Музей Анри Матисса в Ницце — одна из самых посещаемых достопримечательностей города, не связанных с пляжным курортным форматом. Особняк, в котором великий художник и новатор искусства XX века прожил последние годы своей плодотворной жизни, теперь является хранилищем бесценных шедевров, завещанных, как самим мастером, так и переданных его наследниками. Помимо обычных экскурсий здесь проводятся молодёжные семинары, посвящённые живописи.
На 2024 год стоимость услуг составляет:
Лицензированное экскурсионное обслуживание сотрудниками со среды по воскресенье проводится только на французском языке, англоговорящие гиды работают исключительно один день, по понедельникам. Кроме того, нужно внимательно смотреть на предупреждающие знаки — некоторые экспонаты защищены законом об авторском праве, их запрещено фотографировать даже на мобильные телефоны. В остальных залах любительская фото- и видеосъёмка бесплатна.
Правом на неограниченное бесплатное посещение могут воспользоваться:
Часы работы Музея Матисса зависят от сезона. С ноября по апрель включительно двери открыты с 10:00 до 17:00, по летнему графику — до 18:00, кассы закрываются на полчаса раньше. Выходной — каждый вторник и в официальные государственные и религиозные праздничные дни Франции: 25 декабря (католическое Рождество), 1 января (Новый год), 1 мая (день Труда), Пасха.
Анри Матисс переехал в Ниццу уже в преклонном возрасте, когда по совету врачей ему стал необходим чистый морской воздух и тёплое солнце. Поначалу они с женой и дочерью занимали дорогие номера в прибрежных отелях, но после перебрались в квартиру неподалёку. Сама вилла Арен появилась в жизни живописца позднее, и фактически он здесь не жил, а арендовал второй этаж на несколько месяцев в году. В стенах особняка создавались картины и скульптуры, а позже — легендарные коллажи.
Само здание для французского юга необычное. Построили его на рубеже XVII века в модном тогда полуколониальном стиле, с решетчатыми ставнями, выбеленными карнизами и кричащим кораллово-красным цветом фасада. Долгое время дом назывался дворцом д’Убернати, по фамилии городского бургомистра, чьи потомки несколько поколений владели землёй. На начало XX века власти Ниццы запретили массовое строительство в этом районе, и поместье стало ещё дороже.
Матисс скончался в 1954-м году, и в своём завещании он отписал городу большую часть не раскупленного коллекционерами творческого наследия. Курорт отблагодарил художника почестями и решением создать главный мемориальный музей, но всё оказалось не так просто. Оформление наследства и споры по имуществу затянулись надолго, и лишь спустя девять лет первая экспозиция открыла двери для французской публики, не забывавшей эксцентричного гения.
Поначалу фонды занимали второй этаж — внизу расположился археологический музей, не имевший тогда отдельного здания. До 1989-го вилла вынуждена была тесниться, когда античная коллекция наконец не переехала в собственные залы. Всё это время руководством велись непростые переговоры с владельцами особо ценных полотен. Какие-то картины выкупались за сотни тысяч долларов, кто-то, наоборот, захотел остаться в истории щедрым дарителем, и передал их бесплатно.
Обновлённый и отреставрированный музей повторно открылся в 1993-м году, спустя 30 лет после дебютной выставки. Востребованный архитектор Жан-Франсуа Боден представил публике полное переосмысление внутреннего пространства. Старинная вилла снаружи не изменила облика, местами даже сохранили штукатурку, но внутри всё стало иначе. Непростое решение отказаться от атмосферы особняка начала XX века принесло плоды — искусство и современность воссоединились.
Начиная с 2012-го года, Музей Матисса представляет собой полноценный образовательный центр, с богатейшей искусствоведческой библиотекой, семинарами для детей и взрослых, а также обновляющимися фондами. Рядом с бессмертными работами появляется всё больше мультимедийных экранов — на них выводятся справочные материалы по конкретному полотну или скульптуре, и даже трёхмерные изображения, позволяющие разглядеть малейшие штрихи и детали.
На 2024 год общее выставочное пространство составляет 2800 м2, где больше половины отдано под подлинные работы мастера. Это не классический мемориальный музей, здесь нет принципа историзма, а витрины и стенды не дублируют общеизвестные факты. Ключевой концепт — биография художника, но не в скучной хронологии, а в образной интерпретации через его творческое наследие. Краткая справка с редкими фотографиями открывает зал фойе, а дальше — искусство.
Первое, что видят посетители, оказавшись в зале — огромный, растянутый на полстены коллаж под названием «Цветы и Фрукты», одна из финальных работ Матисса, созданная в глубокой болезни. Это 11 рулонов обычной машинописной бумаги, на которых изображены простые, по-детски наивные образы. Венчает композицию античная колоннада, отсылая публику к греческим храмам и музам, которые стоят по бокам — редкие образцы малой скульптуры, к которой живописец обращался в молодости.
Дальнейшие экспонаты объединены по двум принципам-либо это конкретный исторический период, либо тематика, например — обнажённая женская натура или музыка. К каждому оригиналу прикладывается несколько чудом сохранившихся эскизов — так посетители видят комплексный образ и многодневную творческую работу. Декупаж представлен отдельно — некоторые композиции можно листать, как книгу, они обёрнуты в защитные папки, сохраняя гармонию цвета.
Весь второй этаж музея отдан под постоянную выставку о Капелле Розария. Этот небольшой католический храм построен в пригороде Ниццы, Вансе, на территории женского доминиканского монастыря, а Матисс принял непосредственное участие в росписи интерьеров, витражей и общего оформления здания. Здесь же можно увидеть макет часовни, эскизы облачений священников, копии фресок на стенах. Пожилой художник высоко ценил участие в проекте, и считал его финальным благословением.
Отдельно стоит сказать и о коллекции личных вещей маэстро, коих в стенах музея немало. Сам себя он называл главным коллекционером собственных работ, но одновременно с этим успевал собирать антикварную мебель и украшения для интерьера. Кое-что хранится в запасниках и выставляется по особым случаям, другая часть реликвий видит публику только на ежегодных проектах, например, «Метаморфозах Матисса», проходящих зимой.
Во Франции существует ещё один официальный музей Матисса, но расположен он не в туристической Ницце, а ближе к границе с Бельгией в коммуне Ле-Като-Камбрези, там будущий художник родился и провёл свои детские годы. По сути, это единственная коллекция, созданная при его жизни. Сейчас здесь почти 800 единиц хранения и интерактивная площадка, где инсталляции в лёгкой и развлекательной форме рассказывают о не всегда простых искусствоведческих вещах.
Мало кто из непричастных к миру живописи знает, что Анри Матисс начал свой профессиональный путь как нотариус, и только в 21 год написал первую «ученическую» картину. Набор красок и кистей подарила ему мать, когда молодой юноша был прикован к постели после операции на аппендиците. Несколько лет ушло на то, чтобы обучиться азам и выдержать экзамены в парижскую академию. К слову, семья была против такого увлечения, считая, что оно никогда не принесёт денег.
Главным творческим соперником Матисса всю жизнь считался Пабло Пикассо. Оба мастера публично критиковали друг друга, не стесняясь в выражениях, и всячески соревновались в идеях, цветовых задумках и стилях работ. Первая их встреча состоялась в Лондоне в 1906-м году, когда оба были уже зрелыми мужчинами. Британский бомонд ждал конфликта и скандала, но художники пожали руки, и вплоть до смерти ни разу не обронили дурного слова, ни о себе, ни о картинах.
По иронии судьбы, легендарная техника декупажа стала для художника родной, но уже на закате жизни, когда из-за продолжительного заболевания Анри не мог больше работать с красками и другим материалом. Чтобы оставить после себя богатое наследие, он создавал бумажные коллажи, вырезал женские силуэты обычными канцелярскими ножницами, и обклеивал деревянные панно осколками плитки. Часть работ с раскрашенной гуашью бумагой до сих пор висит на стенах особняка.
Дочь живописца Маргарита — женщина с удивительной судьбой. Это её Матисс изобразил на легендарном «Портрете девочки с чёрным котом», полотне, которое испугало публику настолько, что о работе расползлись мистические слухи. На деле, инфернальные образы — своеобразная шутка, дабы уберечь единственную наследницу большого семейства от лишнего внимания ухажёров. Оригинал полотна на постоянной основе хранится в Париже, в галерее Центра Жоржа Помпиду.
Несмотря на роскошную и вычурно скандальную жизнь, Анри Матисс завещал похоронить себя скромно и без излишних почестей. Могила художника расположена рядом с особняком, на монастырском кладбище. К ней ведёт изолированная тропинка, а само надгробие выполнено в строгом геометрическом стиле. Поклонники до сих пор несут сюда вместо цветов разноцветные стёклышки, камни и еловые шишки, отдавая дань позднему стилю маэстро — простоте формы, но не содержания.
Бывший особняк художника находится на северо-востоке города, в шаговой доступности от остановки «Арена». Чтобы попасть к центральному входу, нужно выйти из транспорта на бульваре Симье и обогнуть руины слева или справа — благоустроенная пешеходная дорожка выведет гостей прямо к зданию. Главное — держаться красных указателей и не сворачивать в сторону Археологического музея, чтобы не сделать почти километровый крюк по садовой аллее и не петлять между развалин.
С такси ситуация проще и сложнее одновременно. Приложение Uber в Ницце работает, и водители даже приезжают без задержек, но спрос «глушится» местными профсоюзами. Городских перевозчиков узнать легко — тёмно-синие машины с белым треугольником на крыше. Тариф в 2024 году — около 2 € за километр, вечером и ночью на 30% дороже. До самого музея они не доезжают — высадят у ближайшей пешеходной дорожки.
Для тех, кто путешествует на арендованном транспорте, продумана отдельная бесплатная парковка «ёлочкой» перед въездом на музейную территорию (43.720751, 7.276521). От неё — через сад античной Арены, практически напрямую. Если не повезёт, и все места будут заняты — придётся пытать счастья у соседнего монастыря (43.720223, 7.278622), тут стояночных карманов гораздо больше, но идти до входа на пару сотен метров дальше.
Музей Анри Матисса на Google-панораме:
Видео о музее Матисса в Ницце:
Ostrovok.ru – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Яндекс.Путешествия – отели, квартиры. Есть кэшбэк Туристера.
Trip.com – отели, апартаменты. Есть кэшбэк Туристера.
Отзывов пока нет.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.