Город Багерия находится по соседству с Палермо. Когда-то, в 17 веке, он начинался как коттеджный посёлок, то есть место, где лучшие люди Палермо строили свои летние резиденции, которые в этих местах называются виллами. Много воды утекло с той поры: Багерия разрослась и превратилась в современный город со всеми ему присущими атрибутами, похожий как две капли воды на другие города, и только старые виллы — местами обшарпанные, но с гордой посадкой аристократа — останавливают на себе взгляд, замедляют быстротекущее время и заставляют задуматься о Вечном.
Получается так, что все приезжающие в Багерию стремятся побывать на вилле Палагония, известной своими монстрами, а меня вдруг потянуло на виллу Каттолико. Собственно говоря, я хотела не посмотреть, как жили когда-то сицилийские аристократы, а посетить музей Ренато Гуттузо
Почему? — Потому что когда-то в далёком детстве, когда училась рисовать в кружке при ДК, я купила тоненькую брошюрку с репродукциями Ренато Гуттузо. Репродукции были некачественными, чёрно-белыми, но на них нельзя было смотреть равнодушным взглядом, было что-то, что цепляло и заставляло всматриваться в детали, размышлять над сюжетом и любоваться композиционным построением. Мне и сейчас легко представить себе мужской профиль с той обложки, написанный сочными чёрными мазками, и дикое выражение единственного глаза, в котором застыло упёртое желание фанатика совершить непостижимое.
Итак, Ренато Гуттузо (26 декабря 1911 — 18 января 1987) родился в семье землемера в городе Багерия.
Ещё один повод для меня ближе познакомиться с его творчеством — Я геодезист, а по-старинному — землемер!
Чтобы нарисовать план или карту, нужно обладать художественным вкусом или быть художником. Отец Гуттузо любил рисовать акварелью, и это занятие полюбилось его сыну Ренато. Вначале он учился у местного художника, потом стал посещать классы в студии художника-футуриста Пиппо Риццо, а когда ему было всего 17 лет несколько написанных им картин взяли на художественную выставку в Палермо.
Вначале, после окончании школы, Гуттузо решил заняться юриспруденцией и поступил в университет Палермо, но через год его бросил и уехал в Рим, где устроился на работу в художественную галерею Боргезе реставратором. Там он продолжил искать свой стиль в живописи, начав с экспрессионизма. Вспоминая в Риме природу родных мест, он рисовал цветочные поля, оливковые рощи, апельсиновые сады и плоды лимонов.
Потом его забрали в армию. В армии ему повстречались добрые люди, которые рассказали о классовом неравенстве, объяснили теорию классовой борьбы и социальной несправедливости. Его настолько увлекла идея социализма, что, став её горячим сторонником, он оставался им до конца жизни.
А когда в 1931 году Ренато Гуттузо вернулся в Палермо, то открыл студию совместно с художницей Лией Паскуалино и скульпторами Барберо и Нино Франчино. Свой союз они назвали Союз четырёх.
«Гуттузо — страстный человек, настоящий южанин. До сегодняшнего дня ищет себя: хочет сочетать правду с красотой, а коммунизм с тем искусством, которое любит; он восторженно расспрашивал о Москве и богомольно смотрел на Пикассо; писал большие полотна на политические темы и маленькие натюрморты (особенно увлекала его картошка в плетёной корзине)»
Илья Эренбург. Из книги «Люди, годы, жизнь»
Как настоящий южанин Гуттузо писал страстные картины, и он был замечен — о нём стали писать в прессе и, как результат, его начали приглашать участвовать в художественных выставках, его приняли в свой круг люди искусства.
Тогда художник перебрался в Рим и стал популярным среди итальянских и зарубежных ценителей искусства. В его жизни было две основные линии: социальная и творческая.
В 1940 году Гуттузо вступил в Коммунистическую партию Италии.
Он искал справедливости в мире, но не устраивал революций, не ходил на баррикады, а писал картины. Он говорил в своих произведениях эзоповым языком о несправедливости мира, о презрении жирующего меньшинства к страдающему от угнетения большинству, но при этом писал картины так, что политическому преследованию не подвергался.
Он писал много картин на социальную тематику и потому приобрёл необычайную популярность в Советском Союзе. Его приглашали по поводу и без в Россию и всячески ублажали: устраивали выставки, печатали репродукции в газетах и журналах. В 1950 году ему дали премию Всемирного совета мира в Варшаве за серию рисунков «С нами Бог!», а в 1972 году он получил Ленинскую премию.
После войны Гуттузо вошёл в творческий союз «Новый фронт искусства», в который также входили итальянские художники и скульпторы авангардного направления, но этот союз быстро распался. В то же время он познакомился с Пабло Пикассо, дружба с которым продолжалась до самой смерти испанского художника. Несмотря на поиски новых направлений в выражении личности художника, Ренато Гуттузо не видел себя абстракционистом, а оставался верен фигуративному искусству, такому, которое не теряет связи с реальным миром, изображает в любой манере реальные предметы и фигуры. Кроме того, Гуттузо рисовал театральные декорации и эскизы костюмов для театра.
В 1950 году в Лондоне открылась его первая персональная выставка
Умер он в возрасте 75 лет в Риме. Незадолго до смерти Ренато Гуттузо был избран в Сенат Италии
Это, собственно, всё, что я хотела упомянуть, рассказывая о личности художника.
В один из солнечных декабрьских сицилийских воскресений мы от вокзала Багерии дошли до виллы Каттолико.
Вилла возвышается, стоя на небольшом холме, глядя на проходящее мимо шоссе отвлеченным взглядом. Построена она была в стиле барокко в 1736 году архитектором Франческо Бонанно.
— Газон бы надо подстричь, деревья облагородить, кусты сформировать, — отметила я машинально, проходя по огороженному участку вокруг музея.
К самой вилле, по форме напоминающей половину бублика, ведёт широкая дорожка.
В музее не находится много работ самого художника. Кроме него здесь представлена коллекция картин его друзей и современников. Причём картины и рисунки перемешены случайным порядком. Мне ничего не говорили фамилии прочих художников из представленной коллекции. Некоторые из работ мне нравились, некоторые не очень. Через какое-то время я начала играть — обводила взглядом зал и выбирала понравившиеся мне картины. Когда я к ним подходила ближе, то видела фамилию Гуттузо. Может быть, именно поэтому я и не зафиксировала работы других художников, хотя они вполне этого заслуживают.
В 1976 году город подарил своему знаменитому земляку виллу Каттолико для создания музея современного искусства. После смерти художника вилла перешла в муниципальную собственность. В 2017 году в ней был открыт музей Ренато Гуттузо. На территории виллы стоит голубой саркофаг работы скульптора Джакомо Монцу, в котором покоится прах художника.
Обойдя залы, пройдясь по всей территории музея, я спросила себя — хотела бы ты жить на этой вилле и быть её хозяйкой? — Однозначно, что я хотела бы находиться в том месте, где вилла расположена, потому что с высоты её холма, куда ни кинешь взгляд, везде открываются удивительные по красоте сицилийские горизонты, на которых нет месту рекламам магазинов, пробкам на дорогах, облезлым фасадам домов и мусорным бакам