В Палаццо Питти во Флоренции открылась и до 19 апреля 2020 года будет работать небольшая, но любопытная выставка «Носят боги».
Я попала на неё случайно, уже в который раз направляясь в музей костюма, расположенный в том же здании и на том же этаже. Костюмы посмотреть не получилось, зато узнала, что же носили на ногах Боги и некоторые смертные.
Экспозиция показывает историю обуви от древности до нашего времени. Выставлено около 80 произведений из итальянских музеев и из Лувра.
Кульминационными экспонатами выставки являются объекты, созданные в период от 5-го века до н. э. до 4-го века н. э. Обувь представлена в виде изображений в произведениях искусства: скульптуры, росписи ваз. А также, что уникально, показаны редкие находки из римского форта Виндоланда в северной Англии.
Демонстрируются также творения, пошитые для киноиндустрии в годы рассвета жанра sword-and-sandals. Например, для Элизабет Тейлор в роли Клеопатры.
Включили кураторы и немного современных туфель знаменитых создателей обуви.
Итак, не топчитесь у дверей, входите.
Crepida
Крепида (crepida) — разновидность сандалий. Размер подсказывает, что нога, обутая в крепиду, принадлежала религиозной статуе.
4
Crepida. Мрамор. 1-ый век н.э. Ватиканский музей.
Слово крепида (crepida) интересным образом вплелось в культуру. Совсем забытая поговорка «суди не выше сапога» в оригинале использует слово crepida и звучит так: «Sutor, ne ultra crepidam» (Сапожник, не выше крепиды). Это высказывание приписывают Плинию Старшему. Пушкин в поэтической форме пересказал историю, рассказанную Плинием:
Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал; Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво… А эта грудь не слишком ли нага?»… Тут Апеллес прервал нетерпеливо: «Суди, дружок, не свыше сапога!»
В английском языке есть слово ultracrepidarian — человек, дающий ответы и советы на вопросы, которые находятся за пределами его знаний (буквально — за пределами крепиды). У этого слова, правда, есть автор и оно совсем недревнее, да и используется редко, но все равно любопытно, как крепида «пролезла» в язык и культуру.
Отдыхающий пастух. Трудно разглядеть, но на ногах его крепиды.
2
Рельеф с сидящим пастухом. Мрамор. 1-ый век н.э. Уффици. Флоренция.
Предполагают, что это нога Зевса обутая в крепиду.
5
Бронза. 2-й в.н.э. Бриндиси. Археологический музей
A это сола (sola) или сандалион (sandalion). Фрагмент правой стопы статуи.
4
Sola. Бронза. 1-й в.н.э. Музей Портогруаро (Portogruaro)
Нога в сандалии trochas. Сандалия декорирована фигурками Исиды и Сераписа. Тrochas римляне переняли у греков.
5
Фрагмент статуи в дар Исиде и Серапису 2-й в.н.э. Мрамор. Египетский музей. Турин
Масляная лампа в форме сандалии trochas. Обратите внимание на крышечку в форме голубя.
6
Лампа. Бронза 1-ый век н.э. Триест. Музей античности.
Нога бегуна, обутая в trochas. Считается, что их носили с носками.
3
Бронза. 1-й в.н.э. Рим. Капитолийские музеи.
Римская калига (caligae) — прочная и тяжелая сандалия римских солдат. Эту обувь использовали и центурионы (сотники), но старшие офицеры ее не носили. Подошва калиг была плотно усеяна сапожными гвоздями.
2
Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный как Калигула, получил своё прозвище от этой обуви. Кличку «прилепили» к нему солдаты его отца — полководца Германика, когда будущий император был ребёнком и носил, видимо, маленькие калиги. «Калигула» как раз это и означает — маленькие ботинки. Интересно, что некоторые источники говорят, что имя это он очень любил, другие же, что ненавидел. (Например, известная ученая Мэри Бирд считает последнее). Широкий, однако, спектр мнений.
Посмотрите на детские кожаные туфли второго века из римского форта Виндоланда.
1
Подошва сделана из толстой коровьей кожи, верх из овечьей, гвоздики железные.
4
Ещё один кожаный ботинок.
3
В 2016 году археологи отрыли в Виндоланде около четырёхсот ботинок. Обувь при раскопках находили там и ранее, и много, но никогда в таких огромных количествах и разнообразии размеров. Виндоланда — один из знаменитых римских памятников в Европе. Место раскопок находится километрах в сорока на запад от города Ньюкасл-апон-Тайн. Благодаря болотистой почве здесь хорошо сохранились органические материалы — кожа, дерево. Форт Виндоланда знаменит также деревянными табличками с надписями, которые представляют из себя документы и письма. Изучение табличек помогло глубже понять организацию армии, жизнь солдат в форте, судить об уровне грамотности.
Погребальные стелы
Надгробные плиты — чрезвычайно важный источник информации о жизни людей в Римской империи. Надписи на погребальных стелах удивляют довольно пространными и информативными текстами. Специалисты извлекают из них очень многое.
Изображённый на этой плите человек был успешным производителем обуви. Его, освобождённого раба, работа сделала богатым. Не стоит строить иллюзий о гуманном отношении к рабам, но все же замечу, что рабов освобождали, и известны случаи успешной карьеры «после рабства». Сапожник (sutor) с гордостью пожелал быть изображённым вот в такой реалистической форме с инструментами своего труда.
3
Погребальная стела 2-го в.н.э. Рим Капитолийские музеи
На этой надгробной плите выбиты обувные колодки. Покойник, очевидно, тоже шил обувь.
2
Погребальная стела 1-го в.н.э. Археологический музей Флоренции
Сапожниками могли быть свободные люди, освобождённые рабы и несвободные люди — рабы. В Риме все они были членами коллегии обувщиков (кроме, возможно, рабов).
Обувь в кино
Развитие киноиндустрии привело к созданию более правдивых костюмов античности. В Риме в 1932-м году была основана мастерская Pompei, производившая вначале обувь для столичных театров, а впоследствии для кино.
В пятидесятые годы в кинематографе случился рассвет жанра sword-and-sandals. Многие фильмы снимались в Риме, и мастерская Pompei, шьющая обувь для гладиаторов и императоров, получила известность и признание.
Там в работе опираются на исторический, аутентичный материал.
3
Как теперь водится, на вернисаже показывают видео материал. Картинки мелькают и на стенах, и на полу, пугая не разобравшихся зрителей, которые хотят просто пересечь зал, но боятся наступать на кино.
1
Имитация римской калиги. Такую обувь начали носить в римской армии в 1 веке до н. э. Музейная этикетка сетует, что в фильмах в эту обувь иногда обувают героев, живших задолго времени её адаптации. Показанные калиги использовались в фильме Александр (режиссёр Оливер Стоун. 2004 год). Напомню, кто забыл, что Александр Македонский жил в 4-м веке до н. э.
3
Сапоги Александра Великого для фильма Александр.
1 из 2
2
Слева — мраморная правая нога мужчины, обутая в эндромис (endromis); справа эндромис созданный для персонажа Юлия Цезаря (телесериал Клеопатра. 1998 год) дизайнером Энрико Саббатини.
2
Самый правый сапог в левой витрине носила Лучилла (Конни Нелсон) в фильме Гладиатор (режиссёр Ридли Скотт, 2000 г.) Для этого ботинка не было древнего прототипа, а использовались картины Сэра Лоуренса Альма-Тадема, известного художника исторического жанра. Его полотна, изображающие сцены античности, знамениты своим чрезвычайным вниманием к деталям.
1 из 2
Calceus — часть мужского костюма для фильма Клеопатра.
2
Восемь тысяч пар обуви было сшито для фильма Клеопатра. 1961 г.
4
Сальваторе Феррагамо
Сальваторе Феррагамо, пожалуй, самый именитый из современных дизайнеров обуви. На выставке показаны некоторые материалы о нем и обувь, подошедшая к теме.
Создатель этой рекламы — художник Лучио Венна, один из первых художников-футуристов. Плакат 1930-го года рекламирует созданные Феррагамо сандалии «Котурно»
Реклама из музея Ferragamo во Флоренции. Была заказана художнику Фернандо Балди в 1951-м году. Сандалии с крыльями «отсылают» нас к Меркурию
5
Башмак, изображенный на этрусском надгробии 5-го века до н. э. вдохновил дизайнера Феррагамо к созданию шлёпанцев, тех, что справа.
2
Имя Феррагамо напомнило мне историю рассказанную моим знакомым двадцать с лишним лет тому назад. Он, находясь в командировке в Японии, на ночь выставил ботинки в коридор, чтобы их почистили. Утром ботинки не появились у двери и объяснить, чего он ищет, он тоже не мог. Непреодолимый языковой барьер стоял между ним и персоналом гостиницы: не понимали горничные и консьержи английского языка, а на работу без ботинок не пойдёшь.
И выручило его слово Феррагамо, которое японцы знали как синоним слова ботинки.
Рассказчик думал произвести на слушателей впечатление, но не получилось: я не знала имени Феррагамо, которое, если верить, так широко было известно в Японии в середине девяностых годов.
Вот ещё несколько примеров прототипов рядом с современными дизайнерскими туфлями.
1 из 3
2
Слева — крепиды второго века нашей эры, справа — Ив Сент Лоран.
На этих элегантных золотых сандалиях, навеянных примерами из древней Греции, мы и закончим.
4
Stra. Museo Rossimoda della calzatura
Практическая информация
«Носят боги» Где: Palazzo Pitti, Florence, Italy Когда: ноябрь 2019 года-апрель 2020 года Сколько: €10 только Palazzo Pitti или €12 Uffizi и Palazzo Pitti