Есть такие достопримечательности, о которых думаешь про себя: «Писать, или не писать?» И уже вроде смиряешься с тем, что и не надо, и что вряд ли кто до этого Богом забытого Румбурка доедет, а если и доедет, то в местную Лоретту за неимением времени и не зайдет.
Но когда-то данное самой себе, не понятно отчего и почему, обещание про это место написать тянет за душу и остается в списке незавершенных дел. А я где-то читала, что ничто так не отравляет нашу жизнь и в конечном счете душу, как эти недоделки оставленные на потом.
В общем собиралась я про Румбуркскую Лоретту написать почти год и вот собралась. Делом это оказалось совсем не таким простым, как мне виделось. Сами понимаете, что информации про данную достопримечательность в сети «днем с огнем»…
Кстати, когда шерстила сеть на этот счет обнаружила на сайте GuideTourist свой рассказ про Богемскую Швейцарию. Там хоть внизу и есть ссылка на Туристер, но я не припомню, что давала разрешение на перепечатку своего текста. А авторские?
Но вернемся к нашим баранам Лореттам. Румбурк — хоть и эдакий чешский Мухосранск, но лет весьма преклонных. Первое упоминание о нем относится к 1298 году. Развиваться же он начал в правление Карла IV — императора Священной Римской империи, избранным на этот пост в 1355 году. Был Карл, при крещении носивший имя Вацлав, из рода Люксембургов, но мамой его была чешка — Элишка Пржемысловна (Елизавета Богемская) — последняя представительница династии Пржемысловечий на чешском престоле.
17
Румбурк.
Пишу я сейчас про Карла по нескольким причинам:
— во-первых, изучая перепечатку истории Лоретты, выданную мне на месте в запаянных в полиэтилен листах, я перепутала фамилии Люксембург и Лихтенштейн и начала рыть историю города на предмет связи ее с Люксембургами.
— во-вторых, как оказалось в последствии, тот самый Карл, что под номером IV, по идее к Румбурку имеет весьма опосредованное отношение, а прямое совсем другой персонаж — Антон Флориан фон Лихтенштейн (1656–1721), который жил в своем Румбуркском замке и хоть и являлся 5-м князем Лихтенштейном, но княжества своего на тот момент не имел.
— и в-третьих, меня поразила магия цифр 4 и 6, которая прослеживается на протяжении всех моих «раскопок».
Я немного позанудствую, не пропадать же информации, хотя вам может показаться, что все это притянуто за уши. Так вот у Карла IV в. воспитателях ходил некий Пьер де Розьен, ставший в последствии, не без поддержки бывшего воспитанника, папой Климентом VI-м. Кстати благодаря этому тандему в Чехии было образовано самостоятельное Чешское архиепископство, на протяжении всей своей истории тесно связанное с папским престолом.
11
Румбуркская Лоретта.
А Антон Флориан фон Лихтенштейн был воспитателем эрцгерцога Карла, ставшего в последствии императором Священной Римской империи под номером Карл VI. Но во времена, когда он вроде как отвечал за образование наследника, он еще подрабатывал, как в императорском казначействе, так и послом в Ватикане. Видимо именно там и зародилась у него в голове идея построить в родном Румбурке копию итальянской Лоретты, что находится в городе Лоретта. А деньги? Ну врать не буду, свечку не держала. Может он просто был состоятельным человеком.
Да и наверное, румбуркцы помогли скинувшись. В 1713 году в городе построили крупное текстильное предприятие — Румбуркскую белильню. Сюда даже переехали английские ткачи. Город развивался и дохорошел до названия чешского Парижа.
22
Румбурк.
Про итальянскую Лоретту у меня есть рассказец, но если кому лень читать, скажу, что Лоретта — это дом, где родилась святая Мария. Якобы, именно он находится в г. Лоретта, и вокруг него построен мраморный саркофаг, а над саркофагом собор.
12
Румбуркская Лоретта.
Наш Антон Флориан, судя по всему был инициатором изготовления статуи Черной Мадонны в 1694 году. Ее освятили в итальянской Лоретте и перевезли в Румбурк, поместив в часовню-саркофаг, отстроенную в 1709 году. В барочные времена считалось, что чудодейственные свойства оригинала передаются и копиям. Но не всегда подобие — это повторение.
Самое интересное в нашем случае, что статуя Черной Мадонны, находится и в итальнском соборе, но там это восстановленная после пожара 1921 года копия. Так что копия чешская, намоленней, если соотноситься с возрастом, теперь уже копии лоретанской. Ее выносили из саркофага во время торжественных дат и значимых событий. И еще её явлено около 30 документально зафиксированных чудес исцеления.
15
Черная Мадонна Румбурка.
Лоретанский саркофаг был спроектирован Донато Браманте в 1509 году, а автором Румбуркской Лоретты стал Иоганн Лукас фон Хильдебрант. Тоже не последний мастер в своем цеху. В последствии он стал придворным архитектором императорского двора и многочисленный наш народ, бывавший в Вене, помнит его великолепные дворцы. (Да, товарищи-господа, не забываем, что Чехия тогда была частью Священной Римской империи.)
24
Саркофаг-часовня над статуей Черной Мадонны Румбурка.
Так вот Хильдебрант, не мудрствуя лукаво, копия — так копия, поехал в Италию, там Лоретту измерил, вернулся в Чехию и соорудил свою, но не из мрамора, а из красноватого песчанника. Барельефы, которыми облицован саркофаг, близки по сюжету итальянским, но то что отличало эти две Лоретты, так это нахождение на крыше Румбуркской, 16-ти статуй, изображавших родню Иисуса и девы Марии. Вот такая фантазия была у заказчика — Антона Флориана.
9
16 статуй Румбуркской Лоретты.
За 100 лет статуи пришли в негодность из-за суровых погодных условий, не сравнимых с мягким аппенинским климатом, и их с крыши сняли и разместили на баллюстраде у входа в комплекс.
9
В настоящее время заповедник Румбуркская Лоретта включает в себя: вышеописанный саркофаг, монастырь капуцинов, в одной из частей которого сейчас находится городская библиотека и костел св. Лаврентия.
11
Когда мы подошли ко входу, оказалось, что входной билет стоит 60 крон и муж сказал, что он не пойдет, а я зайдя в помещение, напомнившее мне почему-то школу на летних каникулах, таким пустым и гулким оно оказалось, обнаружила, что помимо платы за вход надо еще приплатить за фотосъемку 100 крон. Так что получилось на тот момент сумма почти в 8 доллларов, что согласитесь совсем не дешево, особенно если учесть, что в Италии за посещение собора денег не берут.
13
Румбуркская Лоретта.
Засушенная, бледная, как моль, чешка, выдав по моей просьбе описание на русском, спросила для отчетности из какой страны я прибыла, и долго соотносила в голове русский язык и Израиль. Лицо отчетливо показывало, с каким трудом проворачивается в голове её эта мысль.
На этих 2-х моментах: получении денег и занесении в реестр, ее патронаж надо мной закончился. Я отправилась в свободное плавание по коридорам клуатра, а она пошла натаскивать свою более молодую и аппетитную коллегу. То-ли она собиралась на пенсию, то-ли они ожидали наплыва туристов, при котором одним экскурсоводом не обойтись.
Блажен кто верует.
14
Румбуркская Лоретта.
Как вы понимаете, ничего выдающегося и из ряда вон прекрасного я для себя не нашла. Угловые капеллы, сводчатые коридоры. Сколько уж их повидано и рассмотрено.
10
Румбуркская Лоретта.
Единственно пожалуй, что зацепило взгляд и вызвало интерес, так это лестница, вызвавшая почему-то ассоциацию со старинным кораблем, из окошек трюма которого торчали человеческие головы.
22
Лестница спроектирована Э.Доллхопфом.
Оказалось, что задумана она была, как лестница, по которой во дворец Пилата поднимался Иисус, а головы — злобные лица иерусалимцев. 28 градусов наклона соблюдены, остальные обстоятельства — вольный пересказ Э.Доллхопфа — автора статуй.
11
Статуи резчика по дереву Франца Бинерта.
Выйдя из галереи я зашла в саркофаг.
10
Маленькая часовня со статуей. Паутина по углам, опутывающая засохшие букеты. Запустение и какая-то беззащитность.
14
Да и весь этот комплекс Румбуркской Лоретты вызвал у меня ощущение сходное с тем, что оставил Устецкий край целиком — чистенько, но бедненько.
12
Да, а что наш заказчик — Антон Флориан фон Лихтенштейн? Он-то и стал первым настоящим князем Лихтенштейна со всеми прилагающимися атрибутами. Воспитанник, тогда уже император Карл VI, указом от 1719 года объединил владение Шелленберг и графство Вадуц в княжество Лихтенштейнское. А может, кто знает, и сооружение Лоретты и покровительство Черной Мадонны сыграли не последнюю роль. И почему бы не зачесть это еще одним её чудом?