Меерсбург — очаровательный городок на Боденском озере, мой самый любимый в этом регионе. Рассказ про город здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_32319
Над городом доминирует одноименный замок.
Меерсбург — очаровательный городок на Боденском озере, мой самый любимый в этом регионе. Рассказ про город здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_32319
Над городом доминирует одноименный замок.
Замок Меерсбург удивительный, его основал Дагоберт Первый Добрый из династии Меровингов в первой половине 7 века! Об этом записано в швейцарской хронике 1548 года, но прямых доказательств нет. Однако, доподлинно известно, что замок существовал дол 1000 года.
Современный замок был построен на крутой скале, в 1334 году, и был совершенно неприступен, имея толстые стены, 14-метровый ров, через который был переброшен 12-метровый подъемный мост, с обрывом с южной стороны.
Расскажу о нем в той последовательности, в которой возможно пройти по замковым помещениям.
Вход в замок — через замковые ворота. Над ними — поворотное колесо для подъема 4-метрового моста.
Напротив входа — резное деревянное распятие 15 века, над ним — ведра из кожи для тушения пожаров.
Дюрниц — старейшее помещение замка. Толщина стен здесь достигает почти 3 метра. Дюрниц — это большая комната, служившая местом сбора всех воинов — защитников замка. В более поздние времена здесь размещали стражу. Помещение отапливалось по-черному, через вытяжное отверстие в стене дым выходил наружу. Зимой окна прикрывались ставнями.
Барочная лестница была пристроена в 1710 году, при епископе Иоганне Франце Шенк фон Штауфенберге. Наряду с охотничьими трофеями здесь находятся историческое охотничье оружие, арбалеты, копья и кинжалы около 1500 года. Барочный зал переделан в кафе. Это одно из помещений, перестроенное согласно вкусам нового времени при Шенке фон Штауфенберге.
В нише — бюст геральдиста и историка, доктора Карла Майера фон Майерфельса, который в 1878 году открыл в замке музей.
Отсюда, выход на террасу с видом на озеро.
Главное жилое помещение замка — Палас, как он выглядел около 1300 года. В подобных залах протекала вся общественная жизнь средневекового дворянства: здесь принимали средневековых рыцарей, а странствующие миннезингеры декламировали свои любовные песни и героические поэмы. На стенах — копии миниатюр знаменитого Маннеского кодекса первой четверти 14 века. Сохранился готический шкаф, и изразцовые печи.
В нише зала — раннехристианский крест с фигурой Христа.
Готический покой 15 века.
Раннехристианский покой 17 века с так называемым Ульмским шкафом, и мебелью 1600-х годов. На изразцовой печи — сцены сельской жизни.
Кухня с массивной встроенной в стену печью и старым сливным отверстием у окна. На стенах — старая кухонная утварь.
Колодец находится в бывшем замковом дворе и изначально достигал в глубину Боденское озеро. Колодец был прорыт в 1334 году, в ожидании осады и должен был гарантировать защитникам замка наличие питьевой воды.
Спальный покой фогта — епископского наместника 17 века. Помимо кровати с пологом и шкафа, ниша для молитвы.
Оружейный зал был возведен в 16 веке, перестроен в 18 веке, и служил некогда местом обучения военному искусству для фехтования. Здесь выставлены образцы оборонительного и наступательного вооружения. Доспехи и латы периода 1570 — 1680 гг. В центре выделяется черный доспешный гарнитур элитного кирасирского полка графа фон Паппенхайма времен 30-летней войны, тяжелые и легкие доспехи конца 16 века. Алебарды периода 1500 — 1800 годов, в витрине мечи и шпаги 1450–1700 годов.
Из оружейной — выход в замковый сад, с которого открывается прекрасный вид на Боденское озеро и Альпы. Правда, не в темноте. Зато, вечером горят огни и очень празднично.
В птичнике до 1760 года содержались ловчие птицы для охоты.
Перед входом в замок установлен бюст поэтессы, композитора и писательницы Аннеты фон Дросте-Хюльсхоф, сестры жены хозяина замка 19 века, барона Ласберга. Несколько комнат в замке принимали ее, когда Аннета приезжала в гости. Ее бабушка, у которой частенько гостила Аннета, дружила с братьями Гримм, и, возможно, общение с ними наложило отпечаток на увлечении девочки литературой.
Памятная комната с изображением на стенах: родной дом поэтессы Аннеты фон Дросте-Хюльсхоф, замок Хюльсхоф, портреты ее родителей и предков с отцовской стороны, ее близкого друга Левина Шюкинга и наставника Кристофа Шлютера. Также изображения надгробия ее могилы на меерсбургском кладбище, «княжеский домик» — садовый дом, приобретенный поэтессой с доходов от ее первого поэтического сборника, Рюшхаус — вдовья резиденция ее матери, скульптура и картины, изображающие Йозефа фон Ласберга.
Спальная комната Аннеты фон Дросте-Хюльсхоф. 24 мая 1848 года в этой комнате скончалась величайшая немецкая поэтесса 19 века Аннете фон Дросте-Хюльсхоф. Во время своих приездов на Боденское озеро, начиная с 1841 года, она жила в гостях у своего зятя, барона Йозефа фон Ласберга.
Рабочий кабинет поэтессы размещена в башне со знаменитым видом на озеро и Альпы. На стенах — виды и копии рукописей Аннеты.
Комната с оригинальными изданиями Дросте-Хюльсхоф, и среди прочих — вышедший в 1844 году в издательстве Котта стихотворный сборник с написанными преимущественно в меерсбургском замке произведениями. Во второй витрине — различные издания ее сочинений и биографии.
Старая оборонительная галерея с оружейной камерой. На стене — древковое оружие, боевые топоры, палицы, кистени. Камни, сложенные под окном, также использовались для обороны. В случае штурма их сбрасывали на головы нападавших, в дополнение к кипящей воде и горящей смоле.
Кузница. На стенах — клещи и прочие кузнечные инструменты. В кузнице — наковальня, горн и мехи.
Латрина — средневековый туалет. Посредством «абортария», как называли такого рода туалеты, происходил сброс отходов наружу через специальную шахту. Для предотвращения образования и распространения запахов в потолке проложена вентиляционная шахта (видна в зеркало) с многочисленными мелкими отверстиями. В замке Меерсбург было три такие латрины.
Пекарня служила для снабжения дворовых людей хлебом, который вплоть до 16 века был важнейшим продуктом питания, каждый человек ежедневно съедал до 1 кг хлеба. Печь имеет глубину 2,7 метра и ширину 2 метра, и была приспособлена для массовой выпечки хлеба. В результате длительного воздействия сильного жара внутреннее покрытие печи растрескивалось, и она более не могла быть использована по назначению.
Дворовая кухня. Руководство кухней было исключительно мужским делом, поскольку требовало приготовления большого количество пищи. Готовка осуществлялась на открытом огне в большом котле. Горшки и кастрюли ставились также на железные треноги над горячими углями.
После пекарни проход в дальнейшие помещения через винтовую лестницу.
Христоф колодец — это объемный резервуар для сбора дождевой воды, использовавшейся затем в купальне, на дворовой кухне и в пекарне. В Средние Века во время больших торжеств здесь вместо воды текло бесплатное вино для городской бедноты.
Рыцарский зал 13 века. Аскетичность его убранства демонстрирует исключительно простоту и суровую жизнь тех далеких времен. Обстановка минимальна: на стенах — шкуры диких зверей, оленьи рога, голова лося и образцы вооружения. На столе — братина на лосиной ноге.
Оружейная галерея, в которой представлены алебарды 14–18 веков, боевые топоры 1460 года, обнаруженные при раскопках, ружья 19 века и штурмовые орудия.
Галерея Гогенштауфенов, свод которой построен на естественном камне замковой скалы. Гербы князей — епископов Констанца, живших здесь с 1268 года, развешены справа.
Замковая капелла. В Средневековых замках обязательно располагалась часовня, которая из-за нехватки места зачастую была просто встроена в нишу крепостной стены. Такого рода часовня существовала и здесь, до тех пор, пока не была устроена новая церковь в восточной башне. В центре — готический алтарь. Слева — фигура святого Петра на стене, относящаяся к 17 веку.
Княжеский зал приобрел свой ренессансный облик в 16 веке. Помещение обставлено предметами мебели начала 17 века, и украшено картинами времен констанцских князей-епископов. Особо ценная гравюра слева от трона изображает Ансельма Второго, аббата монастыря Салем, строителя потрясающей барочной церкви в Бирнау.
Ублиет — темница. В середине башни видно круглое сквозное отверстие, ведущее в замковую темницу. Ее глубина 9 метров, толщина стен — 2 метра. Осужденные спускались вниз на веревке, сидя верхом на узле, и в большинстве случаев им грозила голодная смерть. Интересны надписи и рисунки, оставленными заключенными на стенах. Они гласят: «Христос, моя надежда», «Даруй мне спокойствие и мир», календарные отметки одного из заключенных, автопортрет заключенного с датой «1524», длинная черта с 14 поперечными линиями — все это можно увидеть на фото в одном из верхних залов.
Рядом с темницей — пыточная, конечно.
В зале выставки шлемов я, почему-то, не сделала фото. Здесь выставлены шлемы так, как это происходило в Средние Века перед рыцарским турниром. Видны различные шлемы с начала 13 века, представленные в своей простоте, вплоть до времени их упадка в 16 веке, с преувеличенно большими нашлемниками.
Помещение в башне Левина Шюкинга посвящено геральдике. Здесь показано развитие гербов с 12 по 16 века, модель замка Меерсбург, мемориальные щиты, которые вывешивались в церкви в память об умершем дворянине.
Северный бастион. Отсюда лучше всего видны старейшие части замка: главная башня Дагоберта, с примыкающей к ней трехметровой оборонительной стеной, сложенной из огромных необработанных валунов. Верхняя часть башни была построена в 1509 году при епископе Гуго фон Гогенланденберге, герб которого укреплен на самой вершине башни.
Конюшенный корпус был возведен около 1570 года, при кардинале Маркусе Ситтикусе. Над кормушкой для лошадей виден узкий лаз — начало потайного хода, ведущего вниз к озеру. Он, вместе с обустройством земляного рва и колодца, был частью оборонительных мероприятий епископа Николая Фрауэнфельдского, в конце 13 века предпринятых против Альбрехта фон Гогенберга, претендовавшего, при военной поддержке императора, на епископскую кафедру в Констанце. По преданию, работы по укреплению замка в кратчайшие сроки исполнили 400 горных рабочих из Шварцвальда, чему в немалой степени способствовал мягкий известняк меерсбургской скалы. Во время последовавшей 14-недельной осады замка войсками императора Людвига Четвертого Баварского впервые на немецкой земле применялись пушки, однако замок остался неприступным и почти не пострадал.
Северо-восточная башня с бойницами 15 века. Бойницы служили для ведения огня из ручного огнестрельного оружия, на верхних этажах башни они оставлены достаточно широкими, чтобы дать максимальный обзор стрелкам, в то время как на нижних этажах отверстия для стрельбы сделаны узкими и могут обеспечить лучшую защиту.
Сквозь прикрытое стеклом отверстие в полу виден фундамент башни.
Епископская капелла в башне была устроена в 17 веке. Над алтарем — барочное резное изображение Девы Марии, окруженное фигурами ангелов. Поверху — гербы различных владельцев замка.
Часы работы:
ежедневно с 10.00. до 18.00.
Стоимость билетов:
взрослый 12,80
детский с 14 до 18 лет — 10,00
детский с 6 до 13 лет — 8,00
льготный (пенсионерам, студентам, инвалидам, военослужащим и волонтерам. — 10% скидка
с гостевой картой — 12,30
семейный: для взрослых 9,60, юношеский 7,50, детский 6,00
в составе группы от 15 человек 9,80.
Адрес:
Schlossplatz 10
88709 Меерсбург
+49753280000