Наконец-то я добралась до отзыва об оперном театре Дрездена — Земперопер. У меня с Земперопер знакомство в 20 лет. Тогда, я приехала в Европу из Восточного Казахстана, и областной драматический театр с гастролерами с советских просторов — это весь мой зрительский опыт, небольшой, но достаточный, чтобы любить театр.
Дрезденская опера — это один из лучших оперных театров Германии.
20 лет назад меня немного смущали слишком авангардные интерпретации классических оперных спектаклей, но это было фишкой театра. Менялись интенданты и менялась стратегия, сейчас постановки тоже осовремененны, но без радикализма и мне они нравится больше. Балетные спектакли есть и классические, и современные.
История оперных театров в Дрездене начиналась в 1667 году — 27.01.1667 в Дрездене открылся оперный театр «Klengelsche Opernhaus» или «Churfürstliche Opernhaus am Taschenberg, третий по счету после Вены (1651) и Мюнхена (1657) на немецко-говорящем культурном пространстве. Репертуар, по примеру Италии составляли оперные и балетные спектакли.
В 1719 году, при Августе Сильном итальянские архитекторы Алессандро и Мауро, при содействии Матеуса Пёппельмана и Бальтазара Пермозера (создателей Дрезденского Цвингера) построили новое здание для оперного театра. Этот театр был самый большой немецкий театр и один из самых больших и помпезных в Европе. Здесь лелеяли оперу такие мастера, как Johann Adolf Hasse и Johann Gottlieb Naumann, дирижировали в 1843 году Felix Mendelssohn Bartholdy и 05.04.1846 Richard Wagner.
В 1755 импрессарио Pietro Moretti создает ещё один оперный театр у Цвингера, который называли Моретти-театр или Малый придворный театр. В нём творил Carl Maria von Weber. В 1817 году он основал Дрезденский оперный хор, и театр переименовали в том же году в Первый королевский саксонский придворный театр (das Erste Königlich Sächsische Hoftheater). Новое здание для него с 1839 по 1841 год строил Готфрид Земпер (Gottfried Semper). Открытие состоялось 12.04.1841 года, исполнили „Праздничную увертюру“ Вебера и „Торквато Тассо“ Гёте. Круглое здание театра пользовалось славой „красивейшего театра мира“. С 1843 по 1849 годы в театре работал в качестве королевского Саксонского капельмейстера Рихард Вагнер. На сцене театра состоялись премьеры его опер „Ренци“ („Rienzi“» 1842), «Летучий Голландец» («Der fliegende Holländer» 1843) и «Тангейзер» («Tannhäuser» 1845). Но 21.09.1869 года театр сгорел. О том как он выглядел, вы можете посмотреть в моих рассказах об Альтенбурге и музее Вагнера в Граупе.
Где, кто и что играли после пожара я опущу.
Второе здание Королевского придворного театра по проекту Готфрида Земпера возводили с 1871 по 1878 годы. Строительные работы велись под контролем сына Земпера — Манфреда. Открыли театр вновь исполнением «Праздничной увертюры» Вебера и постановкой Гёте «Ифигения в Тавриде». До 1895 года в театре давали и оперные и драматические спектакли, а с 1986 года давали ежедневно оперу, особенно любили Рихарда Штрауса, Верди, Пуччини.
В 1919 году, после революции придворный театр переименовали в «Саксонский государственный театр».
В 1944 году в условиях «тотальной войны» театр закрыли, а во время американской бомбардировки 13/14 февраля 1945 года его и все другие театры у Цвингера разбомбили.
Восстановили театр только в 1985 году. Дрезденская Земперопера — это не только памятник архитектуры, но и место, где кроме оперных, балетных и других музыкальных спектаклей и концертов проводятся праздничные мероприятия, такие, например, как ежегодный оперный бал или вручение премий и наград в развитие культуры и искусства. Оперный театр стал символом города, а Дрезден — одной из известных и важных метрополий оперного искусства в мире.