчас образуют музейное пространство церкви. Схему добыл в интернете (свободный доступ). Собственно, точно такая же есть и в самом музее, но там почему-то на схеме не обозначены буквами подразделения музея.

Санта Мария Новелла, общая схема. Из интернета.
Санта Мария Новелла, общая схема. Из интернета.

Станционная площадь (Piazza della Stazione) на этой схеме расположена сверху (т.е на севере), справа проходит городская улица Via degli Avelli, а внизу от базилики (южнее неё) расположена площадь, которая так и называется — Piazza di Santa Maria Novella. Вот с этой площади и сделал фото фасада базилики — утром, когда ещё было ясное небо и светило солнце.

1
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Мраморный обелиск перед церковью — один из двух памятных знаков, установленных по концам площади овальной формы, на которой по велению великого герцога тосканского Козимо I с середины XVI до середины XIX века проводились скачки и другие состязания. Сначала это были деревянные пирамиды, но в XVII в. их заменили мраморными обелисками по проекту Джованни да Болонья.

В названии церкви слово Новелла обозначает «Новая», т. к. до её создания здесь находилась другая церковь, точнее — доминиканская молельня IX века Санта Мария делле Винье. В середине XIII века монахи доминиканского ордена решили построить здесь новую церковь, и в 1246 году строительство началось. В 1279 г. были закончены нефы, около 1360 г. Фра Якопо Таленти завершил постройку колокольни высотой 63 м в романско-готическом стиле. В 1420 году церковь была освящена.

Ввиду того, что церковь строилась почти полтора века, в её облике просматривается смесь стилей — от романского до кватроченто. В целом, однако, считается, что здание церкви выполнено в «тосканском готическом» стиле. Чего ей долго не хватало (даже после освящения) — так это современного, гармоничного и красивого фасада.

Перестройка фасада церкви была предпринята в 1456–1470 годах архитектором Леоном Баттистой Альберти по заказу Джованни ди Паоло Ручеллаи, местного торговца и банкира. Вот этот фасад мы сейчас и наблюдаем. Вверху на фризе можно прочитать затейливую надпись на латыни, которая в кратком переводе на русский означает благодарение Ручеллаи.

Церковь в плане имеет форму латинского креста с длинной «ножкой» — базиликой и короткими лепестками (апсидой и трансептами), образующими крест. Общий зал един, но архитектурно-инженерные решения продиктовали необходимость установки внутри двух рядов опирающихся на колонны аркад, за счёт которых общий зал поделён на три нефа, а здание стало базиликой. Считается, что длина базилики составляет около 100 метров.

Справа от базилики — открытое трапециевидное пространство, отгороженное от городской суеты красивой оградой. Здесь расположено старое церковное кладбище, на котором похоронены представители знатных флорентийских семей, а также знаменитый художник флорентийского Возрождения — Доменико Гирландайо (1448–1494), фрески которого украшают стены Сикстинской капеллы в Риме и одну из капелл вот этой самой церкви — Санта Мария Новелла.

Внутри базилики имеется несколько полузамкнутых помещений — капелл (часовен). Их можно увидеть на схеме, но о них отдельный сказ. Вдоль правого и левого нефов базилики, в простенках аркад, установлены алтари. Украшающие их алтарные образы представлены картинами — иногда в соответствии с темой, обозначенной в названии алтаря, а иногда и нет. Все алтари одинаково оформлены, но некоторые не имеют собственно алтарной (выступающей) части. В состав каждого алтаря включают также небольшие скульптурные группы, изображения, захоронения и т. п., расположенные в том же простенке аркады. Рядом с каждым алтарём расположена его схема с указанием каждого экспоната, его наименования и автора.

Сначала обследуем южную, противоположную главному алтарю часть базилики (на схеме она внизу), Тёмный дверной проём впереди, в конце зала — это закрытый сейчас главный вход в базилику со стороны площади Санта Мария Новелла. Над дверью — окно-роза, хорошо заметное с площади, однако только изнутри видно, что это многоцветный витраж.

2
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Общее впечатление: свободно, много воздуха и достаточно светло. Высокие строгие готические своды — и вполне ренессансные колонны с полосчатыми аркадами, с круглыми окнами в их верхней части. И всё это великолепие ещё свободно от пышного украшательства более позднего барокко. Чувствуется, что это не только действующая церковь, но ещё и картинная галерея, и своеобразный музей. Вероятно, такой стиль и называют «тосканской готикой».

Вход в базилику (по стрелочке на схеме) — справа, через старое кладбище. Вошли через дверь в восточной стене. Но вообще-то на предыдущем снимке видим в основном заднюю часть правого (если встать лицом к алтарю) нефа.

Попробуем взглянуть на экспонаты базилики поближе. Например, на эти полотна (или фрагменты фресок?), свободно стоящие у стены правого нефа.

1
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

У меня такое впечатление, что их надо бы отреставрировать, но тогда зачем они здесь выставлены? Попробую перевести некоторые пояснения с таблички, установленной рядом. Слева — портрет святого Фомы Аквинского работы Стефано ди Рокко, более известного как Стефано Фиорентино, упоминающийся во Флоренции между вторым и пятым десятилетиями XIV века.

В центре — полотна (примерно 1345 года) художника Андреа ди Чоне, более известного как Орканья (Флоренция, 1310–1368). Вверху картина «Храмовая охота» (это буквальный перевод, но более известное название картины — «Изгнание Св. Иоакима из храма»). Внизу картина «Встреча в порту Ауреа» (так перевелось с итальянского — насколько близко к оригиналу, не могу сказать, но, мне кажется, более точное название картины - "Встреча у Золотых ворот <Иерусалима>", как переводится с английского варианта).

Справа — фрагмент фрески «Святой Бенедикт с житием» работы Нардо ди Чоне, 1355–1360.

Общее у всех фрагментов: эти фрески (или полотна в стиле фрески) были отделены от стен за третьим алтарём правого нефа (левый и центральный фрагменты) или за шестым алтарём левого нефа (правый фрагмент) в 1858 году и с тех пор находятся в депозитарии самой базилики (левый и правый фрагменты) или в музее собора Сан Марко (центральные фрагменты).

Из имеющейся информации понял, что эти фрагменты были собраны воедино и экспонировались в главном зале базилики в августе 2018 г. временно. Были ли они там в дальнейшем — не знаю.

И ещё, насколько я понял, общий зал базилики приобрёл современный вид примерно в середине XIX века. До этого его стены были украшены фресками, которые со временем стали выцветать и осыпаться, в связи с чем и было изменено оформление зала. При этом устройство алтарей (с картинами в рамах на шарнирах) позволяет при необходимости открывать стену за ними, благодаря чему некоторые фрески за алтарями сохранились, и их периодически, в определённые дни и часы, показывают посетителям. Я даже видел подобные надписи с расписанием показа скрытых за алтарными образами фресок. Возможно, и названия некоторых алтарей навеяны фресками за ними? К сожалению, при нашем посещении базилики все фрески за алтарями были скрыты, поэтому мы могли рассматривать только те, что были выставлены в зале.

Сразу справа от описанных выше фрагментов фресок расположен алтарь святого Михаила Архангела и святого Якопо. Картина «Рождение Иисуса», автор Джованни Батиста Нальдини, 1573. Где здесь Михаил Архангел или святой Якопо — не знаю, не выяснял.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Следующего алтарного образа — картины «Мученичество Св. Лаврентия» — у меня нет. Но вот слева от него просматривается некое захоронение в стене, и его фото в моём архиве отыскалось. Насколько могу понять, памятник посвящён жене (alla consorte означает «супруге») Ипполито Вентури — Марии Анне Тестард, почившей 9 декабря 1809 года в возрасте 59 лет. Сам Ипполито Вентури был последним наследником богатой семьи землевладельцев, членом высшего совещательного органа Тосканы. Его захоронение расположено справа от алтарного образа, но у меня нет его фото. Оба памятника созданы Стефано Риччи в 1817 году.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Посмотрим теперь, что есть на противоположной главному алтарю торцевой стене зала — контрфасаде (в документах базилики она называется «Внутренняя сторона фасада»). К сожалению, не сфотографировал крупнее картину в люнете над дверью. А зря. Это, по информации самой базилики, картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» (1475), примечательная тем, что на ней изображены портреты членов семьи Медичи.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Слева от двери в торце зала — картина «Благовещение» Санти ди Тито, 1592.

1
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Справа также «Благовещение». Точная дата его написания неизвестна, но создатель картины Пьетро ди Миниато жил в 1366—1450 гг., т. е. эта картина была создана примерно за полтора века до предыдущей, что не могло не отразиться на их стилистике.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Взглянем далее, что есть в конце левого нефа (на снимке он справа) главного зала базилики.

1
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

В конце нефа — алтарь «Крещение Иисуса». Правда, алтарный образ — картина Санти ди Тито называется «Воскрешение Лазаря» (1576).

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Рядом с алтарём вывешено наименование фрески за алтарём (не буду пересказывать) и расписание, когда она открыта: первое воскресенье каждого месяца и два предшествующих дня. Такие плакаты есть у многих алтарей, но не у всех.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Справа от алтаря «Крещение Иисуса» заметен чёрный саркофаг — это захоронение Антонио Строцци, 1524.

Ещё правее, уже за кафедрой, чуть заметен краешек другого алтарного образа. Это алтарь Святого Антония. Но картина называется «Иисус у колодца с самаритянкой», работа Алессандро Аллори, 1575.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Слева от алтаря ещё одна благая весть — «Благовещение» от Нери ди Биччи, 1455.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Следующей в левом нефе, ближе к алтарю должна быть знаменитая «Троица» Мазаччо, но её на моих снимках нет. Едва ли пропустил эту фреску «случайно», более вероятно, что на ней вели какие-то работы и она была просто закрыта. Без «Троицы» художественное наполнение базилики Санта Мария Новелла сильно теряет. Поэтому вынужден привести здесь изображение фрески по общедоступной публикации из интернета.

Между тем «Троица», написанная Томмазо Гвиди (Мазаччо) в 1425–26 гг., замечательна уже тем, что в ней художник впервые применил законы линей ной перспективы, что и отражено на упомянутой копии из интернета.

«Троица» Мазаччо. Из интернета
«Троица» Мазаччо. Из интернета

Продолжим, однако, ознакомление с общим залом базилики. Вот его общий вид в направлении главного алтаря. Кстати, в одном из пролётов между колонн заметна ширма, возведённая, предположительно, вокруг одного из алтарей.

2
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Слева в просвете колонн видна картина. Это «Воскрешение Христа со святыми Козьмой, Дамианом, Иоанном Крестителем и Андреем». Джорджо Вазари, 1568. Но вот какая странность с этой картиной. Лист с видимым изображением как бы наложен на исходную основу, вставленную в раму. Какое из них подлинное — можно только гадать.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Приближаясь к главному алтарю, можем более внимательно рассмотреть распятие, расположенное почти посередине зала. Это деревянное распятие было выполнено Джотто ди Бондоне (1267–1337), классиком раннего итальянского Возрождения. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан специально для церкви Санта-Мария-Новелла между 1290 и 1300 годами (точнее даты того периода определялись редко).

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

На этом же снимке слева видим ещё один алтарный образ. Точнее, это место именуется «Алтарь святого Гиацинта», и картина Алессандро Аллори имеет подобающее название: «Проповедь святого Гиацинта», 1596.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

На следующем снимке главный алтарь базилики ещё ближе, отсюда уже отчётливо видны и капелла Торнабуони за алтарём, и расположенные слева от неё, в левом трансепте, капеллы Гадди и Гонди. Но этих капелл, как и ещё многого в Санта Мария Новелла, мы коснёмся в других публикациях.

2
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

А сейчас вспомним, что осталась неохваченной ближняя к главному алтарю часть правого нефа, общий вид которой я не удосужился заснять. Пройдём её в направлении от главного алтаря ко входу в базилику, через который мы вошли.

Первый здесь — Алтарь св. Раймонда Пенафорта, который украшает алтарный образ — картина Якопо Лигоцци «Св. Раймонд из Пенафорта воскрешает дитя», 1620—1623 гг.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Слева от алтаря находится мраморный памятник епископу Пистойи и Кортоны, дипломату Джованни Баттиста Рикасоли, 1592–1595. Авторство памятника приписывают Ромоло ди Таддо да Фьезоле.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Справа от алтаря установлено деревянное распятие, работы предположительно немецкого мастера 1320—1340 гг.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Далее следует алтарь Воскрешения Св. Лазаря. Алтарный образ представлен картиной «Проповедь св. Винченцо Феррера», написанной в 1573—1574 гг. Якопо Коппи по прозвищу иль Меглио.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Справа от алтарного образа расположена интересная скульптурная группа, изображающая Деву Марию с младенцем и святого Доминика. Традиция католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария — распространённой молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии с младенцем. Легенда древняя, а представляющая её итальянская скульптура датируется 1938 годом.

1
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Следующий алтарь правого нефа посвящён архиепископу Св. Томасу Кентерберийскому. Его алтарный образ представлен картиной «Снятие с Креста», написанной Джованни Баттиста Нальдини в 1572 г.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Неудивительно, что рядом с этим алтарём находятся захоронения родственников архиепископа Кентерберийского. Слева от алтаря находится созданное Сильвио Козини в 1530 г. захоронение Томаса Минербетти и, возможно, его сына Франческо Минербетти да Медичи, архиепископа Сассари.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Справа находится захоронение Руджеро Минербетти. Памятник создан, предположительно, также Сильвио Козини в 1528—1530 гг.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

В церкви находились сотни захоронений, каждое с надгробным камнем. В 1857—1861 гг. в рамках реставрации церкви надгробия были удалены. Повторно были использованы и вмонтированы в новый мраморный пол только те плиты надгробий, которые имели наиболее важные геральдические символы, вот как эти, например. Плиты расположены в два ряда вдоль скамей для верующих.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Так-с, алтари обошли почти все. А где же орган, который в католических храмах устанавливают обычно в центральном нефе напротив главного алтаря? А вот нет его здесь. Единственное, что напоминает о недостаче — это вот такой «кабинетный» орган, который увидели рядом с выходом из базилики на запад, к зелёному дворику. Говорят, однако, что это алтарь Св. Екатерины Сиенской в виде такого деревянного табернакля с пристроенным к нему позднее органом. Возможно.

Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

И в конце этой части, посвящённой самой базилике, покажу кусочек её малого клуатра, опоясывающего зелёный дворик. Это уже территория музея церкви Санта Мария Новелла, о котором рассказ впереди.

1
Базилика Санта-Мария-Новелла, Флоренция

Надеюсь, что мой длинный обзор всего, что увидели в общем зале базилики, с краткими описаниями и неважными фотографиями, будет всё же полезен будущим путешественникам, помогая им сориентироваться и сосредоточиться на том, что интересно именно им.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Церковь Санта-Мария-Новелла

Piazza di Santa Maria Novella, 18, Флоренция Подробнее об объекте