В северной части Флоренции, на площади Сан Марко находится древнее здание одноименного монастыря, который еще в 1866 году был оставлен монахами и превращен в уникальный многосоставный музей.
В северной части Флоренции, на площади Сан Марко находится древнее здание одноименного монастыря, который еще в 1866 году был оставлен монахами и превращен в уникальный многосоставный музей.
Вообще церковь на этом месте стоит уже 900 лет! Ей ли поражать взыскательный взгляд туриста внешней красотой! Кто ищет — тот обрящет! Войдите и вам откроется целый мир истории, культуры, человеческих судеб, падений и духовных взлетов. Для меня Музей сан Марко стал «маленьким государством в государстве».
Для поверхностного приглашения, конечно, достаточно скользнуть по некоторым привычным досточтимым экспонатам и зафиксировать свое приглашение, как рассказ об объекте, но сколько же останется «за строкой» и это не дает мне покоя. Я еще не начала писать, а уже страдаю от невысказанности. Но попробую уговорить своего «внутреннего редактора» не быть слишком строгим к собственному рассказу, и освобожденно, еще раз, попробую войти вместе с вами в распахнутые двери.
Сан-Марко — замечательный духовный центр Флоренции. Здесь жили Святой Антоний, реформатор Савонарола, Трудились такие художники, как Беноццо Гоццоли, Доменико Гирландайо, Фра Бартоломео.
Вот работы Фра Бартоломео…
Здесь жил и писал свои поразительные фрески великий фра Анжелико. Эти фрески на стенах келий, стен, — они всюду!
Именно на них в первую очередь хотят посмотреть туристы, за этим сюда стремятся. Ведь фрески не увезешь! Они именно здесь и никогда не покидали стен монастыря!.
Удивительной красоты и проникновенности деревянные картины!
Фра Беато Анджелико, что значит Брат блаженный Ангельский, стал так именоваться впоследствии, с легкой руки Вазари. Когда-то Гвидо ди Пьетро, а в постриге Джованни да Фьезоле (1400–1455) — великий живописец раннего Возрождения по-праву и сейчас называется нами Ангельским!
Вот это он.
Он сам был уверен в Боговдохновенности своего труда, поэтому, когда заканчивал фреску, не ретушировал, считая, что Божье соработничество нельзя поправлять. Может быть отсюда такая легкость дыхания его фресок!
Рядом с распятием фигура молящегося. Считают, что художник изобразил себя.
Вот упомянула Джорджо Вазари (1511–1574) — гения Возрождения… Сам художник, архитектор, писатель, он стал для мировой культуры основателем искусствоведения, написав свой великий труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», который был закончен в 1550 году. Без этой книги мы очень многого не знали бы о итальянском Возрождении, о жизни и творчестве великих художников!
Вообще-то Вазари был родом из Ареццо. Ах, Ареццо! Гвидо из Ареццо создал Нотную грамоту, которой мы пользуемся до сих пор. Ареццо! Всего 80 км от Флоренции… Конечно же, они оба бывали во Флоренции, хотя жили в разное время. Сразу захотелось рассказать вам о нотной грамоте Гвидо! Это так интересно! Но тогда нужно побывать в библиотеке… Так куда же направиться? В кельи монахов, где находятся фрески фра Анджело, в Библиотеку, в келью Савонаролы, в церковь, расписанную великими мастерами, в уникальный сад, в античный центр, в музей живописи…
Но это же еще не все!
Есть от чего войти в ступор.
В 1442 году. Микелоццо ди Бартоломео, который уже завершал перепланировку монастыря, внедрил инновационную систему водоснабжения и дренажа, что позволило разбить великолепный монастырский сад.
Вот сейчас сяду в этом саду и буду созерцать, как эти умные дети.
Впрочем, садитесь рядом — расскажу об истории монастыря, во всяком случае, значительные исторические имена встанут хоть в каком-то порядке… Архитектурный комплекс Сан-Марко имеет древнее происхождение. Так сама Базилика Святого Марка появились в центре Флоренции где-то в XIII веке (возможно и раньше). Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале XII века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев.
Когда к власти во Флоренции в середине XV века, пришел Козимо Медичи он решил возродить монастырь и привлек к этому делу талантливого зодчего Микелоццо. Как это было свойственно тому времени, в результате кругом появилась геральдика рода Медичи, как и персональная келья Козимо.
Вот его келья
.
Правители не забывали и благотворить и заодно себя прославлять, чтобы потомки как-то случайно не забыли.
В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко обосновался самый противоречивый из служителей католической церкви того времени, Джироламо Савонарола Ревностный блюститель чистоты католической веры, он регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко.
Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Следуя догматам, приор насаждал благочестие и аскезу среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши. Начиная с 1493 года была продана большая часть земель, принадлежащих монастырю. Потом стали распродаваться личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Некоторые считают, что Сованарола вообще первый в мире социалист, бросившийся экспроприировать экспроприаторов, только не под коммунистическими знаменами, а под знаменем догматов, которые постепенно сам же стал попирать, ибо отнимал у людей главное достояние, данное им от Бога — свободу воли.
Келья Савонаролы аскетична, как и его внешность…А ведь ему было немногим более сорока, когда его казнили, после страшных, нечеловеческих пыток.
Судьба трагическая, но это история. К слову сказать. В 1952 году мэр Флоренции публично попросил прощения за несправедливый приговор, вынесенный когда-то. Да, флорентийцы живо чувствуют историю, живут в ней, продолжают ее творить и, наверное, иначе не может быть в этом удивительном городе.
Но вернемся в монастырь и пройдемся по кельям монахов. В каждой келье по одной фреске Фра Анджело или его учеников, которые точно выполняли работу по эскизам учителя.
Когда-то Евгений Трубецкой назвал иконопись Умозрением в красках. Это справедливо.
В эпоху Средневековья фрески, картины, украшавшие стены храмов, в данном случае католических, были призваны рассказывать людям через живописные, зримые образы, Евангельские сюжеты.
Вот страшный момент — поцелей Иуды!
А это Моление о чаше. Христос просил учеников молиться вместе с ним, но их сморил сон…
Но главный шедевр — это, конечно же, Благовещение.
Монах художник хорошо чувствует перспективу, но не акцентирует это свое умение. Для него главное — передать таинство.
Картины Фра Анджелико находятся не только в кельях.
Вот зал Капитолия. «Страсти Христовы» 1442 год.
Внизу медальоны с изображениями тех, кто входил в доминиканский орден того времени.
У монаха художника было много учеников и последователей. Некоторые шли своим путем.
Заноби Строцци ученик Фра Анджелико. Его «Мадонна с Младенцем и ангелами» — это не столько Евангелие в красках, сколько религиозная живопись на евангельский сюжет.
Очеловечивание божественного станет одной из парадигм Возрождения. Кажется, что эта картина уже начало выполнения работ «под заказ» — не для храма, но для дома богатых людей-флорентийцев
Большая Трапезная. В центре огромное полотно Джованни Антонио Солиани.
Картина повествует о том, как ангелы приносят хлеб святому Доменику и его голодным братьям, которые сидят за столом, как при Тайной вечере.
Монахи сами заказали сюжет и сами позировали художнику.
Кроме Большой, есть и Малая Трапезная. Здесь главным событием является картина Гирландайо «Тайная вечеря». Написанная в 1480 году.
Все бы ничего, вроде бы и все каноны соблюдены, но вот неожиданный персонаж — кот! В это время в живописи итальянцев мы найдем немало свидетельств того, что они были хорошо знакомы с фламандской живописью и свободно владели новыми приемами. Сам Гирландайо вообще мог очень неожиданно пошутить. Видимо был веселого нрава.
Почти с самого начала хотела провести вас в знаменитую библиотеку. Это один из шедевров ренессансной архитектуры. Музыка колонн! Спокойный ритм, словно способствует вдумчивому чтению!
Книги! Древние фолианты! Есть стенды, которые рассказывают о искусстве создания книжной миниатюры.
Однако мне хочется подвести вас к стенду с нотными сборниками! Ведь нотная запись в нашем понимание зародилась именно здесь — на землях Тосканы.
Не буду долго мучить теорией, но все же… Гвидо Аретинский совершил реформу нотной записи. Для того, чтобы ученики Гвидо в кафедральной школе и певцы монастырской капеллы легче и точнее исполняли мелодию, музыкант ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов. В трактате Гвидо «Микролог» 1025 г. раскрывалась суть теории монаха. В работе, в частности, упоминались полные названия нот Гвидо Ареццо. Это были Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La по начальным буквам каждой строчки молитвы-акростиха к Иоанну Крестителю, которого монах-бенедиктинец очень ценил:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Сегодня для обозначения нот используются следующие полные имена:
Модификация произошла не случайно — спеть «ут» как-то не очень удобно. А вот «до» — в самый раз!
В монастыре есть центр изучения Античности.
Это целая лаборатория, которая свидетельствует о том, что действительно, именно средневековые монастыри, после нашествия варваров, сохранили для нас ценности Античности.
Раньше я об этом читала — теперь убедилась воочию.
Кстати, мы еще не заходили в церковь! Она мало перестраивалась.
Главная реликвия — забальзамированное тело св. Антония (всего святых, с именем Антоний было восемь). Можно заметить, что такая традиция не близка Православию.
Конечно, о музейном комплексе Сан Марко можно рассказывать много.
Жаль! Я все-таки так и не смогла рассказать обо всем, о чем хотелось.
Но, надеюсь, что моя задача, пригласить вас непременно посетить этот музейный комплекс, все же оказалась выполнена.
Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, находится по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3. График работы: с понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00. Стоимость билета — 4 евро.