Маленький музей в центре сардинского Альгеро посвящен кораллам. Согласно греческой легенде, Персей, отрубив голову Медузе Горгоне, сел на берег и положил окровавленную голову чудовища на берег, покрытый тростником. Горгона обладала способностью одним взглядом превращать людей и вещи в камень, и поэтому кровь Медузы Горгоны превратила в камень растения, создав из них кораллы. Этот миф был распространен не только в классическом мире, но и в Средней Азии.
5
(мозаичное панно из кораллов.)
Вилла Константино, в которой размещен Музей кораллов, построена в стиле ар-нуво, который в Италии также известен как «стиль свободы». После постройки этой виллы в Альгеро появился ряд дворянских резиденций, разбросанных недалеко от исторического центра города. Свое название она получила по фамилии доктора Нунцио Константино, построившего ее в 1927 году, на месте снесенного в конце 19 века форта. Доктор использовал виллу и как жилое помещение и как частный медицинский кабинет.
3
Вилла Константино, переданная в дар муниципалитету Альгеро, использовалась для различных целей. Здесь собирались студенты факультета Архитектуры Университета Сассари, потом в здании проходили показы мод. После нескольких реконструкций в период с мая 2007 года по апрель 2009 года здесь разместился Музей Кораллов.
4
Это единственная вилла в стиле ар-нуво в Альгеро, доступная для посетителей. Она является историческим достоянием и охраняется государством.
3
Средиземноморский красный коралл— колониальный вид животных с известковым скелетом, состоящим, в основном, из карбоната кальция. Живыми единицами колонии являются очень маленькие полипы, которые живут и растут в нишах.
6
Важнейший вклад в прогресс познания кораллов принадлежит французскому натуралисту Лаказу Дютье, написавшему фундаментальный труд о кораллах в 1864 году.
8
Животная природа кораллов была окончательно признана только в середине 18 века. Т. о., красный коралл — это живая колониальная форма животного, а не растительная или минеральная форма, как считалось в прошлом. В обычном языке, когда мы говорим о кораллах, мы обычно имеем в виду то морские организмы, которые образуют типичные колонии, состоящие из множества полипов, внешне идентичных друг другу. Эти организмы способны образовывать коралловые рифы, присутствующие исключительно в тропических морях. Когда мы говорим о кораллах в единственном числе, мы почти всегда имеем в виду средиземноморский красный коралл, который не способен образовывать формы коралловых рифов.
2
Красный средиземноморский коралл не является уникальным видом рода кораллов. Они делятся географически на 2 вида: живущие на глубине 10 метров и на глубине до 200 метров. В 1965 появились карты по мировому распространению рода кораллов с особым вниманием к атлантически-средиземноморскому региону. Это сообщество существует не только в Средниземноморье, а также на атлантическом побережье на юге Португалии, и на африканском побережье, а также у Канарских островов, и на острове Кабо-Верде. Несколько видов были зарегистрированы на Корсике и на Сардинии.
5
Красный коралл делится на два подкласса: октокораллия (альционария) и гексакораллия (зоантария).
2
Этот тип характеризуется чрезвычайно простой структурной организацией, состоящей из двух возможных типов или медуз, с изолированными или колониальными особями в первом случае и только изолированными во втором.
3
Одним из наиболее ярких различий между этими двумя подклассами является количество щупалец вокруг ротового отверстия. Например, красный коралл, принадлежащий к октокораллии, имеет полипы с 8 щупальцами. Он образует прямостоячие древесные колонии, известные как полипаи, цвета от красного до розового.
2
Колонии имеют внутренний скелет карбонатной природы, прикрепленный к субстрату посредством основной части, от которой отходит ствол и многочисленные более или менее тонкие разветвления.
5
Полип является морфологической единицей колонии. Он цилиндрической формы, беловатый, мясистой консистенции, обладает высокой сократимостью. На вершине полипа находится ротовое отверстие овальной формы, окруженное, как я уже писала, восемью тонкими подвижными щупальцами, снабженными перышками, служащими для захвата пищи. Когда полипы выходят из поверхности разветвления, они выглядят как множество крошечных белых цветков.
2
Как рождается и развивается коралл?
Воспроизводство первого вида происходит постоянно, оплодотворение бывает обычно в летние месяцы (июль — сентябрь). Органы размножения находятся внутри всех полипов. Сперматозоиды из мужских кораллов проникают внутрь женских, эмбриональное развитие длится около месяца. В дальнейшем личинка выбрасывается в воду через устье полипа. Выброс происходит в период с конца июля до начала октября в зависимости от глубины.
1
Молодая планктонная личинка, называемая планулой, реснитчатая, червеобразная, беловатая, обладает собственной подвижностью. Фактически она плавает 4–15 дней в восходящем или нисходящем направлении в поисках благоприятного субстрата, пока не зафиксируется и не начнется его метаморфоза. Червеобразная планула принимает уплощенную и дискоидальную форму. Нижняя часть прилегает к субстрату, на верхней появляется ротовое отверстие. На более поздних стадиях начинает формироваться скелет: выделяются первые красные спикулы, которые покроют весь беловатый диск. Примерно через месяц образуется первый полип. Затем последуют остальные.
3
Колонии второго вида растут путем бесполого размножения путем почкования или фрагментации материнской колонии путем автотомии (обрезания) конечных частей ветвей. Т. о., новые колонии являются настоящими клонами, поскольку они обладают генетическим наследием, идентичным наследию колонии, которая их породила.
5
Ловля средиземноморских кораллов имеет древнее происхождение. Помимо арабов, его практиковали также пизанцы, каталонцы, генуэзцы, провансальцы, неаполитанцы, ливорнийцы и сицилийцы. Сведения о деятельности ловцов кораллов на Сардинии становятся обширными, начиная с 11–12 веков.
3
В средние Века кораллы представляли собой один из самых ценных природных ресурсов острова, и хотя местный опыт никогда не развивался ни в ловле, ни в обработке кораллов, островитяне полностью осознавали его ценность. Об этом свидетельствует документ, составленный в 1153 году, в котором магистрат Торреса Гоннарио предоставил ряд привилегий кассинским монахам — бенедиктинцам, в частности исключая право ловить кораллы, что, очевидно, практиковалось вдоль побережья вблизи Кастельсардо.
2
На Сардинии ловлей кораллов серьезно впервые начали заниматься пизанцы в 12–13 веках, на западном побережье. Затем за ними последовали генуэзцы в 14 веке, и каталонцы, которые завоевали генуэзскую колонию Альгеро в 1354 году, установив свои права на рыболовство между Капо Манну и островом.
3
Приход Крона Арагонского в 1323 году вызвал резкое изменение политического и экономического равновесия на Сардинии ввиду постепенного усиления контроля над экономической деятельностью, проводимой испанцами в своих интересах. Несмотря на это, управление коралловыми рифами на западном побережье острова долгое время оставалось под контролем судей Арбореи и Дориа.
4
Подробный источник 1353 года, касающийся дани, собираемой генуэзскими лордами в Альгеро, указывает на то, что налог в размере одной раметы был установлен за каждый тип выловленных кораллов: свидетельство деятельности, которую Арагонская Корона должна была подвергать строгому контролю со своей стороны.
1
В 1372 году король Арагона Педро Четвертый Церемониальный установил для лигурийских и провансальских ловцов кораллов налог в размере одной двадцатой стоимости кораллов, выловленных в водах города Альгеро. Признанные виновными в краже кораллов были обязаны выплатить королевскому викарию — вегеру — штраф в размере 5 лир. Такой же штраф налагался на покупателей, даже если они не знали о покупке краденного). Жители Альгеро были освобождены от налога. В другом постановлении от 28.07.1384 года арагонский суверен приказал, чтобы все лодки, используемые для ловли или перевозки кораллов в водах между мысом Неаполис (ныне Капо-Манну) и Азинарой, должны были пришвартоваться в Альгеро, который к тому времени стал столицей коралловой торговли.
1
На протяжении веков кораллы, присутствующие на мелководье, стали сокращаться из-за использования рыболовных сетей. Это свидетельствовало о необходимости совершенствования техники, и, прежде всего, разработки орудий лова. Это привело к созданию конструкции под названием «Андреевский крест», состоящей из скрещенных деревянных балок, отягощенных камнями, с крючками и полосками сетки на концах, которые ловят кораллы и отделяют их от субстрата.
2
Первоначально крест тащили на небольших парусных лодках, затем с увеличением глубины лова и появлением теплоходов реализация усовершенствовалась. Получившийся инструмент стал известен как аттива или итальянская барра, на этот раз сделанный из железных трубок разной длины, расположенных крестом. К трубкам крепились цепи, на которых висел трос со стальным сердечником, известный как хвост, длиной 15–20 метров, к каждому из которых были прикреплены кольца из скрученного шнура.
2
В течении последних десятилетий обширные дебаты в научном мире позволили подчеркнуть серьезный ущерб, нанесенный коралловым ресурсам в результате чрезмерного отлова. В 1979 году региональная администрация Сардинии стала первым правительственным органом, который ввел эффективные правила ловли кораллов в водах острова. Десять лет спустя запретили использовать дноуглубительное оборудование, и оба варианта креста, разрешив его использовать очень ограниченно и только профессиональным водолазам.
2
В связи с интенсивным отловом, начались эксперименты по трансплантации и разведение кораллов в лабораторных условиях. Начиная со стадии планулы их трансплантируют в природную среду. Но кораллы очень медленно растут, что является проблемой.
6
В 1805 году в Торре-дель-Греко была построена первая фабрика по переработке кораллов. Паоло Бартоломео Мартин, марселец генуэзского происхождения, решил инвестировать деньги в добычу кораллов. Он переехал с Лазурного Берега Франции на юг Италии, чтобы основать фабрику. Выбрал Торре-дель-Греко, потому что там было легче добывать кораллы прямо в порту. Фердинанд Четвертый пожаловал Мартину разрешение на эксклюзивное право на переработку кораллов и налоговое освобождение.
1
На марсельцев были возложены расходы на содержание нескольких молодых местных учеников, которым в следующем году, к моменту открытия фабрики, исполнилосьь уже 30 лет, а через пять лет учеников было уже двести. Штаб — квартирой новой компании был выбран дворец маркиза Караччоло ди Кастелучча, не сохранившийся до наших времен. Мартин также импортировал производство огранки из Марселя.
2
Позже он получил патент от Джаккино Мюрата, согласно которому только его фабрика могла производить и продавать кораллы, как в Неаполитанском Королевстве, так и за его пределами, что запрещало репродукции и имитации. Компания марсельцев оказалась настолько успешной, что туринский ювелир Кайре, поставщик Савойского Дома, безуспешно пытался склонить короля Сардинии построить на острове коралловую фабрику.
3
Однако эксклюзивных концессий, полученных марсельцами, было недостаточно, чтобы помешать некоторым из собственных сотрудников производить продукцию самостоятельно. Среди них были Персикинм, Фаттори, Венециани, Манджаротти и Карбоне, которые породили новые компании, и, несмотря на призывы Мартина, гравюры из кораллов, считавшиеся к тому времени искусством, уже не подвергались ограничениям и каждый мог ими спокойно заниматься.
1
Коралл в истории.
Мастер в древние эпохи создавал работы в одиночку, в ручную. Он состоял членом гильдии, в которую доставлялись кораллы. Как правило, эти гильдии были в Генуе, Трапани, Торре-дель-Греко. Роль ремесленников была фундаментальной, поскольку они были единственными, кто был способен превратить сырой продукт в предметы высокой ценности благодаря своим знаниям и умениям, которые передавались внутри семьи или в мастерских — от мастера к ученику. В гильдиям было запрещено состоять еврейским ремесленникам (боялись конкуркенции?). Учеником считались 10 — 12 лет, и в это время ученик работал бесплатно, но в конце ученичества мог получить небольшое вознаграждение.
2
Рыболовством и обработкой кораллов занимались в Средиземноморье, экспорт достиг Северной Африки: Судана, Эфиопии, Ближнего Востока, достигал морскими путями Индии. Из-за своей огромной важности вылов кораллов всегда контролировался властями, которые предоставляли концессии на добычу и продажу и следили за уплатой налогов.
1
На вершине цепочки поставок находились купцы, члены самых богатых семей с капиталом, которые оговаривали контракты с судовладельцами (владельцами лодок), которые, в свою очередь, использовали ловцов кораллов, организованных в команды.
1
Наконец, была рабочая сила, предлагаемая сезонными работниками: люди, оставшиеся неизвестными для письменных источников.
1
Цели использования кораллов.
С доисторических времен кораллы использовались в религиозных целях на Ближнем Востоке и в западном Средиземноморье, на Сардинии и на Сицилии. Греки и римляне использовали кораллы в фармакологии, а для украшения предпочитали жемчуг. А кельты больше ценили кораллы в эстетических целях, и даже уздечки своих лошадей украшали кораллами.
3
На протяжении веков кораллы ассоциировались с кровью Христа и мучеников. Священная утварь, религиозные предметы и украшения изготавливались из кораллов. Увековечивая языческие традиции, считалось, что такие безделушки могут отогнать болезни и удержать дьявола на расстоянии.
1 из 3
3
Полное отождествление Альгеро с рыболовством и торговлей кораллами ознаменовалось в 1355 году дарением гражданам герба королем Арагона Педро Церемониальным. На гербе изображена ветвь коралла, расположенная среди волн, увенчанная королевским знаком отличия из четырех красных полос на золотом фоне (символ каталонско-арагонской королевской семьи).
2
Стоимость билета:
5 евро.
1 из 4
2
Часы работы:
со вторника по воскресенье с 10.30. до 13.00. и с 16.30. до 19.00.