Следующей ночью, точнее утром, мы опять у себя. В смысле, на площади Микеланжело. Солнце взошло и позолотило ручку вершины гор, и запели птицы в кронах пиний, и начался новый прекрасный день.
Прибываем как раз вовремя. Нас ждали и место держали, но хорошее место пустым не бывает. Вокруг одинокой статуи Давида (почему не Микеланжело?) в центре происходило броуновское движение. Десятки машин обустраивали себе гнездышко на весь предстоящий день.
Сама площадь в сей ранний час свежа и чиста, как после душа, и посыпана марципаном (или показалось). Торговцы сувенирами не успели еще развернуть африканские коврики со слониками и затянуть свои туземные песни про тяжкую долю на чужбине.
У нас с собой бутылка воды, что лучше, таскать с собой или выпить сейчас, вечный вопрос, который задавали себе еще герои Шекспира.
С другой стороны, не откладывай на завтра, что можешь выпить сегодня. Народная мудрость работает, что бы про нее не говорили.
Медленно потягивая прохладную жидкость, созерцаем раскинувшийся внизу город, и сравниваем впечатления со вчерашним днем.
Сегодня мы уже не те, что вчера. Мысли-скакуны успокоились, штормы утихли, мы готовы к восприятию следующих блюд из великолепного флорентийского меню. Гарсон, вина!
Утром вид на город не такой загадочный, стали заметны ненужные детали, скрытые под вечерним гримом. Считаем значит своим ноухау начинать знакомство с Флоренцией вечером. Хотя, экскурсионные автобусные группы могут иметь свое мнение на этот счет.
Заповедной тропой пробираемся к ручью реке. Утренний воздух прозрачен и свеж, а сосновый запах вызывает здоровый аппетит.
Дело в том, что после утренней чабаты с прошутто крудо и кофе остались только приятные воспоминания.
Дойдя до набережной, сворачиваем в узкую улицу, чтобы разнообразить путь, а то и раствориться в городском ритме изнутри.
Прелесть, до чего колоритны эти итальянские улочки, зеленые ставни, белье на веревках. Будь мы в Неаполе, не обошлось бы без громких криков Марио!, а то и швыряния мебелью из окна.
Гулкие наши шаги не потревожат тех, кто уже на ногах в это раннее утро. Владельцы кафе и магазинов, развозчики пиццы и мацареллы с утра пораньше стараются угадать желания жителей и капризных гостей.
1
Вчера проходя мимо колокольни Джото, кончиками пальцев дотянулись, коснулись и почувствовали тепло. Надеемся, тепло еще сохранилось, и его хватит на сегодняшний день. Кто знает, может повезет обняться с прекрасной кампанилой.
Это про нее сказал император Карл Пятый, что такую драгоценность следует держать взаперти и доставать по большим праздникам. Ну вот прямо с языка снял хорошую фразу, негодник.
Дуомо, как леденец из трех сортов мрамора, цвета зелено-красно-белого итальянского флага. Рядом немноголюдно, одни китайские туристы озабочены билетами в собор.
Другие уже с билетами пытаются объяснить нам, где они их купили, хотя мы не спрашивали. По нашим расширенным глазам наверное поняли. Спасибо, но мы еще не решили, куда сначала, в собор или на кампанилу.
На входе нарисована стрелка «ту тикетс», идем по стрелке вокруг гигантского сооружения, нигде никаких билетов. Зато хорошо видны наружные апсиды и нефы, про которые много говорили и писали аудиогид и путеводитель.
Замыкая круг, упираемся в кампанилу Джотто, никакой очереди рядом. Поскольку у нас несовместимость с очередями, это хороший знак. На стене предупреждение большими буквами, четыреста четырнадцать ступеней, лифта нет.
Тогда непонятно, кто кому должен платить десять евро. По логике, награды больше заслуживают те, кто дойдет до вершины.
Не будем искать логики там, где ее изначально нет, пробежимся лучше две сотни метров по вертикали туда-обратно за свои деньги. А поскольку в это время лестница еще свободна, то ранние пташки получают жирные крошки.
1
Если встретим кого-нибудь на своем пути, будем защищать себя, толкаясь животами в узком темном проходе. Мы за свою кондицию спокойны, но толстяками здесь не место, предупреждаем сразу.
Вот она вершина, в центре подвешен огромный колокол, по периметру каменные скамейки, на них сидят и тяжело дышат не рассчитавшие силы бегуны. Знают они или нет, но это всего лишь промежуточный финиш. Если поискать, в неприметном закутке есть дверь, за которой неожиданное продолжение банкета лестницы наверх.
Жаждем прийти первыми и на отдыхая, бросаемся на штурм следующего уровня. Мы энергичны и бодры, прыгаем через две ступеньки, видим финишную ленточку. А наверху нас ждет «несподянка», там уже полно японцев. Почему они оказались бодрее нас, и что у них за таблетки никто не знает, но увлекаться этим мы бы не стали.
Вы правда из страны восходящего солнца, спрашиваем и тут же предлагаем нас сфоткать нашим пятимегапиксельным Сони. Правда-правда отвечают, утром только из Токио приехали. Потом долго-долго примериваются, чтобы выбрать точку стробизма, ответственные такие.
И скорее из вежливости в ответ интересуются, откуда мы. Поскольку все европейцы для вас на одно лицо ребята, можете считать нас местными.
Знайте и то, дорогие восточные друзья, сейчас мы с вами находимся на вершине мира, а под нами все земные красоты уместились на одной маленькой площади. До стены собора Санта Мария дель Фьоре можно дотянуться рукой, до купола Брунеллески можно допрыгнуть, если взять хороший разбег.
Видимо, они это знают, поэтому летят сюда пятнадцать часов через Северный полюс. Потом стар и млад семенят на своих маленьких ножках, преодолевая четыреста ступеней по вертикали.
Они также знают, что такого больше нигде не увидишь. Вот например, малоизвестная картина «возвышенное и земное». На глазах тысяч туристов в самом центре Флоренции семья за столиком на крыше завтракает и неторопливо обсуждает судьбу Марио из слезного сериала.
Мы тоже готовы преодолевать пространства и миры, чтобы краешком глаза взглянуть на место, в котором живут счастливые люди. А эти любители спагетти болоньезе даже не смотрят в нашу сторону, занятые своим Марио.
А внизу по площади хаотически бродят очень маленькие китайцы, или это сверху так кажется. В любом случае, высоко нас занесло. Э-эй вы там, не балуйтесь, а то голова закружится, спасай вас потом.
Охватив взглядом панораму и площадь, вспомнив попутно пару сонетов Петрарки и отщелкав несколько метров пленки (карты памяти), начинаем подталкивать мысли в более практичное русло.
День субботний и народу на площади заметно прибавляется. Как сделать так, чтобы не стоять в очереди в собор. У нас еще галерея Уфицци на три часа дня назначена. И вообще, вам тут еще дурака валять, а нам уезжать через два дня.
Нам сверху видно все, и неприметную дверь в боку собора, через которую время от времени кто-то заходит внутрь безо всякой очереди. Где вход там выход, если можно кому-то, значит можно и нам.
Пока не попробуешь, само ничего не произойдет. Сломя голову скатываемся с колокольни по узким ступеням вниз, никакие японцы нас не догонят, нас не догонят.
Проходим сквозь многокилометровую очередь, опоясывающую собор, как горячий нож через масло, и достигаем заветной маленькой дверцы (это ее искал Буратино с ключиком), за которой спрятан потусторонний мир.
Получилось, сезам открылся и явил нам великолепие, которое даже сравнить не с чем после всего увиденного. Колоссальный размер сооружения особенно впечатляет изнутри. Все тогдашнее население Флоренции вмещалось в Дуомо, даже место оставалось. Такое чувство, что и сегодня оно тоже пришло в полном составе.
В это трудно поверить, но каждый из жителей Флоренции может бывать здесь каждый день. Больше ничего не надо, уйти от суеты, стоять и смотреть и слушать. Чувствовать себя песчинкой в пустыне Сахара и прикасаться к бесконечности.