Вот мне не повезло! К моменту посещения музея, муж уже изрядно утомился, было около 16.00. часов и он рвался на сдуру обещанный мной пляж. Поэтому, несмотря на то, что музей оказался необыкновенно хорош и разнообразен для простого провинциального музея, мы по нему пронеслись. Соответственно, несмотря на то, что я люблю отчёты о музеях писать подробно, с описанием каждого экспоната, этого не получилось — времени катастрофично не хватило.
2
Музей Бастии оказался на удивление разнообразным: это и археология, и этнография, и история, и искусство.
2
Среди многих знаковых мест культурного наследия Корсики, Дворец Губернатора, который ныне и является Музеем Бастии, несомненно, уникален. Он расположен в самом сердце Цитадели Бастии, в районе Терра Нова, созданном генуэзцами в конце 14 века.
Историю строительства самого здания я описала в рассказе про Бастию. Коротко: дворец Губернаторов, многовековая резиденция политической власти в Генуэзской Республике, был свидетелем смены поколений губернаторов из великих аристократических семей Лигурии. Несмотря на превратности времени, войны, различные катаклизмы, этот дворец 16 века, показывает всю мощь Республики через свою архитектуру. С начала 17 века статус столицы Королевства Корсика свидетельствует о символизме этого места. Губернаторский дворец, настоящая крепость в сердце Цитадели, ориентированной на соседнюю Тоскану, теперь является музеем, посвященным Бастии и ее месту в истории острова.
В 2010 году залы музея были отремонтированы, организован круговой маршрут. Основными осями, направляющими посетителей, являются градостроительство, интеллектуальное и художественное богатство города, его политическая, социальная и экономическая значимость.
2
Постоянная экспозиция коллекции представляет собой смесь истории и изобразительно искусства. Картины, скульптуры, мебель, артефакты и мультимедиа позволяют посетителям открыть семь веков истории города и Корсики.
1
Начинается выставка с исторического отдела, где рассказывают об истории Корсики, и, особенно, история Бастии.
Металлообработка сначала меди, а затем бронзы во 2 тысячелетии до н. э. (эпоха древнейших кастелли) привела к морской торговле оловом, и один из ее основных путей проходил через Корсиканский пролив.
1
Начиная с 8 века до н. э. область Тирренского моря стала оживленной ареной деятельности, во главе которой стояли могущественные и роскошные города Этрурии. Эти этруски в союзе с финикийцами устояли против конкуренции со стороны фокийских греков, поселившихся в Алалии (Алерии) в 565 г. до н. э.
2
В 13 веке Корсика перешла Генуэзской Республике, суверенному государству, покровителем которого был святой Георгий. Это был центр экономической и финансовой власти, которая в дополнение к своей лигурийской родине контролировала многие территории вокруг Средиземного моря, известные под общим названием Генуэзский Доминион. Представитель республики впервые прибыл в Бастию в конце 15 века, но только с 1562 по 1769 годы город был резиденцией генуэзского правительства на Корсике. Губернатор обладал значительными политическими, военными и судебными полномочиями. Закон, который он применял, был специфичен для острова: его Статуты — гражданские и уголовные. Высокие чиновники набирались из лигурийской знати, и подчинялись власти Магистрата и Сената в Генуе. В кризисные периоды губернатора заменял Генеральный комиссар или Чрезвычайный комиссар с исключительными полномочиями.
1
Губернатор Корсики и генуэзская администрация размещались во дворце (в котором сегодня музей), в самом центре Верхнего Города. Они использовали местных жителей, чтобы контролировать население в глубине страны. Островитян представляли «Двенадцать дворян» и «Шесть дворян». Сам город управлялся мэром или Подестой и советом старейшин.
2
Бастия, город, основанный генуэзцами в конце 14 века, как и многие города на корсиканском побережье, явно с влиянием лигурийской культуры и архитектуры. Во многих случаях жилища в Верхнем городе строились мастерами — каменщиками из Генуи, первоначально в 2–3 этажа, расположенные по сетке, весьма отличающейся от извилистых улиц Нижнего города.
2
В архитектурных элементах и интерьерах также используются приемы и культурные мотивы, заимствованные из Лигурии, такие как использование черного сланца из регионов Лаванья и Промонторио, архитектурное значение дверных проемов и организация различных этажей, характерная для Генуи и Италии в целом. В жилищах местной знати обнаруживается различие между корпусными постройками и палаццо, планировка которых говорит о показной роскоши.
1
С конца 16 века до конца 18 Бастия является типичным примером установления корсиканского городского образа жизни, отмеченного итальянским влиянием.
1
Хотя Бастия входила в состав Генуэзского государства, географически она была ближе к Тоскане, а культура и обычаи ее ведущих семей принадлежали итальянской элите. Эта тенденция была тем сильнее, что ведущие корсиканские семьи отправляли своих сыновей для получения образования в школы и университеты Италии, а экономика острова была, в основном, связана с торговлей с близлежащим полуостровом. Более того, эти социальные и культурные тенденции, были подкреплены эмиграцией многих корсиканцев, в том числе представителей местной знати Бастии, в различные итальянские государства — Венецию, Геную, Тоскану.
1
Как архивы, так и многочисленные археологические исследования свидетельствуют о широком использовании артефактов, сделанных в Италии.
3
Например, в современную эпоху мебель и посуда, использовавшиеся в городе, поступали из близлежащих районов материка, из Лигурии и Тосканы. Местное производство копировало этот импорт. Итальянские мастера — ремесленники, жившие в Бастии, были очень влиятельны на Корсике.
2
В 1637 году Папа понизил статус всех государств, кроме королевств. Не желая терять авторитет среди стран Европы, Генуя возвела остров в статус Королевства. С тех пор генуэзский Дож считался королем Корсики. Этот статус дал Корсике видное место в строительстве Генуэзского государства и завершил его политическое включение в состав Республики. Это означало, что Корсика никогда не была «колонией» Генуи.
1
С начала 18 века остров переживал социальные и политические напряжения и экономические кризисы, которые привели к разрыву с Генуей, известному как 40-летняя война (1729–1769).
2
До 19 века Бастия, хоть и был главным городом Корсики, оставался провинциальным городком, где высота зданий не превышала три этажа.
Два района составляют исторический центр Бастии — два Сердца города, как говорят его жители: Верхний город — Терра Нова, опоясанный валами Цитадели, и Нижний город — Терра Веккья, вокруг Старой Гавани. На протяжении веков различные функции этих двух районов, один — военно-политический, другой — морской и торговый, вместе сделали город столицей Корсики.
1
Как и все города, построенные на острове генуэзцами, Бастия представляет собой президио, обнесенную стеной крепость, предназначенную для защиты гавани. Валы и бастионы были построены между 1575 и 1625 годами. Они защищали Терра-Нова, а Терра-Веккья оставалась открытым городом.
1
Одним из крупнейших начинаний Генуэзской Республики в Бастии было строительство мола в 17 веке. Это сделало Старую гавань более привлекательной и усилило ее экономическую роль. Превращение Бастии в самую современную островную гавань своего времени также было политическим заявлением. Только в 1830-х годах была запланирована новая гавань рядом с площадью Святого Николая до Тоги, и только в 1872 году она была введена в эксплуатацию.
2
С конца 18 века эти два района стали символом самобытности Бастии. Корсиканские, французские и другие художники, посещавшие остров, сделали Цитадель и Старую Гавань навсегда узнаваемыми достопримечательностями города, создав иконографию, передающую живописный образ Бастии, в которой море и свет повсюду.
1
Доминанта Бастии — Цитадель, была тоже основана лигурийцами. До этого была лишь небольшая гавань, укрытая в бухте, примыкающая к деревне Кардо. В конце 14 века Леонелло Ломеллини из Генуи построил форт на скалистом мысе, возвышающемся над берегом, а также первые дома, в которых генуэзцы и корсиканцы жили бок о бок. Так родилась Бастия. В течении 16 и 17 веков крепость была реорганизована, перестроена и укреплена бастионами. Во второй половине 17 века был добавлен новый район — Ла Пунта, к уже имеющимся Терра Нова и Терра Веккья. В Бастии сосредоточились политические, экономические и религиозные силы. В 18 веке международные конфликты и восстания островитян против Генуи замедлили расширение города. В то время это был самый густонаселенный город на острове, в котором проживало около 5 тысяч жителей.
К середине 19 века Бастия приобрела вид европейского города, несущего на себе отпечатки как французского, так и итальянского влияния. Городское планирование начало модернизировать свою сетку, не в последнюю очередь за счет создания широких и прямых проездов. Во времена Второй Империи его население превысило 20 тысяч жителей. Новая Гавань была введена в эксплуатацию в 1872 году, и город расширился на север, его площадь увеличилась вдвое, менее, чем за 100 лет.
После больших разрушений ВМВ Бастия приступила к восстановлению. Демографические и экономические ограничения 60-х годов привели к развитию пригорода на юге, а в последние десятилетия город распространился на запад вдоль долины Фанго, сейчас в нем проживает более 40 тысяч жителей.
1
Религиозное искусство.
На религиозное искусство острова так же очень повлияла Генуя. Как столица Королевства Корсика, когда оно входило в состав Генуэзского Доминиона, Бастия в 17–18 веках была важным центром художественного творчества. В городе было два двора: двор губернаторов острова и двор епископов Марианских и Ачских. По всему острову губернаторы, монашеские и светские священнослужители, богатая местная знать, городские или сельские общины и братства соревновались в оснащении своих церквей и религиозных домов роскошными предметами. Они заказывали работы таких великих генуэзских художников, как Джованни Баттиста Паджи, Джузеппе Бадаракко и Доменико Пиола, чьи картины стали образцами для художников корсиканской школы.
1 из 2
1
Церкви Бастии и остальной части острова были украшены впечатляюще роскошными украшениями, большая часть которых пришла из Генуи, или была сделана на острове лигурийскими мастерами. Подобные работы также копировались местными ювелирами и краснодеревщиками даже в самых отдаленных глухих деревнях.
1 из 2
2
Культ Богородицы и святых привел к заказу в Лигурию статуй, свидетельствующих о распространении на Корсике типично генуэзских форм поклонения, таких как культ Богоматери Савоны в 17 веке.
1 из 2
3
На протяжении современной эпохи это генуэзское влияние было характерной чертой корсиканского религиозного искусства, которое отмечает принадлежность острова к итальянскому культурному искусству.
Элита Бастии.
Корсиканское общество долгое время описывалось как разделенное на корсиканцев и генуэзцев; но на самом деле, с тех пор, как остров впервые попал под власть Генуи, многие люди эмигрировали на остров, который до этого был относительно малонаселен; поэтому Бастия с самого начала была открыта как для местных жителей, так и для генуэзцев.
1
Во многих ранних отчетах говорится о статусе корсиканцев отличном от статуса генуэзцев, и более низком. Но на самом деле два народа начали смешиваться по прошествии десятилетий. Эту интеграцию легко найти в высших классах острова: великие корсиканские семьи имели свою местную власть, подтвержденную генуэзской администрацией, которая опиралась на систему кланов и семей для контроля над населением. Система, известная как Бенемеранса, давала определенные привилегии тем корсиканцам, которые проявляли свою привязанность к Генуэзской Республике (освобождение от налогов, право ношения оружия, посты в администрации или армии, и тому подобное). В конце 17 века появилась новая элита, состоящая из деревенских вождей, переехавших в Бастию, но сохранивших сильную базу власти в сельской местности.
1
Однако корсикансим элитам не разрешили присоединиться к самой генуэзской знати, и поэтому высшие государственные должности были для них закрыты. Это обстоятельство ускорило традиционную эмиграцию: некоторые семьи шли на службу в иностранные государства или к иностранным правителям, но нге теряли привязанности к острову.
1
Войны и революции в 18 веке.
Это был неспокойный век в истории Корсики. Начиная с 1729 года происходили различные восстания против генуэзской власти. Генуэзцы обратились за военной помощью к своим союзникам, австрийцам и французам. Но никто не смог остановить восстания. Они сопровождались гражданской войной между корсиканцами, поддерживающими Геную, и теми, кто перешел на сторону повстанцев.
1
Это привело к рождению независимой Корсики в 1755 году, под руководством Паскаля Паоли. Корте стал столицей, были учреждены валюта, армия и парламент; но часть побережья осталась в руках генуэзцев, а Бастия была их центром. Генуе пришлось снова просить Людовика Пятнадцатого о военном вмешательстве. И в результате, после битвы при Понтенову остров был присоединен к Франции, а Паоли вынужден был бежать в Великобританию.
1
Бастия оставалась политической столицей, резиденцией сначала представителей французского монарха, а затем представителей революционной Франции. Последняя администрация обнародовала Корсиканский кодекс, адаптацию генуэзских законов. Элита Бастии сыграла свою роль в создании нового французского правительства.
2
В 1794 году британцы вторглись на остров по просьбе Паскаля Паоли, изгнав французов и создав короткое пятидесятилетнее англо-корсиканское королевство. Вице-король был назначен в Бастию, где сейчас находится правительство, а парламент создали в Корте. Часть местной знати Бастии поддерживала режим, пока французские революционные войска не захватили внутренние районы страны в 1796 году.
1
Первая Империя: начало французской Корсики.
Однако окончательный переход Корсики под суверинитет Франции в 1796 году не означал, что остров быстро стал неотъемлимой частью французской нации. На корсиканском языке по-прежнему говорило все население, включая элиту. Итальянский язык по-прежнему использовался в письменной форме, как в административных, так и в других целях.
1
Тем не менее, Первая Империя (1804–18150 ознаменовала собой решающий этап в медленном процессе становления Франции, в котором решающую роль сыграла армия. Армия подавила всю политическую оппозицию, такую как восстание Фьюморбу в 1808 году. Но, что более важно, Наполеон возложил на армию задачу ассимиляции и продвижения местных элит. Большинство знатных корсиканских семей в конечном итоге поддержали бонапартизм, получили доступ к дворянству Империи и могли претендовать на высокие политические и административные должности во Франции, а также в своем родном регионе. Они играли большую роль в имперской государственной машине.
1
Однако это не было беспроблемным развитием. В 1811 году Бастия утратила статус столицы в пользу Аяччо, а в 1814 году город восстал. На фоне экономического кризиса это восстание было ответом элиты Бастии на потерю столичного статуса, но это также было следствием потрясений, вызванных посягательством на французскую культуру во времена Империи. Процесс интеграции усилился в следующие десятилетия, но вместе с тем усилились организованные формы и проявления культурного сопротивления, направленные на защиту корсиканской идентичности.
Портреты:
Портрет Жана Батиста Червони (1765–1809). Неизвестный автор начала 19 века. После революции Великая Армия, созданная Наполеоном, позволит интегрировать многие большие корсиканские семьи, такие как семья Жана Батиста Червони. Он родился в 1765 году в Соверии, в семье известных сторонников Паскаля Паоли и независимости Корсики. Французская аннексия Корсики Людовиком Пятнадцатым вынудила Червони эмигрировать в Италию. Однако в 18 лет он записался в полк Королевского Корса, прежде чем начал работать юристом в Ла-Порте. Он присоединился к Революции 1789 года, став командующим Национальной Гвардии Голо. Кавалерийский офицер Итальянской армии, адъютант генерала де Касабланки, он принимал участие во всех крупных сражениях. Он оказался в осажденном англичанами Тулоне в 1793 году, где отличился своим поведением под огнем. Через год Червони получил звание бригадного генерала в армии Италии. В 1798 году он стал генерал-майором и командовал несколькими воинскими дивизиями. Он был убит пушечным ядром во время битвы при Экмюле 23.04.1809 года, и посмертно стал бароном Империи.
1
Портрет генерала Эжена Орсателли (1768–1811). Антон Санто Бениньи (1787–1863), первая половина 19 века, масло на холсте. Эжен Франсуа Ормсателли родился в Кассано в 1768 году. В возрасте 18 лет он вступил в полк Королевских Корсов. Он получил звание второго лейтенанта после службы в армиях Альп и Италии. Именно в чине капитана он отличился при осаде Мантуи. В начале 1796 года он был тайно отправлен на Корсику, которая была оккупирована англичанами с 1794 года. Его прекрасное знание родной местности и многочисленные местные связи позволили ему получить ценную информацию. Его действия были направлены на подготовку французского завоевания острова, которое будет осуществлено в октябре следующего года. В январе 1797 года он принял участие в сражениях при Риволи и Ла-Фаворитке. Впоследствии он присоединился к армии Цизальпийской Республики для руководства итальянскими войсками. Там он командовал второй полубригадой итальянской дивизии. Стал командиром батальона и принял командование 6-м Цизальпийским легионом, с которым сражался до эвакуации Титалии. Получив звание полковника в 1805 году, он сформировал 6-й линейный пехотный полк, состоящий из корсиканских и итальянских солдат. Стал кавалером ордена Почетного Легиона в 1806 году. Во главе своего отряда отличился во время испанской компании. Его действия принесли ему звание бригадного генерала в 1806 году, но с итальянским титулом. Он отказался от своего имени и по просьбе Императора стал Эженом. Служил под командованием Суше в 1809 году, затем в Лериде и Тортосе в 1810 году. В 1811 году принимал участие в осаде Таррагоны, где был тяжело ранен 5 мая перед фортом-де, Оливио. Брошенный умирать в поле, он был эвакуирован в госпиталь, где и скончался от ран 12.05.1811. Умер накануне присвоения звания генерал-майора. Император посмертно присвоил ему титул барона.
1
Портрет Рафаэля де Касабланки (1738–1825). Джозеф Чеккони, по Марии-Гильгемине Бенуа, 1845 год, масло на холсте. Карьера Рафаэля де Касабланки иллюстрирует, как интеграция корсиканских элит через военную карьеру также может привести к высоким политическим позициям во времена Империи. Он родился в Весковато в 1738 году. Во время завоевания Корсики французами в 1768 году он записался в королевские войска для борьбы с паолистами (сторонниками независимости). Служил капитаном в полку Буттафоко и Провинциальном Корсе. Он быстро поднялся по служебной лестнице и в 1779 году стал полковником. В наступлении революции он участия не принимал, и смена полка ничуть не помешала ему продолжить блестящую военную карьеру. Получив звание фельдмаршала, он принял участие в сражениях Альпийской армии против пьемонтцев в конце 1792 года. В 1794 оказался на Корсике и поддержал осаду Кальви против англичан, за что получил звание генералда дивизии. После службы в итальянской армии Бонапарт назначил его в 1796 году командующим французских войск, ответственных за отвоевание Корсики у англичан. Два года спустя он сражался против неаполитанцев в Риме. В 1800 году Наполеон сделал его сенатором, а затем графом Империи в 1808 году. Это признание не помешало ему участвовать в падении императора. Затем Людовик Восемнадцатый сделал его пэром Франции, что не помешало ему снова служить у Наполеона во время Ста Дней, и вернуться на свое место в Палате в 1819 году. Умер в Бастии в 1825 году.
1
Портрет Франсуа Поля де Брюэ д, Эгалье (1753–1798), французская школа, начало 19 века, масло на холсте. Борьба с пиратами и берберийскими корсарами по-прежнему занимала большую часть францухского флота во второй половине 18 века. Правда, в то время атаки французских судов в рейдах уже не имели той интенсивности и важности, как в предыдущие века. Однако Королевский флот вел активную борьбу против флотов Магриба и, в более широком смысле, против флотов Великой Порты, поэтому французские моряки и офицеры участвовали в этих компаниях в Средиземном море. Среди них — будущий Первый Адмирал Наполеона Франсуа Поль Брюэ д, Эгалье. В возрасте 13 лет он записался добровольцем в Тулоне и стал стюардом. В течении 8 месяцев он ходил в портах Туниса, Алжира и Триполи и в Восточном Средиземноморье. В 1770 произведен в морскую гвардию, в которой принял участие в Тунисской экспедиции на фрегате «Атланта». Политическая позиция бея представляла угрозу для Франции, только что завершившей завоевание Корсики. Однако, Паскаль Паоли, находившийся в изгнании, продолжал получать поддержку Туниса, кораблям которого он открыл островные порты за два года до французского завоевания. Чтобы уменьшить военн-морскую мощь бея, Франция решает послать флот перед Ла-Гулеттом и обстрелять Бизерту и Сус. Загнанный в угол и лишенный поддержки англичан Али Иль-бей был вынужден 13.09.1770 года подписать с королем мирный договор. Эта компания положила конец тунисскому каперству и пиратству против французских построек и набегам на побережье королевства. Бей также вынужден признать конец независимости Корсики и освободить несколько десятков рабов островного происхождения. Последние из них, 36 человек, также подвергшиеся плену, вновь обрели свободу в 1779 году. Таким образом, тунисская экспедиция 1770 года, позволила Франции внести свой вклад в ослаблении варварской угрозы в западном Средиземноморье и в относительную безопасность торговых путей, даже если морские конфликты с Великобританией продолжались. После этой операции Франсуа Эгалье продолжил свою карьеру в новой компании Леванте, которая завершила его обучение солидным опытом навигации в Средиземном море. Став офицером, он впоследствии служил в Вест-Индии, прежде, чем погиб в битве при Абукире 1798 года. Несколькими месяцами ранее Наполеон произвел его в адмиралы.
2
Портрет Антуана Себастьяна Лазаротти, Луи Пеллегрини, 1851 год, масло на холсте. Мэр Бастии с 1843 по 1848 годы. Портрет был написан, чтобы напомнить потомках о действиях мэра в создании нового порта. В трехцветном шарфе он изображен с рукой, опирающейся на стол, на котором лежат письмо с объявлением о государственной субсидии и план развития порта.
1
Портрет Жана-Батиста Галеаццини, Иоанн Патриарка, начало 19 века, масло на холсте. Реврлюция, и особенно империя, позволяет интегрировать корсиканскую элиту в высшие административные круги. Карьера Галеаццини является примером этого процесса франконизации. Он родился в Лигурии в 1759 году, где его отец служил офицером в генуэзской армии, и принадлежал к знатной семье Бастии. Его неспособность добиться признания его семьи благородной властями Старого режима объясняет, почему он активно участвовал в утверждении власти Учредительного собрания на Корсике. Связанный с Бонапартом, он возглавлял корсиканскую делегацию на празднике Федерации в 1790 году. Избранный мэром Бастии в 1791 году, 1793 и 1797 годах, его верность режиму сделала его яростным противником англо-корсиканского королевства. Когда Бастия попадает в руки британцев, интендант совместил его имя с именем Бонапарта. Когда остров был отвоеван, он был поставлен во главе администрации Верхней Корсы. В 1801 году Первый Консул предложил ему пост префекта Лиамона. С 1803 по 1810 годы он был генеральным комиссаром на острове Эльба. Барон Империи, он участвовал в Ста днях, и был префектом провинций Луара и Мэн. Его имперские политические обязательства принесли ему увольнение Людовиком Восемнадцатым. Он вышел на пенсию и умер в Бастии в 1833 году. Его сын, Совер, был назначен ревизором в Государственный Совет в 1809 году и занимался внешними связями, будучи отправленным в Италию в 1810 году, и назначен генеральным комиссаром полиции в 1811 году в Сене-Инферьер, до 1814 года. Предложенный на должность Магистра нового Госсовета, он был уволен под тем предлогом, что он корсиканец. В 1815 году вышел в отставку.
1
Портрет Анджело Пьеранджели, последняя четверть 17 века, автор неизвестен, масло на холсте. Помимо характера самого портрета, чвляющемся маркером принадлежности к высшим слоям населения, персонаж представлен с показными признаками корсиканской элиты, никогда не признаваемой Генуей дворянством. Он принадлежал к династии мореплавателей и скромных судовладельцев, а также купцами, представляющими деловой мир острова. Именно они сделали Бастию и ее порт центром корсиканской экономики со связями с Лигурией, Тосканой, Римом, и с Западным Средиземноморьем.
1
Амели Мерле-Ундле из Саксонии. Антон Менгшс, около 1750 года. Первый художник при дворе короля Августа, прежде, чем уехал в Неаполь, где работал на Карла и Марию Амели Испанских, написал этот портрет. Это официальный портрет королевы, потерявшей свою испанскую корону и умершей в 36 лет, символизирующий ее власть. В 1761 году художник присоединился к новым государям в Мадриде, после восшествия Карла на престол. Работа вдохновлена прототипами Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса. Официальные портреты копировались для максимального распространения.
1
Однако, не только военные и королевские особы увековечены местными художниками. Мало кто знает, но на Корсике с середины 19 века началась промышленная революция. Это движение, созданное бизнесменами Бастии, приняло форму местных и иностранных инвестиций во все области промышленности, торговли, банковского дела, с тенденцией ограничивать риски за счет девирсификации. Людей, которые помогли Бастии, помнят в их городе.
Портрет Этьена Луи Оренга. Этторе Пенсо, 1903 год, пастель. Семья Оренга с 18 века занималась торговлей, специализировавшись на тканях и продуктах питания. В 1844 году Этьен-Луи и его брат Луи Александр присоединились к компании своего отца, которая тогда называлась Матье Оренга и Филс. В 1869 году, после смерти брата, Луи-Этьен открыл магазин в Бастии, а затем, имея значительные финансовые ресурсы, диверсифицировал свою деятельность, ссужая деньги деревенским купцам и спекулируя недвижимосчтью (торгуя). В 1876 году он участвовал в финансировании первой на Корсике кондитерской фабрики, основанной в Бастии. Он вкладывал деньги в развивающиеся отрасли: железную дорогу, телеграф, шахты.
1
Портрет банкира Луи Грегори. Антуан Пелоцци (1818–1910), 1848, масло на холсте. Три сына бастийского торговца Иосифа Грегори: Жак, Винсент и Людовик, создали около 1840 года кредитную компанию острова под корпоративным названием «Банк братьев Грегори». Этот банк инвестировал в различные направления зарождающейся промышленности, в заводы и шахты, в модернизацию транспорта — пароходства и железные дороги. Себастьян Грегори сменил своего дядю Луи во главе банка. Он стал Президентом Торговой Палаты Бастии, а Папа сделал его римским графом. Но, после его смерти банк закрылся.
1
Бюст Франсуа Маттеи. Иво Боргези (1888–1962), 1934, штукатурка. Родом из Эрсы, Луи-Наполеон Маттеи (1849–1907) во многом способствовал богатству и славе Бастии. Он начал свою карьеру скромно, открыв бар на улице Террас, затем в 1872 году основал табачную и спиртовую фабрики. В 1890 году он основал новое заведение в помещении бывшей кузницы, и в 1894 создал там продукт, принесший успех и известность компании — Cap Corse. В 1907 году, после смерти основателя, Франсуа Маттеи взял на себя единоличное руководство компанией и оставался ее руководителем до 1960 года, до смерти в возрасте 94 лет. Компания является эмблемой промышленного успеха Корсики.
1
Бюст Туссена Гаспари. Камилло Перутелли (1829–1869). 1868 год, мрамор. Туссен Гаспари (1802–1867), известный как Дон Сантос Гаспари, родом из небольшой деревушки. Как и многие молодые островитяне, он учился в Италии, а его дядя был протоиреем в Венеции. Став врачом, он со своими братьями эмигрировал в Венесуэлу, где была большая корсиканская община. Разработав там золотую жилу, он накопил колоссальное состояние и стал мэром Сьюдада, а затем губернатором Гуаяны. Но, как и большинство островных эмигрантов, несмотря на успех, он решил не оставаться в Венесуэле окончательно. По возвращении на Корсику, в 1863 году, он построил палаццо в своей родной деревне, а позже поселился в Бастии, где приобрел здание. Являлся консулом Венесуэлы в Бастии. Создал в Бастии одно из главных островных финансовых учреждений 19 века. Банк просуществовал до 1936 года, после чего обанкротился.
1
И, конечно, обязательный Бонапарт.
1
На этом, пожалуй, завершу первую часть отчета, музей слишком велик для одного материала.
1
План музея:
1 из 2
1
Часы работы:
с 1 октября по 30 апреля, с 9.00. до 12.00. и с 14.00. до 17.00., со вторника по субботу. Закрыт в воскресенье и понедельник. Также закрыт 1 и 11 ноября, и в Рождество.
с 1 мая по 30 сентября с 10.00. до 18.30, со вторника по воскресенье, понедельник — выходной. В июле и августе открыт ежедневно.
1
Стоимость билетов:
с 1 января по 30 апреля вход бесплатный.
1
В остальное время года платно — 5,50 евро взрослый билет, аудиогид 2 евро.