Информации о музее на просторах интернета немало. Даже не знаю, что можно еще добавить. Но попробую…
Мы поехали в Ираклион целенаправленно, прежде всего имея в виду посетить именно этот музей. Вооружились самыми разнообразными материалами, уже после посещения дворца в Кноссе, археологических сайтов в Фестосе и Гортине. Полагаю, имеет смысл действовать и наоборот — начать изучение богатейшей античной истории Крита именно с Археологического Музея в Ираклионе, но у нас получилось вот так.
Прежде всего, если вы на арендованном автомобиле и заезжаете в Ираклион от нового национального шоссе Е75, то держитесь центрального съезда на Leof. Eth. Antistaseos (так и не расшифровал — получается проспекта Антистасеос) вбив в GPS адрес Xanthoudidou Street 1. Тут возможны варианты, но тем не менее, музей вы найдете. Тут на Ikarou имеется парковка, но предупреждаю — придется немало потрудится, чтобы найти куда пристроить машину
. Дальше все дороги ведут в Рим к музею!
— расписание его работы.
Конечно, это самый тот случай, чтобы воспользоваться услугами квалифицированного гида или просто собраться на организованную экскурсию. Без толковых комментариев и задушевного рассказа не обойтись, поверьте! Я не гид и не очень хорошо подкован в истории Крита, особенно периода существования там загадочной и непонятной минойской культуры. Выдам в отзыве только общеизвестные факты и покажу, что мы увидели.
Появление музея относят к 1883 году, а современное здание музея возвели аккурат к началу Второй мировой войны — в 1940 году. Кто ж мог предположить, что случится это бедствие? В 1964 году пристроили еще одно крыло и с тех пор музей, как понимаю, особо не изменился снаружи. А вот экспозиция постоянно дополняется и расширяется, на радость всем нам — туристам.
Давайте заглянем:
всего в музее 20 залов, некоторые из них можно назвать и комнатами, но тем не менее…
Как и положено экспонаты расставлены в определенном хронологическом порядке, начиная с неолита. Это разнообразная керамика, первые фигурки богов и особенно богинь.
Можно представить: 6000 год до нашей эры!
Инструменты труда не претерпели серьезных изменений за тысячелетия
Поразили древние золотые украшения!
Мало меняются пристрастия в истории человечества.
Минойская культура сама по себе и поныне остается загадкой для ученных. Кто были те люди? На каком языке говорили? Откуда взялись? Хотя полагают, что Крит — их родина. Куда исчезли? Читал, что финикийцы, потом и карфагеняне, возможно и есть наследники этого народа. Может быть, почему нет?
Минойской культуре были свойственны дворцы (замки) как центры верховной власти и места религиозных обрядов.
— это один из вариантов реконструкции известного Кносского дворца.
Знаменитый Фестский диск с нерасшифрованными до сих пор письменами. Может это просто долговая расписка? Или текст священной молитвы?
Мы знаем про испанскую корриду. Говорят она пришла из далеких языческих времен. Коррида по-минойски заключалась не в заклании несчастного быка, а совсем в другом
минойский «тореадор» должен был показать свою ловкость и лихо перепрыгнуть через возбужденного быка! Вот так
— это оригинал фрески из Кносского дворца.
Четвертый зал —
— знаменитые богини со змеями. Найдены сэром Артуром Эвансом при раскопах дворца в Кноссе. Имеют явное религиозное значение. Кошка на голове одной из них — к чему? Непонятно. Обнаженная грудь, вроде как символизирует плодородие и изобилие. Это очень часто встречающийся символ минойской культуры.
Отдельной строкой рассказывается про бронзовые двусторонние минойские топорики — «лабрисы»
, полагают они имели не только утилитарное, но и какое-то сакральное значение.
— в детстве мы лепили из пластилина разные фигурки. Может это тоже просто игрушки?
Вот мы постепенно прошли 7 залов-комнат.
В восьмом мы видим
— это кубок в виде головы быка. Минуточку! Это ведь 1600-е годы до нашей эры!
предназначение некоторы предметов, вроде как понятно.
Фрески второго этажа — оригиналы.
чем вызван сюжет с дельфинами, часто повторяющейся в дальнейшем в эллинском и потом римском искусстве?
Далее идут образцы микенской культуры, всё более утверждавшей себя в период 1400—1100 гг. до н. э.
Затем их сменяют дорийцы
с изделиями, прежде всего военного предназначения, из железа. Это уже Х-VII век до н. э.
А завершает экспозицию недавний, по меркам Крита, несомненно, классический греко-римский период
«О, сколько нам открытий чудных…" Увы, мы редко пользуемся услугами профессиональных гидов. Так уж получается. Ираклионский археологический музей — то место, где без вдумчивой и полезной подсказки не обойтись.