Бывший дворец архиепископов, построенный в 1690 году, с залом для проведения послекоронационных банкетов. Сегодня в нем находится Музей Собора, где выставлены гобелены, скульптуры и другие предметы, использовавшиеся в таинстве коронации.
2
На этом месте уже в древнем городе был дворец. В начале 5 века здесь жил епископ Ниццы. он и построил первый собор, Нотр-Дам. В память о крещении Хлодвига Первого в Реймсе, около 496 года, здесь короновались короли Франции вплоть до 19 века, последним был Карл Десятый, в 1825 году. За века дворец неоднократно перестраивался, в итоге он получился в форме буквы «Е», и получил название «Дворец То».
5
После Революции, в 1823 году, сюда вернулось духовенство. В начале 20 века дворец перешел в государственную собственность, и работы продолжались до 1972 года, из-за повреждений, полученных во время ПМВ. Здание было отреставрировано после пожара 1920 года и к нему пристроена часовня. Явно узнаваемый готический стиль конца 15 века совмещен с классицизмом 17 века.
1
Здесь хранятся предметы, относящиеся к коронации архиреакционного Карла Десятого в 1825 году. Будучи коронованным, брат Людовика Шестнадцатого, заявил о своем намерении возвратить страну к старому режиму. Его попытка оказалась неудачной, однако обычаи, которых он придерживался, уходят корнями еще к 496 году, когда Хлодвиг, король франков, был крещен в Реймсе.
1 из 4
1
Все немного не похронологии, но все в той последовательности, в которой это расположено в музее.
2
Банкетный зал расположен над нижним залом с ребристым сводом. После пожара 1914 года он был восстановлен в том виде, в котором был построен в 15 веке архиепископом Гийомом Брисонне, чей герб изображен на камине (ниже). Часовня имеет два уровня, верхняя часть отведена для архиепископов.
1
Первое упоминание о послекоронационной трапезе встречается в так называемом Фулрадском Ордо, написанном около 980 года: «…после мессы они идут к столу…». Переход к столу после церемонии, начатой на рассвете, которая могла длиться 6–7 часов, был физиологической необходимостью, но и последним актом освящения царственной особы. Не бывает праздника без пира, напоминает нам библейская история, праздник объединяет гостей, разделяющих хлеб и вино. Источники Средневековья говорят о большом собрании гостей в зале дворца архиепископа. На пиру Людовика Тринадцатого (в 1610 году) присутствовало 100 человек, а у Людовика Четырнадцатого и дальше цифра не превышает 30, чтобы выделить короля и 12 пэров Франции. Внимание было сосредоточено на короле в окружении 6 герцогов и 6 графов, духовных лиц и мирян, представляющих великих вассалов короны. Так символически изображается Тайная Вечеря, где король, наместник божий, занимает место Иисуса. Епископы носят на трапезу митры и ризы, чем объясняется отсутствие женщин за пиршеством.
1
Бальный зал являлся центром силы и власти архиепископов. Еще в Средние Века просторный Зал Славы служил местом встречи Духовенства под председательством прелата. При тогдашнем правительстве образование было исключительно обязанностью церкви. В эпоху Возрождения и контрреформы католической церкви в 1548 году кардинал Шарль де Лотарингский основал Университет, торжественные заседания которого проходили в этом здании вплоть до Революции.
3
Получив разрешение на чеканку монет, прелат выдал права графства на город Реймс и его окрестности. Архиепископ Реймса, который во многих случаях происходил из высшей знати, также был сувереном, авторитет которого не всегда принимался безоговорочно. Оборонительный аспект дворца показывает это очень ясно.
2
Следуя феодальным обычаям, король воспользовался своим правом на проживание в отношении своего вассала, архиепископа — герцога, и прибывал с частью своей свиты накануне коронации. Она проходила в зале коронации, и там же состоялась трапеза. Для короля был приготовлен торжественный балдахин, прямо перед большим камином. Это был деревянный каркас, поддерживающий навес, и все это прикреплялось к трону или алтарю.
1
Во время коронации король был помазан святым митром, который таинственным образом был принесен Святым Реми в сосуде — ампуле голубем во время крещения Хлодвига.
1
Нижняя часовня, посвященная святому Петру. После пожара в соборе в 1210 году, который также повредил дворец То, архиепископ воспользовался работами по восстановлению, чтобы построить частную часовню на двух уровнях. Верхняя предназначалась лично для него, а нижняя — для его персонала. 6 декабря 1841 года кардинал Гуссе стал одним из основателей ученого общества Реймской Академии, штаб-квартира которой располагалась во Дворце То. По инициативе Муниципалитета в 1864 году в Нижней Капелле архиепископского дворца был создан Музей лапидарных изделий. Туда была перенесена гробница Йовина, знаковый предмет из археологических находок Реймса 2 века. Но в 1896 году все коллекции были переведены в бывший монастырь Сен-Реми, будущий Музей Сен-Реми. После реставрационной компании, предпринятой Анри Денё в 1920 годах, нижняя часовня стала гранильным хранилищем, в котором хранятся камни Собора. В своем нынешнем виде она напоминает гранильный музей 19 века. В ней можно увидеть лепнину полукруглого окна собора 12 века, многочисленные фрагменты большого сводчатого экрана, отделявшего до 16 века хор каноников от нефа собора.
2
Камин — единственный элемент дворца То, который не пострадал во время Мировых войн. Но, как и банкетный зал, в котором он расположен, он был отреставрирован во второй половине 20 века до состояния 15 века: герб Франции заменен на шифр Карла Десятого, нанесенный в 1825 году.
1 из 2
1
Каминная полка украшена несколькими гербами. Это гербы епископов Собора. Они увенчаны шнуром с 10 кисточками, который показывает статус архиепископа. В центре щит с гербом Франции (лазурный с тремя геральдическими золотыми лилиями), окруженный «воротником» ордена Святого Михаила, французского королевского рыцарского ордена, созданного в 1469 году Людовиком Одиннадцатым. Ожерелье состоит из раковин и медальона, изображающего архангела Михаила, поражающего дракона: он был защитником королей Франции со времен Карла Седьмого. Щит увенчан короной из лилий. Вся каминная полка также украшена этими геральдическими лилиями, символом французской королевской семьи. Три арки, характерные для готического периода, венчают этот герб.
2
В музее представлены потрясающие гобелены. Пять из них рассказывают историю Хлодвига, первого франкского короля, короновавшегося в Реймсе.
Около 500 года, Хлодвиг, языческий вождь франков (Меровинг), был крещен в Реймсе, епископом Реми, став таким образом, первым христианским вождем (королем) на Западе. И по легенде Хлодвиг был помазан маслом, принесенным голубем, символом Святого Духа. На гобелене из 4 частей изображено видение крещения в духе 17 века: крещение излиянием, а не погружением, как это было во времена Хлодвига. Легенда о святом сосуде станет основой коронации в Реймсе, в память о крещении Хлодвига. Королевские знаки отличия — скипетр, длань правосудия, корона — на подушке на переднем плане также являются анахронизмом, эти инструменты власти появились только в 10 веке, через несколько веков после крещения Хлодвига.
2
Крещение Хлодвига, Ян Ле Клерк по работам Шарля Поерсона. Около 1660 года. Гобелен на ткацком станке, шелк и шерсть.
Три жабы, украшающие штандарт армий Хлодвига на огромном гобелене истории форта Рой Кловис. Жаба была нелюбима людьми Средневековья (да и сейчас не самое милое животное), она безобразная, и ее зеленый цвет ассоциируется со злом. После крещения Хлодвиг заменил жаб тремя золотыми геральдическими лилиями, знаком чистоты и добра. Этот гобелен был соткан почти через 1000 лет после смерти Хлодвига. Поэтому он рассказывает нам историю, которой никогда не было, но чье символическое послание (о важности религии для французской королевской семьи) было предназначено для людей 15 века. Украшать штандарты гербами начали не ранее 11–12 веков, намного позже, чем жил Хлодвиг.
3
Персонажи трех сцен этого гобелена — олень, битва и основание церкви переплетаются. В центре гобелена изображена война против Гондебо, короля бургундов, и дяди Клотильды, жены (второй) Хлодвига, затем борьба с Аларихом, королем вестготов. Слева — основание капеллы святых апостолов в Париже. Справа — чудесный эпизод с оленем, который привел Хлодвига к броду Луары, чтобы справиться с Аларихом. Знамя с геральдической лилией в центральной части представляет собой повторное использование другой части драпировки, отсюда и этот составной аспект. Флаг с геральдической лилией заменяет флаг Меровингов с жабой. Легенда гласит, что во время битвы при Толбиаке ангел предложил Хлодвигу обменять трех жаб (языческий символ), украшавший его щит, на три золотые геральдические лилии: геральдическая лилия стала символом французской монархии.
3
Основание церкви святых Петра и Павла, победа над Гондебо, чудесный олень. Турне, около 1450 года. Гобелен создан на ткацком станке, из шерсти, в 4 частях.
В левой части гобелена — коронация франкского короля, справа — осада Суассона войсками Хлодвига. Персонажи одеты по моде 15 века, а архитектура относится к концу Средневековья. Король появляется во время битвы дважды: один раз в золотом шлеме, на богато украшенном коне, с посохом в руке, затем второй раз (справа) во время взятия Суассона, подняв меч на Сиагрия.
2
Коронация короля Хлодвига, битва против Сиагрия, взятие Суассона, беседа короля Камбре с Хлодвигом. Турне, 1450 год, гобелен выполнен на ткацком станке, из шелка и шерсти.
В 493 году Хлодвиг отправил послов в Гондебо, к королю Бургундии и дяде Клотильды, на которой он хотел жениться (что не помешало потом воевать с родственниками жены, за что жена натравила на родственников мужа их сына). Гондебо не поддержал этот союз, потому что опасался честолюбивого и воинственного Хлодвига (справедливо). Тем не менее, политический союз с Хлодвигом был полезен в войне против готов. Без энтузиазма, но он согласился на брак. Клотильда, сидящая на первом плане, смотрит на посла в военной форме, пришедшего поговорить с Гондебо, сидящим под балдахином.
2
Предложение руки и сердца Хлодвига. Ян Ле Клер по произведению Чарльза Поерсона. 1660 год. Гобелен выполнен на ткацком станке из шерсти и шелка.
Брак Хлодвига и Клотильды произошел около 493 года. Его на гобелене символизирует рукопожатие супругов по благословению епископа, вероятно, Реми де Реймса. Хлодвиг все еще был языческим предводителем франков, Клотильда попросила его в день свадьбы принять христианство и быть верным единому Богу, а также крестить будущих детей.
3
Женитьба Хлодвига. Ян Ле Клер, по произведениям Чарльза Поерсона. Около 1660 года. Гобелен выполнен на ткацком станке, из шелка и шерсти, в 2 фрагментах.
На фоне некоторых гобеленов установлены скульптуры, снятые с собора. Самое впечатляющее — гобелен Жития Богородицы, состоящий из 17 частей. Он был создан по заказу архиепископа Робера де Леонкура в 1515 году и подарен собору в 1530 году. Он сохранил почти все свои элементы и только два гобелена частично повреждены. Они несут герб капитула, с гербами архиепископа Робера де Леонкура, и собора Реймса.
3
Гобелен предназначался для вывешивания над партерами и выполнял иконографическую, декоративную и практическую функции. Каждое произведение связывает сцены из жизни Богородицы, вдохновленную «Золотой Легендой» Жака де Ворагина и иллюстрированными изданиями Библии с эпизодами из Ветхого Завета, в так называемой «типологической» ассоциации, частой в Средние ВекаЮ когда любили демонстрировать, что Новый Завет был подготовлен Ветхим Заветом. Основная сцена обычно представлена в архитектурной раме и декоре Эпохи Возрождения и комментируется стихотворной надписью на французском языке. Сцены из Ветхого Завета подчеркнуты библейским стихом на латыни, который появляется в последовательных описях собора с 1622 года.
3
Кусок гобелена из серии «Житие Богородицы». В зеленом декоре Богородица восседает на троне, увенчанном балдахином. Она держит Младенца на коленях, а в левой руке книга. Святой Иосиф, одетый в красное и держащий одну руку на груди, показан рядом с ней. С другой стороны, Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, также держит книгу, склоняется к своему мужу Иоакиму, отцу Марии. На переднем плане другие фигуры занимают свои места в саду. Это другие супруги Анны и две ее другие дочери и их сыновья. В верхнем регистре слева Хисмерия, сестра Анны и ее муж Пентер, а слева их дочь Елизавета, в сопровождении ее мужа Захария, и их сына Иоанна. В верхней части композиции Бог — отец, благословляя, держит земной шар, увенчанный крестом.
2
«Житие Богородицы» — «Успение». Богородица, скрестив руки, отдыхает на кровати с балдахином. Апостолы собрались вокруг кровати, к ним присоединился создатель драпировки Робер де Ленокур, одетый паломником, и поднимающийся по ступеням, ведущим к балдахину. Верхние углы заняты сценами из Ветхого завета: слева смерть Сарры, жены Авраама, прародительницы еврейского народа, справа — Марии, сестры Моисея и Аарона. Скульптура — король, не идентифицированный, снятый с юго-западной башни.
2
«Житие Богородицы» — «Рождество Христово». Внутри вертепа Иисус возлежит на белой ткани в яслях. Богородица стоит на коленях рядом слева. С другой стороны, Иосиф на заднем плане. Архиепископ Робер де Ленокур, в качестве дарителя, одетого в ризу, на котором изображен его герб и епископский крест, стоит с другой сторны. По обеим сторонам конюшни толпятся пастухи, чтобы подойти и поклониться младенцу Иисусу. В верхних углах гобелена изображены сцены из Ветхого Завета: слева Бог-отец является Моисею в горящем кусте, который горит, но не сгорает — неопалимая купина. Справа Аарон стоит перед скинией, странствующим еврейским святилищем, содержащим Ковчег Завета и Скрижали Заветы, и Скрижали Закона, среди изумленных Левитов.
2
«Представление Марии в Храме» из «Жития Богородицы». Окруженные толпой людей, Анна и Иоаким на переднем плане смотрят на Марию, дитя, стоящую на коленях на ступенях, ведущих к Храму. Ребе встречает ее у дверей. Слева молодые девушки приходят, чтобы подарить Богу свою невинность. Над ними рыбаки берут в свои сети стол из золота, который они подарят Храму Солнца. В правом верхнем углу Иеффай, давший в бою неосторожную клятву принести в жертву первое существо, которое придет к нему, увидел приход своей дочери, и он должен выполнить свое обязательство перед Богом.
2
1. Слева — скульптура Карла Великого, 1230 год. Снята с контрофорса юго — западной башни. Скульптура и ее основание имеют сильные повреждения.
2. «Житие Богородицы» — «Поклонение волхвов». Волхвы приходят в хлев, чтобы принести свои дары младенцу Иисусу. Внутри Иосиф, Мария и младенец — все святое семейство, а также традиционные осел и бык. Мельхиор, седовласый маг, падает ниц перед Иисусом и касается его ноги. Второй, Каспар, ждет на пороге хлева, пока Бальтазар, темнокожий маг, получает вазу из рук своего пажа. На заднем плане, снаружи хлева, пастухи наблюдают за происходящим.
3. Королевская скульптура, 1230 год, снята со скинии с контрофорса юго — зп=ападной башни. В отличии от других королей, представленных в зале, эта скульптура представляет собой короля с молодым и безбородым лицом.
1
1. «Житие Богородицы» — «Визит». Сцена визита беременной Марии своей кузине Елизавете, беременной Иоанном Крестителем, рассказанная в Евангелии от Луки. На заднем плане сцена из Ветхого завета: три молодых еврея в огне и Даниил во рву со львами.
2. «Коронация Богородицы», 1515 год. Богородица, стоя, предстает в окружении ангелов. Под ее ногами перевернутый полумесяц, символ целомудрия. Над ней Бог отец и Иисус держат венец, на котором покоится голубь святого Духа. В верхних углах гобелена две сцены коронации, взятые из Ветхого завета: слева Вирсавия, мать Соломона, получает от сына царскую корону. Справа Артаксеркс, царь Персии, венчает Эшер, его жену, стоящую на коленях. В нижних углах два пророка.
2
Богородица Евангелистов — Из жизни Иисуса, Пьер Мюргалле, 1633 год. Иконография и композиция этого гобелена очень отличается от других частей, он на сто лет моложе. Зелень в цветочных горшках по моде 17 века, медальон на переднем плане, посвященный Мадонне с Младенцем, окруженный маленькими медальонами евангелистов.
2
1. Мария и Иосиф ждут Иисуса у дверей храма. На каменной скамье, на которой восседает Богородица, написано LVC, что говорит, что сцена относится к 8 главе Евангелия от Луки, повествующая об эпизодах проповедей и чудесах Иисуса. Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, не имея возможности войти в храм, где их сын читает проповедь, ждут его снаружи.
2. Свадьба в Кане. Свадебное чудо в Кане считается первым чудом иисуса. В Кане Галилейской состоялись свадьбы, на которые были приглашены Пресвятая Дева и ее сын. Внезапно Богородица предупреждает сына, что вина для гостей больше нет. Затем слуги приносят Иисусу кувшин с водой, которую он чудесным образом превращает в вино. Центральная сцена гобелена изображает чудо, а картуши фриза справа изображают действия, связанные с ним, мужчина наполняет кувшины водой, которую женщина черпает из колодца, а слева те же персонажи пробуют вино чудесным образом преображенное из воды.
3. Три волхва, Каспар, Бальтазар и Мельхиор спят на переднем плане. Они узнаваемы по богатым костюмам и экзотическим прическам. Сцена происходит после Поклонения, то есть после посещения младенца Иисуса. Волхвы видят во сне ангела, окутанного светом, который советует им не возвращаться к Ироду, пославшему их узнать о новорожденном ребенке, объявленном первосвященниками новым «Царем Израиля». Ирод хочет избавиться от будущего соперника. Волхвы часто изображаются как три возраста жизни: старший здесь представлен на переднем плане.
4 Иисус среди врачей. На гобелене изображен интерьер храма, выполненный в античной манере. В центре композиции младенец Иисус восседает на деревянном троне. Он указывает указательным пальцем левой руки на небо, как будто поддерживая свою божественную речь. По обе стороны ребенка сидят мудрецы с книгами в руках, и, кажется, они впечатлены словами Иисуса. На заднем плане справа стоят Пресвятая Богородица и святой Иосиф.
2
«Жития Богородицы» — «Совершенства Марии». Мария, сидящая в огороженном саду, работает над гобеленом, переплетение которого прикреплено к двум колоннам, на фоне которых стоят два единорога, символы девственности. Два ангела приносят ей хлеб и вино. Над ней Бог-отец держит в руках земной шар, увенчанный крестом, а правой рукой благословляет Марию. Филактерий, расположенный под Творцом, цитирует Песнь Песней о любви: «Ты очень красива, моя возлюбленная».
2
Король, 14 век. Скульптура была установлена на галерее западного фасада. Личность статуи не определили, некоторые специалисты утверждают, что это король Франции, так как в центре галереи установлена скульптура Хлодвига, другие считают, что это царь Иудеи, один из предков Иисуса. Согласно архивам, скульптура была сильно разрушена еще до 1914 года, поэтому ее износ не связан с бомбардировками. Вид ее несколько грубоватый, но она была установлена на высоте 47 метров, поэтому тонкость была не важна.
2
«Бегство в Египет», Жития Богородицы. После рождения Иисуса, царь Иудейский Ирод отдает приказ убить всех еврейских детей до двух лет в Вифлееме. Первосвященники объявили о рождении «Царя Иудейского», и Ирод опасался будущего соперника. Затем Иосифу является ангел и советует ему бежать в Египет со своей семьей. Мы видим, как огн ведет осла, на котором сидит Мария, неся на руках младенца. Их сопровождает небесная стража. Слева изображено «Избиение младенцев» по приказу Ирода. В регистре слева бегство Иакова от угроз его брата Исава, а справа бегство Давида, спасающегося от ненависти своего тестя Саула.
2
Гобелен «Житие Богородицы»: «Женихи Марии» — фрагмент, Париж, 1520 год. Этот эпизод из жизни Богородицы происходит до Божественного Посещения и берет свое начало в Протоевангелии от Иакова. В Иерусалимском Храме священник Захария получил от ангела весть. Он призывает вдовцов из народа, пусть каждый принесет Марии дар, и один из них станет ее мужем.
2
1. Скульптура Марии Магдалины 1260 года. Снята с контрофорсов справа от окна — розетки западного фасада. Мария Магдалина — очень неоднозначный новозаветный персонаж. В 6 векетри евангельские Марииобъединяются в одну и ту же фигуру. Т. о., Мария Магдалинаявляется грешницей, из которой Иисус изгоняет бесов, после того, как она омыла ему ноги; сестрой Лазаря, которую Иисус воскрешает, и той, которая присутствует у подножия креста во время смерти. Мария Магдалина принадлежит к циклу Воскресения. Иисус просит ее пойти и возвестить о своем воскресении его ученикам. У скульптуры повернуто лицо вправо, она общается со святым Петром, первоначально находившимся напротив нее на фасаде собора.
2. Гобелен из жизни Иисуса, созданный в Реймсе в мастерской Даниэля Поперсака, в 1633–1641 годах. Этот гобелен состоял из 29 частей, заказанных в 1633 году Анри де Лотарингским, архиепископом Реймса. Он подарил еще не законченные гобелены собору, и они предназначались для украшения хора, для обогрева помещения, отведенного для причастия, и для защиты от сквозняков. Герб заказчика виден на каждой из рамок гобелена. При описи 1905 года было найдено всего 17 штук, а в 1914 году пожар уничтожил большую их часть. Сегодня сохранились всего 7 гобеленов. Некоторые эскизы для них хранятся в Музее Изящных искусств в Реймсе. Мастерская Даниэля Паперсака, фламандца по происхождению, изготовила эти гобелены в Реймсе.
1
«Житие Богородицы» — «Представление Иисуса». В Храме Симеон принимает младенца Иисуса из рук коленопреклоненной Богородицы. За ней святой Иосиф несет свечу. Церемония проходит через 33 дня после обрезания. Старец Симеон узнает Спасителя.
2
«Встреча Анны и Иоахима у золотой двери». Гобелен с изображением Богородицы по заказу Архиепископа Робера де Ленокура, около 1515 года. После 20 лет брака у Анны и Иоахима не было детей. Иоахим принес приношения в Храме Яхве в Иерусалиме, но священник прогнал его. Он укрылся возле пастухов в пустыне, где его посетил ангел, который объявил ему, что его жена родит девочку, которую нужно будет назвать Мария. Ангел также предупреждает Анну: они будут родителями Пресвятой Богородицы. Сцена гобелена представляет момент, когда Анна и Иоахим снова встречаются после объявления ангела и обнимают друг друга на пороге Храма, изображенного как средневековый замок. По обеим сторонам храма сцены рассказывают о эпизодах Благовещания (слева) и Анне (справа).
2
Гобелены с Иисусом — перед Каифой и Бичевание — принадлежали хору.
Гобелен «Иисус перед Пилатом (или Каифой)», Фландрия. Согласно Евангелиям, Каифа, первосвященник Иудеи, считал, что Иисус подверг еврейский народ опасности. Он считал, что лучше умереть одному человеку, чем всему народу. После ареста Иисуса представляют первосвященнику. По решению римского правителя Иудеи Понтия Пилата, он был приговорен к смерти через распятие. Каифа богато одет в синии одежды, он восседает на высоком троне, обитом красной тканью. Иисус одет просто, связан веревкой и окружен двумя охранниками.
2
«Бичевание», Фландрия, 16 век. Бичевание Иисуса относится к эпизодам Страстей, все страдания и унижения, предшествующие Распятию. Перед станциями Креста, которые ведут к Голгофе, и перед тем, как увенчаться терновым венцом, ведут Иисуса, с привязанным к нему крестом. Мужчины бичуют его.
2
Скульптура Святого Петра, 1260 год. Лицо Петра повернуто в сторону скульптуры Марии Магдалины (см. выше), они оба являются привеллигтрованными учениками, которым является воскресший иисус. Иисус дарует Петру ключи от небесного царства.
1
Пилигрим, 1280 год, снято с западного фасада. Согласно Новому Завету, воскресший Иисус является двум ученикам по дороге в Эммаус. Убегая из Иерусалима, после смерти Иисуса, они не узнают его, но предлагают гостепримство. Когда Иисус преломляет хлеб во время еды, им открывается его Личность. Скульптура узнаваема благодаря костюму Пилигрима. Паломник носит тунику, которую он держит левой рукой, шляпу и он босиком. Туника прикрыта пелериной, широкой накидкой, защищающей от непогоды в дороге. Должно быть, первоначально он держал посох, не сохранившийся. Также он несет наплечную сумку, на которой изображена раковина, что сближает его с паломниками святого Якоба.
2
Гобелен «Возвращение волхвов» (часть на фото выше). Три волхва и их пажи покидают город Вифлеем, после принесения подарков младенцу Иисусу, что можно угадать в левом верхнем углу сцены. Город показан укрепленным оградой и сторожевыми башнями, Впереди волхвов движется эскорт и они не пойдут через Иерусалим, где их ждет царь Ирод, как посоветовал им ангел, потому что царь имеет намерения убить нового «Царя Иудейского» — Иисуса. Монохромный картуш синего цвета в нижней части фриза изображает Ирода.
2
На фоне гобелена «Святое семейство» скульптуры Грифонов — химер, 1250 года. Эти три фантастических существа служили амортизацией консонтов трансепта собора. Грифоны олицетворяют Землю и Небо, покольку они наполовину орлы, наполовину кошки. Одновременно они символизируют двойственность человека — земная природа и божественная. Весь собор украшен гибридными существами, которые, как считается, защищают его от злых сил. В Средние века верили в этих созданий.
2
«Ангел на солнце», 1260 год, снят со скинии контрофорса южного нефа. Когда он стоял на крыше, то его крылья были распростерты, как и у других ангелов — хранителей. Они символизировали защиту небесного Иерусалима, или Рая, метафорой которых является Собор. Изначально крылья были золотыми, и ангел несет солнечный диск на груди, и улыбается. Его вьющиеся волосы связаны лентой. Расположенный на южной стороне собора, поэтому выставленный на солнце, он является источником света, тепла и жизни.
1
Предположительно, эта скульптура изображает короля Филиппа, 1230 год. Снято с контрофорса скинии к востоку от северной розы. В облике короля есть настоящий поиск экспрессии и индивидуализации, черты ярко выражены. Как и другие короли, он в короне и со скипетром, но неизвестно — это французский король или царь Иудейский. Выражение лица статуи напоминает знаменитого Бамбергского всадника, что показывает связь между мастерскими Реймса и Германии.
1
Скульптура царя Израиля либо Иуды, 1230 год. Снят с западной башни северного трансепта. Царь стоит, одетый в тунику, которая ниспадает ему до ног, и стягивается на талии тонким поясом. В левой руке он держит ремни своего плаща, а в правой большой скипетр. Король выглядит старым, морщины бороздят его бородатое лицо, обрамленное вьющимися волосами. Его поза, очень статическая, даже жесткая, увеличивает достоинство царя.
1
«Песнь Песней», вышивка 1640 год. Серия из четырех работ происходит из замка Отвиль (Эна), передана собору мадам де Отвиль в 1807 году. Вышивка выполнена в сарацинском стиле. Тема взята из «Песни Песней», оттуда же взяты часть текстов, остальные из Псалмов и Евангелия. На первый взгляд кажущиеся гобеленами, на самом деле они представляют собой игольную вышивку на льняной ткани шерстью, шелком и редкими золотыми нитями. Напртив, гобелен требует натягивание нитей на ткацком станке, каннелюрой, что позволяет материалу проходить между уже натянутыми нитями.
Учитывая тему любви, вероятно работы были вышиты на свадьбу, скорее всего, члену семьи Дюфур, семьи офицера Счетной Палаты Парижа.
«Песнь Песней» — песня о любви, взятая из Библии. Текст наполнен чувственными образами и эротикой.
2
Встреча влюбленных у входа в сад, сцена первая: «Скажи мне, ты, кого мое сердце лелеет, куда ты поведешь пастись своих овец». На переднем плане лесистой аллеи элегантно одетая молодая женщина с длинными вьющимися волосами и преческой в виде чепца, из-под которой вырывается развевающийся шарф, приближается к молодому охраннику, который держит алебарду и охраняет вхлд. Вероятно, она обращается к нему со словами, начертанными на картуше.
2
Влюбленные в саду, сцена вторая: «Пусть любимый войдет в твой сад». Терраса, украшенная вазой, наполненной цветами, расположена перед зданием с колонной, и венчает сад, окруженный парком, клумбы которого видны внизу. Молодая женщина ведет своего спутника к саду, иллюстрируя надпись на картуше. Последний, все еще в костюме охранника, сменил алебарду на посох, символическую палку пастуха. Женский костюм и прическа стали более сложными.
2
Скульптуры царей Израилевых. В соборе соседствуют две анфилады скульптурных королей: одна, выполненная в 1к4 веке, находится на уровне галереи западного фасада, над большим окном — розой. Другая старше, 13 века, на трансепте собора изображены 14 королей. Это символическое место, потому что на перекрестке трансепта находился алтарь, возле которого проходила церемония коронации. Эти статуи из второй серии. Короли размещены на высоких пьедесталах, украшенных Все небольшими колоннами по углам. Это производит впечатление самостоятельных скульптур на манер античных. Все цари изображены с царскими атрибутами: короной, скипетром (если сохранился). Они в модных в 13 веке мантиях, которые накинуты им на плечи и удерживается шнурком на груди, окутывая тела, создавая определенное движение, которое противостоит скованности тел и лиц. Эти цари считались защитниками земной церкви, так как из их рода был Иисус. Их символически сопровождали статуи ангелов — хранителей по бокам собора.
1 из 4
2
Удивляет количество счетов с подробным описание выпитого.
После коронации Филиппа Шестого в 1328 году, епископат запретил проживание короля и его свиты на деньги от налогов, и было решено, что церемония будет проходить за счет короля под надзором архиепископа, чтобы ограничить растраты и хищения, которые производили королевские офицеры. Огромные суммы ушли на коронации трех сыновей Филиппа Красивого (в 1315, 1317 и 1322 годах) — «Проклятых королей» (наверное, все читали у Дрюона). После этого для церемоний начали вести подробный отчет расходов на банкеты. Чтобы напоить Филиппа Шестого и его свиту, потребовалось более 60 000 литров вина. Вина Реймса тогда оценивались в 8–9 фунтов за баррель, а вина Бургундии поднимались в цене до 21 фунта.
К коронации Франциска Второго в 1559 году, бургундское вино, привезенное в Реймс, стоило 20 фунтов, а местное — максимум 17, а с учетом доставки разница была еще большая, поэтому для коронации навязывалось местное вино.
Для коронации Людовика Пятнадцатого в 1722 году из 45 вин — 32 белых и 13 красных — было только 2 из Бургундии. Все самое необходимое было предоставлено графом Силлери, с виноградников рядом с Реймсом: «У нас было большинство лучших вин, разлитых в бутылки, одни игристые, другие нет». Таким образом, Людовик Шестнадцатый, был первым королем, который пил шампанское на своей коронации. Ему в этот момент было всего 12 лет.
Отчеты о коронации Карла Десятого до сих пор свидетельствуют о явном преобладании местных красных вин (512 бутылок, в том числе 156 из Силлери), 96 игристых белых, при этом 49 бутылок из Бордо, 40 бутылок Мадейры, 22 из Маската, и 20 из Малаги.
Банкет во дворце То превратился в символ, прадненства проходили и в Ратуше, начиная за день до коронации, и заканчивая следующим днем после коронации. Всего состоялись 4 банкета для знати.
1
Сокровищница собора — это набор Богослужебных предметов и мебели, необходимых для Богослужения и украшения здания. К этому добавляется набор реликвий и реликвариев. В Реймсе не было специальных комнат для хранения сокровищ, но за всеми объектами постоянно следили специальные люди, под руководством казначея — это был внутренний персонал Собора, обеспечивающий непрерывную охрану по очереди. Традиция зародилась в Средние века. Сокровищница, в основном, состояла из подарков королей, сделанных во время коронации: сосудов, реликварий, украшений. Это очень ценные предметы: реликварий Воскресения был подарен в 1547 году Генрихом Вторым. Среди прочего, крест Святой Урсулы, подаренный Генрихом Третьим в 1574 году. Расчлененная религиозными войнами, революцией, а затем Первой Мировой Войной, которая особенно затронула Собор, сокровищница потеряла многие свои драгоценности, но к счастью, сохранилась чаша коронации королей Франции, чудо Средневекового ювелирного дела. На витринах: реликварий; ящичек для соли или специй; ящичек для столовых приборов; крест для процессий; киворий — священный сосуд, предназначенный для гостий, освященный епископом во время Евхаристии.
1 из 3
1
В отдельном зале храняться сокровища: реликварий и ларец, в котором хранятся реликвии — мощи святых; предметы власти короля и епископов; ударный инструмент колокола, состоящий из бронзы — дежурный звонок алтарного служителя, которым он выделял особо важные моменты проповеди; чаша для святой воды для ритуального окропления; ершики для бутылок, в которые разливалась святая вода; табличка с «поцелуем мира», из металла, на которой изображены верующие и священнослужители, целующие знак мира во время мессы; ножницы, предназначенные для стрижки прядей волос во время пострига; металлическая застежка, которая застегивала плащ священника; поднос, на котором подавались вино и вода во время коронации;ритуальный хлеб из золота и серебра, который король дарил Реймскому собору во время коронации; религиозный трактат — послание в эпистолярной форме; духи, контейнер с крестом для хранения масел.
1 из 9
2
Алтарная Крестовая Дарохранительница, авторства Анри Огюста и Мартен-Гийома Бьенне по рисункам Шарля Персье. Создана в 1805–1810 годах из серебра с позолотой. Крест увенчан распятием, основание которого в виде скинии, украшенной ангелами, шестью подсвечниками, и изображениями Страстей Христовых (клещи, терновый венец, гвозди, молоток, тростник). Каждый подсвечник имеет треугольную ножку, поддерживаемую тремя львиными лапами. На двух сторонах выгравированы фигуры экспантов, а на третьей изображено оружие Империи. Стебли подсвечников украшены чешуйчатыми мокками и листьями аканта.
Анри Огюст принадлежал к семье парижских ювелиров и был особенно изобретателен в использовании новых творческих техник. В 1805 году Анри Огюст получил заказ от Наполеона создать украшение алтаря по рисункам Персье. Алтарь был предназначен для подношения Папе Пию Седьмому, и после установления отношений с Ватиканом было передано Базилике Сен-Дени. Но Огюст не успел завершить заказ, и был приглашен Бьенне. Этот алтарь использовался для бракосочетания Наполеона и Марии-Луизы в 1810 году.
1
1. Митра 17 века, изготовленная из шелка, вышивки, металлизированных нитей.
2. Казубль «Ле Телье», 1650 год. Шелковая ткань, вышивка, золотые и серебряные нити.
3. В центре креста на этой ризе изображена сцена в медальоне с вишитой листвой: Сен-Реми получает Святой сосуд с капелькой святой крови. Его вес составляет 9 килограммов! Подарен в 1690 году Морисом Ле Телье собору Реймса.
4. Риза «Крещение Хлодвига», 1650 год. Бархатная ткань, вышивка, золотые и серебряные нити.
1
Карл Десятый в коронационном костюме, авторство Франсуа Жерара, 1824 год. Масло на холсте. Король изображен величественно стоящим перед дворцовым убранством с колоннами, что свидетельствует о вневременном величии короля. Он одет в большой королевский плащ Флёрделиз и носит воротник Ордена Святого Духа. Узнаваемы атрибуты коронации, такие, как перевернутый скипетр, на котором лежит королевская рука и корона, помещенная на табурет рядом с рукой Правосудия. После вступления на престол в 1824 году Карл Десятый заказал свой официальный портрет нескольким художникам. Франсуа Жерар — самый известный из них «художник королей и король художников», глава французской школы. Композиция использует, например, портреты старого режима, такие, как портрет Людовика Четырнадцатого в коронационном костюме, сделанный Гиацинтом Риго в 1701 году.
1
Мантия Дофина на коронации карла Десятого, 1825 год. Сшита из бархата, пайеток, золотой канители, искусственного меха. Луи-антуан де Франс, сын карла Десятого и Марии-Терезии де Саволь, дофин Франции, герцог Ангулемский, имел привилегию носить мантию, похожую на мантию короля во время коронации своего отца. Однако богатая вышивка металлом с позолотой не воспроизводит узор герольдической лилии королевской мантии.
1
1. Герб карла Десятого, 1825 год, кожа, латунь и золото. Этот герб был помещен на драпировках, сделанных для коронации Карла Десятого. На нем изображен королевский вензель Карла Десятого, две пересекающиеся золотые буквы «С», вышитые золотым металлом. Вензель украшен листвой, а его нижние концы заканчиваются геральдической лилией.
2. Кресло с коронации Карла Десятого, авторство Пьера Гостона Бриона и Жана Антуана Леана, с рисунков Жака луи-де ла Амайда де Сен-Анжа. 1829 год. Резной и позолоченный бук. Это парадное кресло, созданное для коронации Карла Десятого, входит в набор из трех предметов. Во время коронации использовались три кресла: одно находилось в хоре под помостом, второе — под ширмой, третье — для архиепископа. Эти кресла первоначально имели фиолетовую бархатную обивку, окруженную россыпью геральдических лилий.
3. Ризы коронации карла Десятого.
4. Присяга Конституционной хартии во время коронации Карла Десятого. Масло на холсте.
1
Послекоронационный бюст Карла Десятого.
1
1. Картина сверху (масло на холсте) — «Коронация Карла Десятого» Франсуа Жерара, 1827 года. Карл отождествлял себя с великолепием Старого режима, и организовал свою коронацию в Реймском соборе, в тррадициях своих предшественников. Фигуративным является момент, следующий за восхождением на престол: восседающий на троне король обнимает дофина, своего сына. Он окружен высокопоставленными дворянами, герцогами по крови. Архиепископ с поднятыми руками представляет короля толпе под звуки «Виват, король — Да живет Король вечно». Пока народ приветствует государя, внутри собора в облаках ладана выпускают 500 голубей. Картина — копия оригинала, хранящегося в Музее Истории Франции в Версале, заказанной Карлом Десятым в 1825 году. Франсуа Жерар завоевал свое место официального портретиста императорской семьи при Наполеоне, и падение Империи не повлияло на его карьеру.
2. Девять командных жезлов короля и герольдов, 1824 год. Дерево, покрытое шелковым бархатом, серебряная нить и позолоченная бронза. В дополнение к гербовым накидкам, которые они носили, герольды и герольдмейстерыотличались командным жезлом, украшенным герольдичискими лилиями. Королевская корона дополняет королевский жезл.
3. Гербовая накидка Короля при коронации Карла Десятого. 1824 год, шелковый бархат, пайетки и золотая канитель. Гербовая накидка — признак высшего ранга в иерархииофицеров, отличается от герба герольдов наличием трех герольдических лилий с герба Франции, увенчанных королевской короной, и вышитой на рукавах надписью:«Королевская Армия Франции».
4. Восемь гербовых накидок герольдов во время коронации Карла Десятого, 1824 год. Бархатный подклад, пайетки, золотая канитель. Табард — крестообразная туника с короткими рукавами, которую рыцари носили поверх доспехов в Средние Века. Позже он стал символом герольдов, королевских офицеров, подчиненных королю. Они несли ответственность за передачу важных сообщения (гугля на них не было). В Средние Века они несли знамена рыцарей во время туриниров и предшествовали им, чтобы объявить о своем прибытии в деревни, через которые они проходили. Герольды отлично знали геральдику, историю великих воинских подвигов, а также географию, так как путешествовали очень много — в соответствии с праздниками, войнами и официальными церемониями. Они также участвовали в заключении мирных договоров и супружеских переговорах.
1
Коронация Людовика Пятнадцатого, короля Франции и Наварры, в соборе Реймса. Автор — Антуан Данше, по эскизу Пьера Дюлена.
2
Коронация Людовика Пятнадцатого, 1731 год. Переплетчик Паделу Антуан-Мишель. Коронация состоялась 25 октября 1722 года. На листе выгравирован герб Людовика Пятнадцатого. Он включает в себя 9 больших иллюстрированных двойных листов и 30 листов с описанием костюмов короля и высокопоставленных чиновников Короны.
1
Коронационный пир Людовика Пятнадцатого в архиепископском дворце Реймса, 25 октября 1722 года. Автор — Пьер Дени Мартен, первая четверть 18 века. Холст, масло. Это одно из редких изображений короля Франции за столом. На картине 12-летний король изображен на заднем плане, под балдахином, украшенном лилиями, сидящий в одиночестве за своим столом в окружении многочисленных членов королевской семьи и двора. Он облачен в Королевское коронационное одеяние, подбитое горностаем, и корону, выполненную Огюстеном Дюфло. Слева сидят представители духовенства, справа герцоги. Принцессы сидят в ложе, откуда наблюдают за пиршеством, не принимая в нем участия. В незавершенной части справа появляются едва набросанные силуэты.
1
Коронация Людовика Пятнадцатого, Пьер Юбер Сублейрас, по композиции Антуана Ривальза, 1722 год, масло на холсте. Хор Реймского Собора был специально оборудован для коронации Людовика Пятнадцатого. Он был богато украшен гобеленами, развешанными перед галереями и между колоннами. Один гобелен был с большим французским гербом и несколько гобеленов с библейской тематикой, в том числе — Крещение Иисуса, которое прямо перекликается с церемонией миропомазания, происходящей в центре полотна. Дополненные великолепием ювелирных изделий и богатой вышивкой главных героев сцены, гобелены создавали впечатляющую обстановку, великолепие которой не могло не впечатлять.
1
Епископ Шарль Морис ле Телье, Пьер Миньяр, 1691 год, масло на холсте. Это был герцог — архиепископ Реймса почти 40 лет, с 1671 года до своей смерти в 1710 году. Это был знаменитый министр Людовика Четырнадцатого, магистр Королевской капеллы с 1665 года. Архиепископ носит эмблему ордена Святого Духа, созданного в 1578 году Генрихом Третьим, для того, чтобы сплотить дворянство вокруг короля во время религиозных войн.
При своем епископстве он решился на почти полную реконструкцию зданий дворца То. Работа происходила пять лет под руководством архитектора Робера де Котта. Дворец принял свой классический вид: построен новый корпус, убран трансепт, созданы украшения фасада.
Столик в стиле Людовика Четырнадцатого, 19 век. Позолоченное дерево и красный мрамор.
1
Людовик Четырнадцатый в коронационном костюме, Анри Тестелин, 1648 год. Масло на холсте. На картине Людовик Четырнадцатый изображен за несколько лет до своей коронации, которая состоялась в 1654 году, но в полном королевском обличии и с воротником ордена Святого Духа. В возрасте 10 лет он демонстрирует свою силу и стабильность, несмотря на детсткую грацию. Картина является средством навязывания сильного образа монархии в то время, когда Фронда подрывает ее стабильность.
Картина была написана Анри Тестелином для его поступления в Академию живописи и скульптуры, созданную в том же году. Он был одним из 12 членов — основателей и секретарем с 1650 по 1681 год.
Надпись, вероятно, была добавлена через 20 лет после того, как портрет был написан: «Луи Дофин, сын Людовика, девять с половиной лет, сделанный в Сен-Жермене, 1671 год».
2
Портрет Людовика Шестнадцатого в коронационном костюме, Жозеф Сифред Дюплесси, 1776 год, масло на холсте. 22-летний король носит костюм Ордена Святого Духа, традиционную геральдическую мантию с лилией, подбитую горностаем. В 1775 году Людовик Шестнадцатый заказал у Жозефа Сиффреда Дюплесси портрет в полный рост в коронационном костюме по той же модели, что и Людовика Пятнадцатого. Затем по этой картине были сделаны копии для королевских правительственных зданий. Рама украшена овальным медальоном с гербом и росписью, на котором вырезан герб Франции.
Столик в стиле Людовика Четырнадцатого, 19 век. Золоченное дерево и мрамор.
1
Коронационная корона Людовика Пятнадцатого, выполненная Огюстом Дюфло по рисункам ювелира Клода Ронде в 1722 году.
3
Переходим в зал скульптур, некогда украшавших Собор, и замененных в 20 веке на копии.
1
Одна из важнейших тем скульптур — Воскресение Иисуса, помимо нее — Недоверие Фомы, Адам и Ева в раю — от сотворения до изгнания, Давид и Голиаф, святой Иоанн, святой Якоб.
1 из 3
1
Почти обязательные скульптуры для любого собора — Церковь и Синагога. На первом фото Синагога, 1230 года, созданная из известняка. Скульптура была снята с южного фасада трансепта, справа от окна — розетки, в 1960 году. На втором фото — Церковь, того же года, стоявшая рядом с Синагогой. У Синагоги завязаны глаза, на ее губах грустное и горькое выражение — символ ее духовной слепоты, так как она не признала Мессию. У Церкви на лице спокойное выражение. Церковь представляет собой Новый Завет, Синагога — Ветхий Завет. Церковь в правой руке держала Чашу Спасения, а в левой — Знамя Искупления, символ победы воскресшего Иисуса. В правой руке Синагоги были надломленные Скрижали Завета, в левой — опущенный вниз Ветхий Завет. Эти скульптуры символизируют победу Нового Завета над Ветхим.
1 из 2
Фрагмент свода собора (верхний фронтон) Коллара де Живри, 15 века, из известняка. Цель этой детали заключалась в том, чтобы создать внутри собора замкнутое пространство, куда допускались только религиозные служащие. Перегородка закрывала хоры на всю ширину центрального нефа и на высоту 9 метров. На каждом конце лестница заканчивалась восьмиугольбной башенкой, которая позволяла монахам получить доступ к платформе, предназначенной для них. В центре сводной «ширмы» дверь, закрытая сеткой, позволявшая верующим видеть хоры собора из нефа, где они находились во время мессы. Эти ворота открывались в особых случаях.
В центре сводов находился Крест с распятым иисусом, в сопровождении Пресвятой Богородицы и Святого Иоанна. В Реймсе Распятие венчало огромный фронтон. Кордовый экран исчез в 1744 году, после усовершенствований, проводимых настоятелем Годино. Элементы были найдены во время раскопок, проведенных в 1919 году. Они были повторно использованы для усиления нового хора, построенного в 18 веке.
1 из 2
1
Ева, 1230 года, известняк, снятая с северного фасада трансепта справа от розы. Ева, слегка покачиваясь, несет на руках Змея Искушения, держащего в зубах плод. Змей имеет тело дракона: согласно Библии, только после первородного греха змей был осужден ползать на животе. Редко можно увидеть статую Евы одетой: ее длинное платье со шлейфом держится на поясе, а волосы покрыты фатой. Потеря ее наготы показывает, что она больше не принадлежит раю, а принадлежит земному миру. Кажется, она общается с Адамом, также одетым, который стоит перед ней. Если оба персонажа одеты, это моглдо быть еще и потому, что скульптуры были видны каноникам, жи вшим в каноническом квартале у подножия северного трансепта, и их не должна была смущать нагота.
1
1. Редкое изображение Бога-отца. Он сидит, увенчанный крестоцветным нимбом, в руке у него книга.
2. Обнаженная Ева появляется из левого бока Адама.
1 из 2
Создатель - Бог отец.
Семейство прародителей:
1. Адам и Ева сидят рядом в саду Эдема.
2. Адам и Ева стоят по обе стороны от дерева, вокруг которого обвилась змея. Правой рукой Ева подносит плод ко рту.
3. Адам и Ева, прикрывая руками наготу, изгнаны ангелом из рая.
4. Ева в юбке сидит и держит в руке прялку. Адам рубит дерево (очень большие повреждения).
5. На арке изображен Авель, второй сын Адама и Евы, его рука опирается на виноградную лозу, а у его ног две овцы.
6. На втором барельефе Каин, старший сын Адама и Евы, стоит, одетый в набедренную повязку, с обнаженной грудью, склонившись над пахотным орудием, которого больше не существует.
1 из 7
Адам и Ева в раю.
1. Голова Иисуса создана из известняка, 1260 год. Это Иисус — пилигрим, одна из 10 скульптур, составляющих тему Воскресения на западном фасаде. После своего Воскресения, Иисус, одетый странником, является двум мужчинам на дороге. Они не узнают его, но предлагают ему свое гостеприимство. Скульптура сильно пострадала во время ПМВ, первоначально на нем была шапка пилигрима.
2. Голова Святого Иоанна, 1260 года, известняк. Снят с северной башни западного фасада в 1956 году. Полная скульптура изображала святого Иоанна, самого молодого из апостолов Иисуса, держащего книгу Евангелие, и пальму мученика. По преданию, святой был погружен в кипящее масло и вышел из мученичества живым. На молодом безбородом лице статуи видны следы полихромии. Действительно, надо все представить, что все скульптуры в Средние века были расписаны, но со временем краска выцвела.
1 из 2
1
Голова Иисуса.
Святой Павел, 1260 год, известняк, снятый с контрофорса южной башни главного фасада в 1954 году. Павел из Тарса, римский гражданин, был послан в Дамаск для преследования первых христиан. По дороге его посещает воскресший Иисус, и это становится для Павла откровением веры. После обращения Павел отправляется в длительное миссионерское путешествие. В итоге он был арестован римлянами и обезглавлен.
Святой Павел.
Святой Фома — один из 12 апостолов Иисуса, когда последний является к ним воскресшим, святой Фома не видит этого, его нет на месте, и он не верит в чудо. Он желает своими глазами увидеть учителя и его стигматы, не веря рассказам других апостолов. Тогда Иисус второй раз является и просит Фому прикоснуться к его ране в боку, и тогла Фома в ерит в Воскресение Божье. Рядом с ним скульптура Иисуса, увенчанного нимбом, как и Фома, и показывающий рану. Первоначально рука Фомы была протянута к Иисусу, чтобы прикоснуться к нему.
Святой Томас (Фома).
Святой Яков, 1260 год, известняк. Снят с контрофорса южной башни главного фасада в 1987 году. Один из 12 апостолов, убитый по приказу царя Ирода в Палестине, его мощи были перенесены в Испанию (Сантьяго ди Компостело). Легенда гласит, что таинственная мраморная гробница была чудесным образом заново открыта в 9 веке отшельником, который, ведомый звездным дождем, достиг кургана, защищающего гробницу. Святой носит одежду паломника, и держит палку с шариком на конце — ее использовали паломники как поддержку и как оружие против воров и разбойников. Из пальто торчит сумка со знаменитой ракушкой.
Атлант или Хромой, 1230 год. Снят с вершины аркбутана апсиды. Атлант — второстепенный персонаж, унаследованный от Античности. Эта покалеченная фигура поддерживала карниз. Его называют Хромым или Калекой, потому что он опирается на костыль, который не сохранился. Нижняя часть его туники, как и его ноги, представляют собой гипсовые слепки, которые были добавлены, когда его реставрировали. Скульптор сделал видимыми усилия Атланта и показал его боль благодаря лицу с явно выраженными эмоциями. Эта скульптура показывает, что сакральная иконография не является исключительной, и что скульптура оставляет часть для светских образов. Она является своего рода данью уважения труду строителей собора.
Голиаф из известняка 1260 года. Снято со стены над большим окном — розой справа на западном фасаде в 1966 году. Этот гигант весом почти 6 тонн, Голиаф, защитник филистимлян, бросивший вызов царству Израиля, представленным молодым еврейским пастухом Давидом. Последний оглушает Голиафа одним камнем, брошенным из рогатки. Эта сцена, взятая из ветхого Завета, была представлена над большим окном — розой западного фасада справа. С другой стороны розетки разворачивается остальная часть эпизода: Давид готовится отрубить голову потерявшему сознание Голиафу. После этой битвы Давид получает руку дочери царя Израиля, и, в свою очередь, становится царем после того, как пророк Самуил помазал его святым маслом. Голиаф — самая большая из скульптур собора, 5,40 метра. Великан одет в костюм рыцаря 11 века, но, как и в библейском тексте, кираса из чешуи, а поножи из бронзы. Копье — реставрация 19 века.
Голиаф.
«Коронация Богородицы» 1360 год. Треугольный венец, венчавший портал. Парадная лестница Дворца То была спроектирована так, чтобы вместить и продемонстрировать этот фронтон, весом почти 24 тонны. Восемь скульптур установлены по бокам, опираются они на облака в барельефе, который изображает сцену на небе. Иисус со смирением возлагает диадему на голову матери. Ноги Пресвятой Девы покоятся на земном шаре и луне, первоначально серебряной, символе перехода от смерти к жизни. Сцена изображает момент, когда Мария умерла и встретилась на небесах с сыном, который короновал ее Царицей Небесной. Их окружает процессия Ангелов. Центральная пара — ангелы — серафимы, высшие ангелы в небесной иерархии, особенностью которых является наличие трех пар крыльев: одна для защиты тела, вторая для защиты лица, а третья для полетов. У ангела справа знаменитая «Улыбка Реймса».
Тема коронации Богородицы развивалась в 10 веке.
Пинакль, конца 10 века, из известняка. Вершины — элемент контрофорса, продлевающие его. Этот украшен флероновым мотивом, т. е. растительными элементами. Внутри видны металлические каркасы и скобы, покрытые свинцом, которыми структура крепилась к собору.
1. Аарон, брат Моисея. 1215 год, известняк. Снят с западного фасада южного портала. Аарон является представителем, а не посланником Бога, как его брат. Первый первосвященник Израиля. Изображен в процессе принесения в жертву агнца, кровь которого собирается в чашу у его ног, которая почти разрушена. Подобно Аврааму, Аарон предвещает жертву Иисуса для искупления грехов людей. Вместе с другими пророками он возвещает о пришествии Мессии на землю.
2. Авраам, первый библейский патриарх. 1215 год, известняк. Снят с западного фасада, выступ южного портала. Отец — основатель еврейского народа. Он заключил договор с Богом, в результате которого появился еврейский народ. Он женился на бесплодной Сарре, которая чудесн6ым образом, с Божьей помощью, забеременела в глубокой старости, и родила Исаака. Бог — отец попросил Авраама принести в жертву своего сына в его честь. Авраам, страдая, готовит жертву, но в последний момент ангел останавливает его, Бог удостоверился в покорности Авраама — Исаак стоял перед отцом, со связанными руками и ногами. Подняв руку, пророк смотрит в небо.
1 из 3
Аарон, брат Моисея.
1. Единорог по рисункам Эжена Виолле ле Дюка, 1863 год. Камень. Сняты с балюстрады придела апсиды собора. Это фантастическое животное снятое, одно из многих в этой части собора, о чем свидетельствуют старинные гравюры. Находясь под угрозой исчезновения, скульптуры были снесены в самом начале 19 века, от них не осталось и следа. Когда архитектор Эжен Виолле ле Дюк занимал должность архитектора собора, он предпринял кампанию реставрации, которая восстанавливала на соборе этот исчезнувший бестиарий, украшающий крышу. Единорог представляет собой интерпритацию скульптур 10 века. Эта скульптура сильно повреждена при бомбежке ПМВ, была восстановлена (правда, без рога), и хранится здесь, в Музее То, а на собор установили копию.
2. Горгулья, плюющаяся свинцом, память о пожаре собора 19 сентября 1914 года. 1873 год, камень, свинец.
1 из 2
Средневековый Бестиарий Голиафа Холла. Единственное животное, чье изображение сохранилось — крылатый лев, украшающий трон Карла Десятого, представленный в королевском коронационном костюме. Младший брат Людовика Шестнадцатого, Карл Десятый, был последним королем, коронованным в Реймсе в 1825 году.
Лев — животное с сильным символическим зарядом. Здесь он олицетворяет величие, силу, монархию и превосходство. Интересно отметить, что лев изображен крылатым: следовательно, это мифическое животное, которое традиционно изображается символом Евангелиста Марка.
Средневековый Бестиарий Голиафа Холла. Это животное — химера, оно состоит из козлиной головы с длинными ослиными ушами, тела, покрытого птичьим крылом, на двух львиных лапах.
Бестиарий. Это горгулья, т. е. канал для отвода дождевой воды, своего рода желоб, которому придана форма животного, как правило — мифического. Собор украшают 788 таких горгулий! Слева — горгулья, плюющаяся свинцом (оригинал выше, в скульптурах), напоминающих о пожаре после немецких бомбардировок времен ПМВ.
Средневековый Бестиарий. Гибридные существа: тело сидящего льва, когти и голова орла. Это грифоны, охраняющие апсиду собора. Отвага льва сочетается в них с хитростью и бдительностью орла. Они также считаются хранителями сокровищ. Орел парит в небе, лев — царь земных животных, объединяющий их грифон символизирует двойственную природу Иисуса — Божества и Человека.
Макет «Идеального Собора» 12 века по Виолле ле Дюку. Марсель Дап, 1972 — 1992 годы. Бумажная масса. Модель была создана по описанию Дюка. С одной стороны, табличка из 6 тома — «соборная» статья, изданная в 1854 году, и посвященная собору 12 века. С другой стороны, гравюра, изображающая собор Клюзи, по описанию в «Истории Ратуши и собора», опубликованной в 1877 году.
1
Модель Реймского собора, Логеро, 1851 год. Орех и дуб. Подписанная и датированная 1851 годом, эта монументальная модель очень хорошего качества. Источником послужили гравюры Реймского собора, такие как модель, сделанная из самшита Эженом Кайлатом
2
Реймский Собор, вторая четверть 19 века, бронза патинированная и позолоченная. Возрождение вкуса к готической архитектуре в начале 19 века проявляется в «Соборном стиле», характеризующем декоративно — прикладное искусство в 1820 — 1840 годах. Коронация Карла Десятого в соборе Реймса в 1825 году, вероятно, способствовала тому, что это здание с его строго симметричным фасадом стало самой удачной моделью часов в соборе.
4
Собор представлен не только макетами, но и живописью. «Реймский собор», Адриен Даузат, 1845 год. Масло на холсте.
2
Архитектор — реставратор Анри Денё в своей мастерской Реймского собора, 1937 год. Работа Изабель Шарлье.
1
Эрдгешосс (первый этаж):
1. Фильмы и некоторые предметы, дающие представление о жизни вокруг собора в 20 веке.
2. Нижнее помещение, перестроенное в конце 15 века на галло-римской и каролингской основе, своды которой до сих пор видны в кладке, используемое ранее в качестве кладовой. Недавно вохведенные колоннады у входа в зал напоминают колоннады старого монастыря.
3. Доступ к Нижней часовне осуществляется по лестнице, построенной над тимпаном 14 века, с изображением Девы Марии с Младенцем. В часовне, построенной в начале 13 века, есть резная каменная кладовая, где можно увидеть остатки сводной перегородки собора 15 века.
Первый этаж (российский второй этаж):
4. Бальный зал, где проходили коронационные обеды королей. Датируется около 1500 года, свод которого в виде перевернутого корпуса корабля был восстановлен после пожара 1914 года, изображает на гобеленах историю Хлодвига.
5. Палатинская капелла предназначалась для архиепископа и датируется первой третью 13 века. В ней впечатляют опоры и интерьеры.
6. Художественные сокровища собора являются одним из самых важных сокровищ Франции. Среди них примечательны предметы: талисман Карла Великого, чаша королей Франции, реликварий Сен-Эпин.
7. К художественным сокровищам относятся также золотые и серебряные позолоченные изделия, созданные для коронации Карла Десятого, и драгоценный «Святой сосуд».
8. В зале коронации Карла Десятого доминирует портрет последнего короля Франции, написанный Жераром.
9. Прихожая была первой комнатой в жилых покоях, в которой поселился король во время коронации в Реймсе.
10. В зале Голиафа находятся скульптуры середины 13 века, которые были помещены туда во время реставрации собора. Самая высокая статуя 5,40 метров изображает Голиафа, она располагалась над большим окном — розеткой на западном фасаде.
11. В залах малых скульптур находятся две большие статуи Авраама и Аарона. В витринах находятся несколько бюстов, которые изначально украшали своды тимпана и порталы собора.
12. Зал песен обязан своим названием четырем вышивкам, изображающим библейские стихи о любви.
13. Квадратная гостиная украшена гобеленами 17 века работы Даниэля Пеперсака. Они показывают жизнь Иисуса.
14. Зал царя Иуды был назван в честь статуи из большого портика, возвышающегося над фасадом.
15. Зал коронации Богородицы — редкость. В нем можно увидеть настенное панно из хора собора. Он был доставлен в собор в 1530 году, и рассказывает историю Богородицы. Зал назван по оригинальному фронтону центрального портала собора и изображает Апокалипсис. Шесть статуй королей происходят из скиний опор трансепта.
Часы работы:
ежедневно с мая по август с 9.30. до 18.30., с сентября по апрель с 9.30. до 12.30. и с 14.00. до 17.30.