Замок Кастель-дель-Монте привлёк наше внимание ещё на этапе планирования поездки в Южную Италию. Заинтригованные его статусом объекта Всемирного наследия Юнеско, а также связанными с ним многочисленными загадками, мы решили обязательно в него заехать. Для этого пришлось сделать достаточно большой крюк по пути из Пестума в Матеру, но мы об этом совершенно не пожалели, поскольку увидели один из самых необычных средневековых замков в мире.
1
Кастель-дель-Монте (обведён красным) находится в регионе Апулия, недалеко от Адриатического побережья и расположенных там известных городов Бари, Барлетта и Трани. Синим подчёркнуты другие места региона, которые мы посетили.
5
Замок стоит на вершине холма, на высоте 540 м над уровнем моря, поэтому виден издалека. Этот пейзаж, правда, открылся нам из окна машины уже после того, как мы покинули замок.
Чем же этот замок нас так заинтриговал? Прежде всего, своим очень необычным видом и непонятным до сих пор назначением. Вся его конструкция основана на использовании цифры «8»: стены замка образуют правильный октагон (восьмиугольник), в вершинах которого расположены восемь башен, также восьмигранных. Внутренний двор также восьмиугольный, а на каждом из его двух этажей находятся восемь трапециевидных залов, практически идентичных.
6
Вид на «восьмёрочный» замок сверху. Фото из интернета.
Магический смысл восьмёрки в конструкции замка допускает множество интерпретаций, и ближе всего нам показалась вот такая: «Выбор восьмиугольного плана замка мог объясняться увлечённостью его владельца эзотерикой и магией. Число 8, как перевёрнутый знак бесконечности, с давних времён считается божественным и магическим символом, олицетворяющим гармонию, стабильность и правосудие. Фигура восьмиугольника связана с возрождением, она рассматривается как начало трансформации квадрата — символа земли, в круг — символ неба и солнца." По другой гипотезе, в форме замка воплощена восьмиугольная корона Священной Римской империи. Но, конечно, всё это — не более, чем спекуляции.
9
Таким замок предстал перед нами, когда мы поднялись к нему от парковки.
Кто же был строителем столь необычного замка? Столь же необычный правитель — император Священной Римской империи и сицилийский король (владения которого рапространялись и на южную Италию) Фридрих II Гогенштауфен. Это была яркая и неординарная личность, один из самых знаменитых королей 13-го века, под властью которого находились обширные земли как в Германии, так и на юге Европы. Ещё при жизни он был прозван своими современниками «Stupor Mundi» (Изумление мира) за свою необычность, неординарность взглядов и методов просвещённого правления. Хорошо образованный, владевший многими языками и проявивший незаурядные способности не только в управлении государством, но и в точных науках и литературе, Фридрих II был одним из самых ярких правителей своей эпохи.
Поскольку большую часть своей жизни он провёл в борьбе против папского государства за контроль над Италией, он неоднократно отлучался папами от церкви, а его имя было ими демонизировано. Однако сейчас многие считают его чуть ли не предтечей Ренессанса.
9
12
7
Виды замка по мере приближения к нему.
Вторую половину своей жизни Фридрих II провёл в своих южно-итальянских владениях, перемещаясь от города к городу и от крепости к крепости. Он осуществил обширную программу по реконструкции старых норманнских замков и строительству новых, но именно Кастель-дель-Монте стал как бы материальным и духовным наследием этого выдающегося монарха, хранящим его тайные символы и неразгаданные послания потомкам (при этом достоверно неизвестно, посещал когда-либо Фридрих этот замок или нет). После смерти короля в 1250 г. его наследники быстро утратили контроль над государством, а захватившие Сицилийское королевство французы из Анжуйской династии, не заморачиваясь никакими загадками замка, просто сделали из него тюрьму. По иронии истории, в замке-тюрьме провели 18 лет в заключении три внука Фридриха II, представлявших династическую угрозу для французов.
11
Замок со стороны парадного входа.
Замок построен в 1240-е годы из светлого местного известняка и был отделан внутри и снаружи мрамором (иногда с цветными прожилками), а также красноватой местной породой под названием коралловая брекчия (материал, сложенный из сцементированных угловатых обломков кораллов). Сейчас от декора замка остались лишь отдельные одиночные фрагменты, но когда-то он был очень богато украшен. Этот факт, в числе прочих, заставляет многих исследователей отказывать замку в статусе оборонного сооружения.
5
Главный портал выполнен из коралловой породы и является смешением трёх архитектурных стилей. Нижняя часть выдержана в романском стиле со львами над колоннами, выше находится треугольный класический греко-римский тимпаниум, над которым расположено готическое окно.
Главный портал выполнен из коралловой породы и является смешением трёх архитектурных стилей. Нижняя часть выдержана в романском стиле со львами над колоннами, выше находится треугольный класический греко-римский тимпаниум, над которым расположено готическое окно.
7
Вид на замок сбоку.
Популярна версия о том, что Кастель-дель-Монте мог быть охотничьим замком. Известно, что Фридрих II был большим любителем соколиной охоты и даже написал на эту тему популярный трактат, сохранившийся до наших дней. Окрестности же замка во времена Фридриха II были покрыты густым лесом, где водилось множество диких зверей и птиц. При этом комнаты замка могли вполне разместить многочисленную свиту короля и его гостей.
7
Наружные окна второго этажа декорированы мрамором и коралловой породой. Центральная мраморная подпорка была в своё время из них удалена для украшения королевского дворца в Казерте.
Несколько странная для Средневековья гипотеза состоит в том, что замок был научным учреждением. Фридрих II был очень разносторонней личностью, находил время на углублённое изучение философии и астрологии, увлекался естественными науками и математикой и выступал щедрым покровителем учёных, художников и поэтов. Вряд ли, однако, с учётом всех своих королевских обязанностей, он мог уделить очень много времени собственным научным изысканиям, однако в стенах замка он вполне мог оказывать гостеприимство самым знаменитым учёным и творческим личностям того времени. Увы, никаких документальных подтверждений такой гипотезы не сохранилось.
9
Внутренний двор замка. Когда-то он был украшен скульптурами, а на уровне 2-го этажа проходила деревянная галерея для лучшего сообщения между залами (позволявшая сделать их «изолированными», а не «смежными»).
7
Согласно некоторым источникам, в середине двора когда-то находился восьмиугольный бассейн.
Поскольку замок богат на математическую и астрономическую символику, существует невероятная гипотеза о том, что он был астрологическим прибором. В пользу этого говорят нетривиальные астрономические эффекты, связанные с конструкцией замка. Так, в залах второго этажа равномерное освещение возникает два раза в сутки в течение всего года, тогда как нижние залы освещены одинаково только в дни летнего и зимнего солнцестояния. Таким образом, верхний этаж можно рассматривать как гигантские солнечные часы, а нижний — как своеобразный календарь.
9
Вот что увидишь, если во дворе замка поднять голову и посмотреть на небо: оно будет восьмиугольное:)
6
Входной портал во внутреннем дворе (слева) и выходящее во двор окно второго этажа (справа).
2
Все восемь залов первого этажа имеют одинаковую трапециевидную форму и освещаются лишь одним круглым окном наверху, отчего в них достаточно темно. Можно предположить, что нижние помещения замка имели хозяйственные и вспомогателные функции.
3
Арочные перекрытия на потолке устроены исключительно для декора.
6
Нижние залы украшены колоннами из коралловой породы.
В трёх из восьми башен расположены винтовые лестницы, соединяющие оба этажа замка. Верхние своды этих башен имеют весьма оригинальные украшения (см. ниже).
7
В башне, по лестнице которой мы поднимались на второй этаж, свод поддерживали шесть обнажённых мини-атлантов (теламонов), приседающих под тяжестью «возложенной» на них ноши.
6
Все они были разными, объединяла их лишь общая поза «вприсядку».
6
Залы второго этажа оказались более нарядными и лучше декорированными. В трёх из них можно было увидеть остатки каминов, и во всех - элегантные мраморные колонны с резными капителями. За счет большего количества окон, выходящих как во внутренний двор, так и наружу, они были гораздо светлее, чем на первом этаже.
5
Светлые залы второго этажа замка. Сразу можно было догадаться, что они были предназначены для более важной публики, чем та, что обитала на первом этаже.
6
Мраморные колонны второго этажа - тройные и иногда изготовленные из разноцветного камня.
5
Растительный орнамент на капителях колонн.
4
Это помещение на втором этаже традиционно называется тронным залом, хотя трудно предположить, где именно мог здесь находиться трон. Заметен, однако, изысканный портал вокруг наружного окна.
7
Прямо у окна здесь устроены расположенные друг напротив друга каменные скамьи, и сидя на одной из них, ваш покорный слуга снимает окружающий ландшафт.
6
Вот что я увидел из окна тронного зала: бесконечные равнины Апулии с Адриатическим морем на горизонте.
3
Удивило наличие в некоторых башнях современно выглядящих смываемых туалетов. Вода в них подавалась из резервуаров, находившихся на крыше замка и наполнявшихся дождями.
4
Свод в другой башне с лестницей, по которой мы спускались вниз. Здесь были три «подпорки» в виде голов, из которых сохранились только две.
4
Головы - «атланты». Слева - мужская голова с большими ушами (фавн?), справа - женская голова с длинными волосами и широко открытым от смеха ртом. Что бы всё это могло значить, остаётся только догадываться.