Реймский Собор — один из шедевров готического искусства 13 века. Это — национальное святилище, место крещения Хлодвига Меровинга, и коронации многих королей Франции, патриотический символ во время ПМВ, и символ франко — германского примирения. Реймский Собор служит местом пребывания епископов со времён первых епископов Реймских — Святого Сикста и Святого Синиса (3 век).
9
Кратко о самых знаковых епископах. В конце 4 — начале 5 веков епископ Святой Никез построил первый Кафедральный Кафедрал во славу Богородицы. В 407 году Святой Никез мученически погиб на ступенях своего храма. Около 496 года пятнадцатый епископ Реймса Святой Реми, апостол Галло-Бельгийский и Рейнский крестил здесь Хлодвига Первого Меровинга. В конце 10 века епископом был Жербер, ставший Папой Римским под именем Сильвестра Второго. В 11 веке епископом стал Святой Бруно, основатель аббатства Шартрез.
Епископ 17 века Блаженный Николя Ролан, апостол просвещения, основал Орден Монахинь Младенца Иисуса. В том же веке епископ Святой Жан-Батист-де ла Салль основал Братство Христианских Школ.
И в конце 19 века здесь зародилось движение «Социальный католицизм».
6
О Соборе можно писать столько, что трудно выбрать важнейшее. Тезисно перечислю главные события в его длинной истории:
401 год — освещение епископом святым Никезом первого Кафедрала.
407 год — мученическая смерть святого Никейского на пороге Собора.
496 год (либо 498) — крещение Хлодвига святым Сен Реми, это произошло на Рождество. 852 год — освещение епископом Хенкмаром второго Кафедрала, сооружённого на месте первого.
1210 год — пожар, уничтоживший весь центр города. 1211 год — начало строительства современного Собора. 1226 год — коронование короля Людовика Девятого Святого.
1429 год — коронование короля Карла Седьмого в присутствии Жанны д’Арк.
1475 год — возведение башен.
1481 год — пожар на крыше: реставрация верхней части здания. 1825 год — коронация Карла Десятого, последнего французского монарха (не считая Луи Наполеона Третьего). 1914 год — обстрел и пожар Собора во время ПМВ.
1937 год — освящение и открытие Собора после 20 лет реставрационных работ.
1962 год — президент Шарль де Голль и канцлер Конрад Аденауэр в присутствии архиепископа Реймского Монсеньора Марти отмечают в Соборе франко — германское примирение. 1996 год — визит Папы Римского Иоанна Павла Второго по случаю 1500 -летия со дня крещения Хлодвига епископом святым Реми.
8
Немного технических характеристик:
В Соборе установлены 2302 скульптуры, из которых 211 — высотой от 3 до 4 метров, 126 — средней высоты, 936 — маленьких, 788 изображают животных различной величины. Суммарная поверхность витражей 3900 кв.м., из них 1500 кв.м. — это витражи в цвете.
Здание в длину (внутри) — 138 метров.
Высота свода — 38 метров.
Ширина центрального нефа- 12,5 метров.
Диаметр большого окна — розы — 12,5 метров.
Северная и южная розы — 9,65 метров.
Высота башен — 81 метр.
3
Вокруг Собора можно ходить часами, разглядывая его скульптуры. Особенно Западный и Северный фасады.
Начну с северного, состоящего из трех ассиметричных порталов. По сторонам окна — розы северного трансепта, установлены фигуры Адама и Евы. Щипец в стиле пламенеющей готики декорирован сценой Благовещения (1497 год): Мария соглашается принести спасение человечеству, оскверненному первородным грехом. В окне — розе представлены Церковь и Синагога, а также Вознесение (1504 год). Окно окружено статуями королей, напоминающих, что Собор является местом коронования.
6
Центральный портал Северного трансепта называется Портал Святых. Он посвящен святым римской католической церкви: в простенке святой Каликст, реликвии которого хранятся в Соборе; слева — Святая Евтропия, ее брат Святой Никез и ангел. Справа — Хлодвиг (его корона была разбита во время Революции, что б им пусто было, революционерам — ломать не строить), Святой Реми и ангел. В тимпане — мученическая смерть Святого Никеза и крещение Хлодвига (1 ряд); житие Святого Реми (2 ряд); сцена с Иовом, очевидно, перенесенная сюда из другого собора (3 ряд); продолжение сцен из жития Святого Реми (4 ряд) и Иисус с двумя ангелами. На изгибе свода — изображения Римских Пап, патриархов и епископов.
5
Статуи, установленные в проемах, отличаются тяжеловестностью, что говорит об их возрасте.
5
На Северном трансепте в левом портале, изображена тема Страшного суда на щипце. Ниже — сцена Воскресения, под ней — Добродетели и Пороки, под которыми — Избранные и Осужденные. В центре — Бог — Воскреситель, на архивольтах (слева направо): на левой стороне — Святой Варфоломей, Святой Андрей, Святой Петр; на правой стороне — Святой Павел, Святой Иаков, Святой Иоанн. Над ними на верхней части архивольт: слева — ангелы, диаконы, Девы Разумные; справа — Девы Неразумные, диаконы, ангелы.
5
Правый портал сооружен еще до строительства собора, и, вероятно, он когда-то служил нишей в склепе (около 1180 года). Портал украшен изображениями Богоматери с младенцем.
3
А вот так «работают» химеры и горгульи — водостоками:
1 из 2
3
И, вершина готической архитектуры — Западный фасад. Это один из лучших образцов французской готики 13 века. Четкие линии фасада устремлены вверх, и, по замыслу, соединяют собой землю и небо. Три портала с потрясающими архивольтами и глубокими изгибами сводов соответствуют трем нефам Собора. Тимпан украшен обильным ажурным декором, но в нем сохранено иконографическое единство. Главная тема скульптурного декора — Святая Дева Мария. Центральный портал — и в этом состоит его новизна — посвящен Богородице, коронованной сыном (на вершине щипца). В простенке — Рейнская Богоматерь принимает верующих; справа — Благовещение и посещение Богородицей Святой Елизаветы; слева — Сретение Господне.
4
Вторая важнейшая тема декора — Иисус. Скульптурные сцены левого портала посвящены его страданиям: на изгибах сводов — сцены Страстей Господних, в стрельчатом фронтоне — Распятие, на барельефах — обретение креста Святой Еленой. В проемах установлены фигуры святых и великомучеников, возвестивших жителям Реймса об Иисусе.
1 из 2
3
На одном уровне с окном — розой помещены фигуры воскресшего Иисуса, и тех, кому он явился: изображения путников по обе стороны окна обращены друг к другу- им адресованы слова Спасителя в одеждах странника. Слева Святой Иоанн, на северной стороне башни — Иисус, указывающий на свои раны Святому Фоме. Справа — Святая Магдалина, беседующая со Святым Петром. На южной стороне — Святой Павел и Святой Иоанн Младший.
Здесь же, третья ведущая тема — помазание на престол, ставшее привилегией Реймского Собора. Монументальные рельефы над окном — розой изображают единоборство Давида с Голиафом, а на изгибах сводов арки помещены сцены из жизни Царей Израилевых — Давида и Соломона, и фигуры Ветхозаветных Царей — символы французских королей, чьи скульптуры чуть выше опоясывают основания башен.
4
А вот этот «Атлант», поддерживающий камень — строитель Собора, его «автограф»:
2
Интересна дверь, точнее — ее механизм, с грузом, который перетягивается в противовес самой двери. К сожалению, сфотографировать не получилось — люди ходили чересчур активно.
1
Теперь немного о том, что внутри собора:
Внутренне пространство Собора очень гармонично. В плане это латинский крест, включающий в себя неф с боковыми трансептами (десять пролетов), хор с окружной галереей и пять лучеобразных капелл.
5
Внутренняя сторона фасада имеет необычный для 13 века вид. Ажурный тимпан портала с десятью проемами галереи, и большим окном-розой, придают легкость всему ансамблю. Вокруг портала протянуты семь ярусов с нишами, в которых установлены 52 статуи. Начиная с нижнего левого угла: Иоанн Предтеча, Исайя и Давид. Затем снизу вверх: ангел, возвещающий Анне и Иоакиму о рождении дочери, Марии; встреча Анны и Иоакима у Золотых Ворот; Исайя, указывающий на ясли. В пятом и шестом ярусе: сцена избиения младенцев. В седьмом: бегство святого семейства в Египет и два символа девственности Марии — (Неопалимая Купина и Руно Гедеона). Справа в нижнем углу расположена известная сцена причащения воина, где изображен в одеждах 13 века Мелхиседек, предвестник Иисуса, царя и священника Бога всевышнего, подносящий хлеб и вино Аврааму, вернувшемуся с битвы. Выше — Иоанн Предтеча, указующий на топор, вонзенный в ствол дерева (символ грядущего Судного Дня); затем Иоанн, обличающий Ирода в беспутстве и представляющий Агнца Божьего. Далее повествование возвращается назад: следует сцена, где Захария получает известие о рождении Иоанна. Наконец, наверху, сцена крещения и проповедей Иисуса. Эти сюжеты дополняют скульптуры на внешней стороне фасада, повествующие о жизни Марии.
1 из 3
7
В простенке центрального портала изображен Святой Никез — основатель Собора, убитый вандалами на пороге храма, занявший заслуженное место между двумя группами ангелов и воинов. Боковые порталы, сильно пострадавшие во время пожара 1914 года, украшены сценами Страстей и Страшного Суда, сюжетно связанными со скульптурами наружного фасада.
7
Многие витражи исчезли в результате попыток «приукрасить» собор в 18 веке и после бомбардировок ПМВ, но и те, что сохранились, представляют большой интерес.
5
Большое окно — роза на фасаде конца 13 века. Сюжеты окна перекликаются с иконографией портала и посвящены Святой Деве; в центре — Успение Богородицы, рядом в первом ряду 12 апостолов и второй ряд — 24 музицирующих ангела, готовые вознестись вслед за Марией в небеса; в расположенных по кругу четырехлистниках — пророки и цари Израилевы — предки Иисуса, встречающие Богоматерь в раю. Этот изумительный витраж на тему христианского праздника 15 августа — Вознесения Марии, напоминает о том, что Реймский Собор посвящен Богоматери и ее успению.
6
Южное окно — роза, реставрированное после урагана 1580 года архитектором Николя Дероде, а в 1937 году Жаком Симоном, украшено изображением Иисуса в красном плаще, окруженного апостолами и 12 ангелами. В углу — сцена коронования Богородицы в Царицу Небесную. Мария воссоединяется с сыном на небе и ждет всех нас там.
3
Для меня главное, что есть в Соборе — витражи Марка Шагала. Шагал, выросший в духе хасидского мистицизма, пронзил им все свои произведения. Витражи Шагала в разных точках мира — его взгляд на Священные Писания, «Библия Шагала». Их можно увидеть во Франции, Израиле, Германии, Великобритании, США. Ему помогали два мастера — стеклодува, Шарль Марк и его жена — Бриджит Симон, которые в то время руководили одной из старейших мастерских по росписи стекла во Франции, в Реймсе. Их сын, Бено, продолжает традицию и сегодня. В 1971 году Марк Шагал принял заказ на украшение часовни. Шарль Марк специально для этого заказа поднял старые средневековые техники, и, в частности, заново открыл синий цвет для фона композиции стеклянных окон, который был точно таким же, как синие тона стеклянных окон Реймса 11 века. Средняя часть показывает две фигуры — Ветхий и Новый Заветы — Авраама и Иисуса. Здесь изображены самые важные моменты из жизни Авраама — договор с Богом (с Яхве), и распятый Иисус. Он изображен в красной одежде Совершенства, воскресший живым из могилы. В левом окне показано генеалогическое древо царей Иудеи — от корня Иессея. На его вершине в зеленом ореоле появляется Богоматерь с ребенком, как и предсказывали Пророки. Правое окнопо казывает великие моменты жизни королей Франции, коронации, происходившие в этом Соборе.
6
Восхитительны витражи хора, которых изначально существовало два проекта. По первому проекту выполнены витражи осевого окна: Богородица, церковь и архиепископ Реймский; изоброажения апостолов и епископов, но, почему-то, их сняли по неизвестной причине. До сегодняшнего дня сохранился второй вариант на 11 окнах. Это Мария и Иисус, а вокруг 12 апостолов. На оставшихся витражах — Варнава, спутник Павла и Лука с Марком. Витраж осевого окна: в центре слева Богоматерь с младенцем, справа — Святая Дева и Святой Иоанн вокруг креста с распятым Иисусом.
2
Посмотрите — как сочетаются старые и новые витражи: в 14 веке были установлены 9 витражей на тему помазания, на которых в центре изображен король в мантии с геральдическими лилиями, окруженный отцами церкви и мирянами, и рядом — окна 20 века — Молитва Богородицы, витраж Шампанского вина (Жак Симон, 1954 год, воспроизведение стиля средневековых мастеров стекла по цветовой гомма); витражи Бриджитт Симон — Марк, у которой преобладают серые тона. Эклектика никого не пугает и совершенно не вызывает неприятия.
1 из 5
2
Но и помимо витражей, в Соборе сохранилось множество старинной обстановки и деталей. Это кованые решетки 13 века, надгробные камни тех же времен, гобелены, скульптуры.
4
Астрономические часы 15 века показывают не только время, но и лунные фазы. А в начале каждого часа появляется кортеж фигурок — Поклонение Волхвов и бегство в Египет.
1 из 2
1
Орган в стиле пламенеющей готики примерно 1487 года, был частично переделан в 17 веке.
2
Модель фасада Собора, предположительно 1900 года, автор неизвестен. Ее нашли в чердачном помещении, в очень плохом состоянии, и восстановили в 2012 году. Макет высотой 2,35, шириной 1,50 и глубиной 0,75 метров создан из дерева и пластика. Его вес составляет 80 кг. На покраску при реставрации ушло 4,5 литра краски, плюс растворители. Скульптурки выполнены из глины, по фотографиям, затем обожжены в гончарной печи, расписаны и приклеены к тем местам, которые они занимают на Соборе. Для 100 фигурок потребовалось 10 кг глины. Большая роза и маленькие розетки были отпечатаны в соответствии с настоящими цветами. Облицовка создана из оргстекла. Внутреннее освещение создается двумя люминисцентными лампами по 8 Ит, а башни освещаются двумя светодиодными прожекторами можностью всего по 2 Вт. На восстановление этой модели Жоржу Буригану понадобтлось 700 часов работы, из которых 400 часов — на изготовление статуэток.
1 из 2
3
Часовня Святого Таинства Богородицы Непорочного Зачатия. Автор — Франсуа Ладатт, 1742 год. Алтарь с круглым фронтоном, поддерживаемый четырьмя мраморными колоннами. На полу перед алтарем надгробие кардинала Робера де Ленонкура, бывшего архиепископом Реймса, короновавшего Франциска Первого. Он умер в 78 лет, прожив довольно долгую жизнь.
1 из 2
3
Скульптура Святого Антония.
4
Капелла, выполненная скульптором Проспером д, Эпине. Жанна д, Арк на коронации Карла Седьмого. Работа, была создана в Риме, в течении 2 лет, и завершена в 1901 году. Доспехи из посеребренной бронзы, лицо из слоновой кости, туника из желтого мрамора, привезенного из Сиены, декорирована лилиями и инкрустированная лазуритом.
1 из 2
3
Святой Иоанн Креститель де Ла Салль, 17 век. Основатель Братьев христианских школ и покровитель педагогов, отслужил свою первую мессу в Соборе 10 апреля 1678 года, в присутствии его семьи и его духовного наставника — Блаженного Николаса Роланда.
2
Римскую мозаику нашли во дворе Архиепископа и перенесли в Собор в 19 веке.
1
Кафедра в нефе происходит из старой церкви Сен-Пьер-ле-Вьей. Работа скульптора из Реймса Блонднля, второй половины 18 века. Она создана из обработанного дерева и установлена на четырех всадниках Апокалипсеса. Важнейшие мотивы — видения Иезекиля, символы четырех Евангелистов, четыре персонажа Иисуса: Царь, Священник, Пророк, Жертва. На резном изображении центрального медальона изображен Святой Петр, хромой перед Храмом, исцеление Святым. Поддерживаемую двумя пальмами деку венчает Книга Священного Писания, якорь и факел, которые представляют теологические добродетели: Веру, Надежду, Милосердие. Основание с четырьмя символами и вершина с тремя Добродетелями, а также кресло Истины, выражают наполнение, знаком которого является число семь. В задней части кафедры капеллы Кардинала 17 века, на трех медальонах изображена кармелитка Святой Терезы д, Авила.
4
Алтарь Смерти и Воскресения Иисуса из мрамора и камня, 1541 года, выполненный Пьером Жаком. Алтарь трехуровневый, разделенный на части. В центре Дева, принимающая тело Иисуса и Мария Магдалина. У ног — каноник, святые Павел и Антуан. В сцене Воскресения Иисус выходит из гробницы, в соседних нишах — стражи, увенчанные молящимися Ангелами. По обе стороны — четыре Евангелиста.
1 из 2
5
В глубине хора — кафедра 17 века со сценами жития Святой Терезы.
3
Часы работы:
ежедневно с 7.30. до 19.30.
Месса начинается:
в воскресенье и праздничные дни в 9.30 и в 11.00. в капелле кардинала;